Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2021
45.00 BYN
Обучение детей дошкольного возраста сочинению сказок
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика развития речи
Организация: Ясли-сад №394, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
1.1. Лингвистические особенности сказки как жанра фольклора
1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогические особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок
1.4. Этапы, методы и приемы работы по обучению детей дошкольного возраста сочинению сказок
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
2.1. Исследование уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация комплекса занятий по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
2.3. Анализ результативности проведенной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования.
Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает словесное творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности, требующий взаимного действия некоторых психических функций. Проблема развития связной речи дошкольников продолжает оставаться актуальной в педагогике. Этот период от 3 до 7 лет представляется сензитивным для изучения различных форм речи (Л.С. Выготский).
В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования речевого творчества, доказано, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального образования, важным условием которого является выбор средств (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и другие).
Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования творческих речевых навыков у детей является сказка (М.М. Конина, Л.М. Панкратова, В.А. Сухомлинский, Л.Е. Тумина, А.Е. Шибицкая).
Сказка - один из любимых жанров творчества дошкольников. Слово «сказка» живет в сознании детей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и реагирует на события и явления мира, выражает свое отношение к добру и злу, ведь главной отличительной чертой сказки является метафоричность, то есть отражение жизненного опыта человека через приемы символической аналогии.
Цель исследования – определить продуктивные подходы к развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить лингвистические особенности сказки как жанра фольклора;
- раскрыть особенности развития речи у детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок;
- рассмотреть этапы работы по обучению детей дошкольного возраста сочинению сказок;
- охарактеризовать методы и приемы работы по обучению детей дошкольного возраста сочинению сказок.
Объект исследования: речевое творчество детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
1.1 Лингвистические особенности сказки как жанра фольклора
Сказка является одним из жанров фольклора или литературы. Это эпическое произведение, в основном прозаическое, с магическим, героическим или бытовым характером. По словам советского филолога, фольклориста В.Я. Проппа, к основным характеристикам сказки относятся «несоответствие между окружающей действительностью» и «необычные... события, которые повествуются», в данном случае сказка отличается от литературного повествования. В сказке есть колоссальная составляющая информации, передаваемой из поколения в поколение, вера которой основана на уважении к предкам [18; 19].
Понятие «сказка» – предмет многочисленных научных исследований и споров. Долгое время ученые не пытались дать определение сказки и, соответственно, не приводили ее жанровые признаки.
Рассмотрим понятие сказка в толкованиях современных ученых. По мнению русского писателя, этнографа и лексикографа, собирателя фольклора, военного врача И.В. Даля сказка – «вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание» [5, c. 25].
Согласно Толковому словарю советского и российского лингвиста, лексикографа, специалиста в области русской дериватологии, автора и редактора современных словарей русского языка Т.Ф. Ефремовой, сказка «а) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях; б) литературное произведение такого характера» [8, c. 83].
У советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова мы находим следующее объяснение: «сказка повествовательное, обычно народно–поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» [16].
Сказка – это «все формы прозаического повествования письменные или устные, которые передавались в течение многих лет» – так считает канадский писатель и художник С. Томпсон [29].
В. Я. Пропп дал свое понимание сказки в самом общем виде, определяя её как «рассказ, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики» [17; 18].
Другой крупный исследователь А. И. Никифоров предложил следующее определение: «сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно–стилистическим построением» [15, c. 85].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК
2.1 Исследование уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
Базой исследования выступило Государственное учреждение образования «Ясли-сад №394 г. Минска «Мир на ладошке». Выборка составила 24 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет): в экспериментальную и контрольную группы было распределено по 12 детей.
Цель констатирующего этапа исследования – определить уровень развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе исследования нам необходимо отобрать комплекс методик, которые будут способствовать выявлению уровня развития речевого творчества детей.
Для исследования был выбран ряд методик:
1. «Сказка кукле» – авторы В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева
2. Пересказ сказки «Колобок».
1. «Сказка кукле» – авторы В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева
Данная методика заключается в анализе способностей детей вести монолог. При анализе монолога необходимо оценить следующие показатели:
• умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания и соответствии с выбранным жанром;
• умение выбрать тему и дать название связному высказыванию;
• умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы;
• умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец);
• использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета;
• использование грамматических средств выразительности;
• использование интонационных средств выразительности;
• самостоятельность в составлении монолога.
Оценка результатов:
Высокий показатель – 2 балла:
- умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;
- умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;
- разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка – это жанр устной и письменной художественной литературы о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Она отличается специальным сюжетно–композиционным, стилистическим построением и жанровым многообразием. Сказка - один из любимых жанров творчества дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте речевые навыки ребенка продолжают совершенствоваться во всех областях. Фразы становятся более развернутыми, произношение становится четким, а изречения - точными. Существуют два аспекта развития словарного запаса у дошкольников: увеличение количества слов и качественное развитие словарного запаса, т.е. овладение значением слов. Многозначность употребления слов расширяется. В старшем дошкольном возрасте дети достигают такого уровня овладения языком, что он становится не только полноценным средством общения и познания, но и объектом сознательного изучения. Данный период познания языковой действительности педагогами называется периодом грамматического языкового развития.
Старшие дошкольники имеют уникальные возможности в области речевого творчества, способны придумывать оригинальные сказки. Под способностью к сочинению сказок следует понимать индивидуально-типологические особенности психических познавательных процессов, обусловленные межполушарной асимметрией мозга и влияющие на характер операций и умений в художественно-речевой деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста.
Существует несколько этапов работы над сочинением сказок: накопление художественного материала; овладение творческим действием; собственно процесс детского творчества. Руководя процессом формирования умения сочинять сказки, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать активным педагогическим приемам, которые обеспечивают создание собственных литературных произведений, в том числе и сказок. В качестве основных приемов обучения сочинению сказок предлагают: продолжение рассказа воспитателя, сочинение на предложенную и самостоятельно выбранную тему, введение фантастических элементов в реалистический сюжет. Оригинальные методы составления сказок с детьми предлагают педагоги, работающие по методике ТРИЗ, а также методы фантазирования, предложенных Дж. Родари.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок. Базой исследования выступило государственное учреждение образования «Ясли-сад №49 г. Минска «Мир на ладошке». Выборка составила 24 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет): в экспериментальную и контрольную группы было распределено по 12 детей.
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2001. – 256 с.
3. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошина. – Пермь: ПГПИ, 1991. – 165 с.
4. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у младших школьников / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 211-213.
5. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – Москва : Эксмо, 2011. – 736 с.
6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М.Дьяченко. – М.:Мозаика-Cинтез, 2008. – 128 с.
7.Ельцова, О.М. Развитие речевой и коммуникативной деятельности у старших дошкольников (первый год обучения). Альбом / О.М. Ельцова. – М. : Детство-Пресс, 2014. – 46 c.
8. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. Том 1. А–Л : в 3 т. / Т. Ф. Ефремова. – Москва : АСТ, 2004. – 783 с.
9. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин. – СПб.: ООО Издательство «Питер», 2011. – 448 с.
10. Краснова В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: На материале сказок: дис. … канд. пед. Наук / В.А.Краснова. – М., 1999. – С. 76–77.
11. Леонова, Т. Г. Жанр сказки. Фольклорная и литературная сказка [Электронный ресурс] / Т. Г. Леонова. Режим доступа: http://www.litexplorer.ru/litexps–720–4.html.
12.Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. – М. : АРКТИ, 2005. – 252 с.
13. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
14. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений /под ред. М.П. Воюшиной. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с
15. Никифоров, А. И. Сказка, ее бытование и носители : монография / А. И. Никифоров. Москва : АСТ, 2004. 385 с.
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Л. И. Скворцов. – Москва : Мир и образование, 2013. – 1376 с.
17. Пристли, Д. Б. Заметки на полях : худ. Публицистика : пер. с англ. / Д. Б. Пристли. Москва : Прогресс, 1998. 468 с.
18. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – М: Лабиринт, 2000. – 416 с.
19. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки : учеб. пособие / В. Я. Пропп. Москва : Лабиринт, 2005. – 521 с.
20. Пропп, В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки (Ответ К. Леви–Строссу) : монография / В. Я. Пропп. Москва : Академический проспект, 2001. 702 с.
21. Прохоров, А. М. Большая Советская Энциклопедия (3–е изд.) : в 30 т. / А. М. Прохоров. Москва : Советская Энциклопедия, 1976. 640 с.
22. Психология одарённости детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса – М., «Академия», 1996. – 416 с.
23. Пятница, Т. В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. образования / Т. В. Пятница. – Мозырь : Белый ветер, 2015. – 165 с.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
25. Старжинская, Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н. С. Старжинская. – Минск : Новое знание, 2016. – 208 с.
26. Танина Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: дис. …канд. пед. Наук / Л.В.Танина. – М., 1999. – 167 с.
27. Учебная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа: https://adu.by/images/2019/10/up-doshkolnoe-2019-rus-bel.pdf.
28. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
29. Шапатина, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара : Универс групп, 2007. – 349 с.
30. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой. М., 1988.
31. Швачкин Н.Х. Развитие первых слов ребенка / Н.Х. Швачкин. – М.: НПО «МОДЭК», 2001. – 138 с.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 194 с.
33. Thompson, S. The Folktale : training manual / S. Thompson. Whitefish, Montana: Kessinger Publishing, 2010. – 526 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты