Конфликт поколений отцов и детей в условиях цифровизации современного общества
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конфликт поколений отцов и детей в условиях цифровизации современного общества»
по дисциплине: «Социальные коммуникации»
2021
45.00 BYN
Конфликт поколений отцов и детей в условиях цифровизации современного общества
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальные коммуникации
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
1.1 Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа — их ключевые особенности и различия
1.2 Возрастные социальные стереотипы и их влияние на взаимоотношения отцов и детей
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И КОНФЛИКТЫ
2.1 Конфликт ценностных предпочтений
2.2 Цифровизация коммуникации и новые практики
ГЛАВА 3. ОТЦЫ И ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
3.1 Смена передачи знаний и влияние на отношения доверия и понимания поколений
3.2 Позитивные и негативные черты эпохи цифровизации и мобильной связи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
«Поколение Z», «цифровое поколение», «сетевое поколение», «цифровые аборигены» («digitalnatives») - все эти словосочетания используются сегодня для обозначения поколения детей и молодежи, прошедших социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности.
По поводу цифрового поколения идут интенсивные дискуссии как общественные, так и профессиональные. Даются диаметрально противоположные оценки: от откровенно алармистских (акцент здесь делается на цифровой зависимости) до панегирических (открытие ранее невиданных возможностей для развития человека). Однако, если отбросить крайности, остается важным вопрос: насколько вообще концепт «цифрового поколения» (если можно в данном случае говорить о концепте, а не о красивой метафоре) пригоден для понимания современных детей и молодежи, каким эвристическим потенциалом он обладает для педагогической науки и практики, насколько он теоретически и эмпирически обоснован?
Концепт «цифровое поколение» («поколение Z»), безусловно, апеллирует к теории поколений, которая начала интенсивно разрабатываться в зарубежных социогуманитарных науках в 1990-х гг. Считается, что родоначальниками современной версии теории поколений являются Нэйл Хоув и Уильям Штраус. В 1991 г. в книге «Поколения: история американского будущего, 1584 - 2069» они впервые сформулировали основные идеи своей концепции поколений, которые легли в основу как их собственных интерпретаций, так и работ других исследователей.
Согласно теории Хоува и Штрауса, поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12 - 14 лет. Поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными, не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей.
Таким образом, под поколением в рамках рассматриваемой теории понимается общность людей, рожденных в определенный исторический период и являющихся носителями схожих ценностей, сформированных под воздействием общих факторов (социальных, культурных, экономических и политических событий, технического прогресса).
ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
1.1 Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа — их ключевые особенности и различия
Первый вопрос, который рассматривался авторами исследования, ‒ выяснить, имеются ли различия между поколениями, которые могут быть верифицированы методами математической статистики.
Изучение качественной характеристики полученных данных позволяет констатировать, что в постперестроечном поколении статистически значимо усилились общие мыслительные способности личности (шкала В): проницательность, умение быстро усваивать информацию, склонность иметь широкие интеллектуальные интересы, рассудительность, упорство, настойчивость. Данные характеристики внешне противоречат снижению показателей вербального (ВИ) и невербального (НИ) интеллекта.
Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) проследили эти циклы на примере развития американского общества со времен Колумба. Более 500 лет истории одного государства легли в основу их теории. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет.
Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается по-разному, где-то сейчас кризис, а где-то процветание. Мы поговорим об особенностях поколений России последнего столетия, то есть о тех, с кем бок о бок живем, работаем, помним и чтим прошлое и строим будущее.
В нашей стране изучением этого вопроса занимается RuGenerations - «российская школа Теории поколений», ее публикации легко найти в интернете, и уже вышли 2 российские книги. 4 экономических цикла в теории поколений названы по временам года. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И КОНФЛИКТЫ
2.1 Конфликт ценностных предпочтений
Одной из отличительных особенностей нашего времени, как уже говорилось, является формирование профессиональных ценностей и ориентаций молодежи в условиях рыночных отношений. Проведенное нами исследование показало, что молодое поколение утратило структурную однородность, свойственную советскому периоду, когда молодежная политика государства сводилась к преодолению социальных различий между классами, а особое внимание уделялось вопросам единства целей разных групп молодежи.
При анализе общемировоззренческих оснований самоопределения студенчества использовалась методика ценностных ориентаций М. Рокича, прежде всего предложенные им классификации терминальных и инструментальных ценностей [20]. Эти идеи получили развитие в работах М. З. Гарвановой и И. Г. Гарванова [21, с. 6–8]. Терминальные ценности – это убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (ценности-цели), а инструментальные – в том, что какой-то образ действия или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации (ценности-средства).
Достижение материальной обеспеченности является приоритетной задачей для 64,1% студентов УГГУ и для 51,3% опрошенных из УИУ РАНХиГС. 58,2% обучающихся в Институте управления придают значение самообразованию, практически каждый второй мечтает о счастливой семейной жизни и стремится к любви. Наряду с финансовым благополучием и необходимостью саморазвития молодежь дорожит общением со своими друзьями и ориентирована на поиск интересной работы. Для трети студентов важно чувство уверенности в себе, а для четверти – сопричастность жизненной мудрости. Каждый пятый стремится к удовольствиям, или к творчеству, или к полному использованию своих возможностей, сил и способностей в социальной жизни. О счастье других людей думают единицы.
Интерес представляет анализ соотношения ценностей профессиональной самореализации и личных способностей и жизненных ориентаций личности. В обозначенных аксиологических границах могут быть осмыслены все основополагающие стороны студенческой жизнедеятельности, что позволяет воссоздать достаточно объективную картину аксиологических ориентаций студентов.
ГЛАВА 3. ОТЦЫ И ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
3.1 Смена передачи знаний и влияние на отношения доверия и понимания поколений
Региональный семинар «Проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифрового образования», проходящий в конце 2020 году, имеет актуальную тематику, которая остается такой в течение длительного времени. В Екатеринбурге часто проходят международные и всероссийские конференции со схожей повесткой на многих площадках в разные годы: «Духовно-нравственный прорыв к сильной России», «Семья и будущее России», «Гражданская культура российского студенчества», «Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках», «Российский человек в «разломе эпох»: quo vadis?», «Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития» и др.
Напомню, что в ноябре 2005 года в наш город прибыли некоторые создатели «Русской доктрины», труда, подготовленного коллективом авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда «Русский предприниматель» под эгидой Центра динамического консерватизма.
«Научные достижения, заложенные в проекте «Русская доктрина», имеет смысл использовать для создания в России единой системы образования, основанной на воспитании духовности в подрастающем поколении. Такое мнение высказал заведующий научно-исследовательской лабораторией «Педагогика православия» УрО РАН Станислав Погорелов, выступая на круглом столе, посвященном проблемам образования и будущему России в Уральском горно-геологическом университете. По его словам, речь идет еще и о том опыте, который был накоплен педагогами в дореволюционной, советской и пореформенной России. Все уровни власти, ученые, предприниматели и просто граждане страны заинтересованы в создании единой системы образования» [1]. С точкой зрения авторов, многие из которых являются представителями русской православной церкви, я бы сегодня не согласилась. Подчеркну, что я была участником того круглого стола и имею «Русскую доктрину» в собственности, знакомилась с некоторыми ее положениями. Консервативные идеи, высказанные в ней, не овладели российскими умами, не подтвердилось и суждение, что «церковь в авангарде национальной консолидации» [2, с. 56]. Не случилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причины преступности в молодежной среде и ее последствия еще предстоит изучить, без этого о благополучии всего российского общества, здоровом моральном климате в будущем сложно говорить. По нашему мнению, нужно понимать, куда идут деньги, предназначенные семьям с детьми, чтобы родители не брали кредиты для покупки школьных принадлежностей и компьютерной техники, столь необходимой в условиях цифровизации. К слову, даже учебники для 4 класса «Основы православной культуры» 192 стр. стоят 785 рублей, «Основы светской этики» 176 стр. – 785 рублей, «Основы буддийской культуры» 176 стр. – 1060 рублей, «Основы иудейской культуры» 200 стр. – 757 рублей, «Основы исламской культуры» 176 стр. – 757 рублей. Как видим, приобщение к духовным ценностям сегодня очень недешево стоит. Средства нужны всем: кадетскому корпусу для ремонта помещений, туристическим кружкам для покупки палаток, сельским школам для приобретения современного спортивного инвентаря, студентам дизайнерам для покупки полиграфического оборудования и пр., Например, школа № 77 на ул. Кузнецова, 5 (Уралмаш) в течение десятков лет не имеет актового зала, спортивного зала и мастерских, хотя ей обещали построить их очень давно. Но денег на всех хронически не хватает, и возникает вопрос о социальной справедливости: почему одни имеют все, а другим не хватает самого необходимого? Профессор В.Н. Руденкин в статье «Проблема справедливости в современном российском обществе» пишет: «Означает ли это, что мечта россиян о социальной справедливости неосуществима? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Многое будет зависеть от позиции государства, от его готовности слушать и слышать голос гражданского общества, реагировать на исходящие от него общественные запросы, поддерживать с ним подлинно партнерские отношения. Не менее важно, какую позицию займет гражданское общество, смогут ли его институты заставить государство признать в своем лице авторитетного социального партнера, с законными требованиями и позицией которого следует считаться; консолидировать свои усилия по изменению сложившейся в стране несправедливой (с их точки зрения) общественной модели» [5, с. 206]. Педагогическое и родительское сообщество должно ставить вопросы перед властью и добиваться их решения, так как многие из них без материальной поддержки и социального одобрения не решаются положительно, а проблемы имеют свойство нарастать и углубляться.
1. Брель Е.Ю. Алекситимия в структуре «практически здоровой» личности. Сибирский психологический журнал. 2018; 67: 89‒101. DOI: 10.17223/17267080/67/7
2. Брель Е.Ю., Стоянова И.Я. Феномен алекситимии в клинико-психологических исследованиях. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017; 4(97): 74‒81. https://doi.org/10.26617/18103111-2017-4(97)-74-81
3. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2004: 104.
4. Клюева Н.В. Психология переживания культурной травмы и нестабильность России. Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2016; 6(41) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
5. Ловелле Р.П. Психологическая уязвимость. Психологические основы деятельности врача. Избранные лекции и статьи / под ред. Р.П. Ловелле и Н.В. Кудрявой М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999: 19‒23.
6. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Нужна ли новая парадигма психологии здоровья? Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2017; 9, 4(45) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
7. Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире / под ред. Э.В. Галажинского, В.И. Кабрина. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017: 282.
8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004: 608.
9. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / сост. А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. 3-е изд. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2000: 34.
10. Рогачева Т.В., Самсонов С.А. Взаимосвязь клинических и психологических факторов невынашивания беременности. Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015; 5(34) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
11. Семке В.Я., Брель Е.Ю., Стоянова И.Я. Психологическая модель алекситимии в ракурсе факторного анализа. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009; 1(52): 93‒95.
12. Табидзе А.А. Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической психологии. Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2015; 6(35) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
13. Тест умственных способностей. Руководство / Авторы адаптации: Сенин И.Г., Сорокина О.В., Чирков В.И. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1993: 27.
14. Урываев В.А. Российская молодежь в эпоху трансформации общества: поколение XP и поколения X, Y, Z. Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2017; 9, 5(46) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
15. Урываев В.А. Динамика личностных изменений и ценностей студентов-медиков в конце XX ‒ начале XXI вв. в вопросах семейных отношений. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2014; 3(84): 87‒90.
16. Colman I., Ploubidis G.B., Wadsworth M.E.J., Jones P.B., Croudace T.J. A longitudinal typology of symptoms of depression and anxiety over the life course. Biol. Psychiatry. 2007; 62: 1265–1271. DOI: 10.1016/j.biopsych.2007.05.012
17. Aboud F.E., Yousafzai A.K. Global Health and Development in Early Childhood. Annu Rev Psychol. 2015; 66(1): 433–457. DOI: 10.1146/annurevpsych-010814-015128
18. Bornstein M.H. Human Infancy … and the Rest of the Lifespan. Annu. Rev. Psychol. 2014; 65(1): 121– 158. DOI: 10.1146/annurev-psych-120710-100359
19. Kojima C., Sasaki H., Tsuchiya Y., Goto K. The influence of environmental temperature on appetiterelated hormonal responses. Journal of Physiological Anthropology. 2015; 34: 22. doi: 10.1186/s40101-015-0059-1
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты