Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Развитие речи»
2021
45.00 BYN
Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Развитие речи
Организация: Ясли-сад № 445, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные автором в соответствии с методикой Е.О. Смирновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные автором в соответствии с методикой Е.О. Смирновой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста
1.2 Лингвометодические особенности воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста
1.3 Проблема воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста в дошкольной лингводидактике
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление первоначального уровня сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание организационно-педагогических условий воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Речь является самой важной формой общения между людьми. Первоначальные впечатления от людей создаются, в первую очередь, в процессе непосредственного общения.
Речевой этикет – словесное выражение взаимного уважения. Используя вежливые формы языка, люди могут отстаивать свои взгляды, не влияя на позицию другого человека.
Культурные правила коммуникативного этикета должны воспитываться с раннего возраста. Чем раньше начинается культурное и лингвистическое образование, тем раньше ребенок может приобрести различные коммуникативные навыки.
Процесс формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста изучался отечественными и зарубежными учеными: А.М. Бородич, Н.В. Крулехт, Л.И. Божович, М.В. Ильяшенко, В.И. Логинова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и т.д.
Цель исследования: разработка педагогических условий, способствующих воспитанию речевого этикета у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
- раскрыть теоретико-методологические подходы к воспитанию речевого этикета у детей дошкольного возраста.
- выявить особенности сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
- подготовить и апробировать проект «Волшебные слова», способствующий созданию условий для воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей дошкольного возраста
Предмет исследования: формирование умений речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной и специальной литературы по теме исследования; педагогический эксперимент, анализ, качественная и количественная обработка данных.
Теоретическая и практическая значимость: в работе представлен проект «Волшебные слова», способствующий созданию условий для воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста, который может быть использован педагогами в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 445 г. Минска»
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 детей (20 дошкольников экспериментальной 20 дошкольников контрольной группы) в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста
Для того чтобы рассмотреть психолого-педагогические характеристики речевого этикета для дошкольников, необходимо сначала рассмотреть понятие «этикет».
«Этикет» – это свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обращение с людьми, поведение в общественных местах, манеры и одежда): это часть внешней культуры общества (культура поведения). Этикет включает в себя те требования, которые приобретают строго регламентированный церемониальный характер».
Курочкина И.Н. определяет этикет как «свод правил поведения, принятых конкретной социокультурной группой», «установившийся порядок поведения в обществе, состоящий из свода правил, регулирующих внешние проявления межличностных отношений, проявляющиеся в обращении с людьми, обращении и приветствии, поведении в общественных местах и т.д.». По мнению автора, важнейшей социальной функцией этикета является превентивная функция, т.е. предотвращение конфликтных ситуаций в межличностных взаимодействиях.
Соблюдение этикета зависит от самой личности, поскольку человек как таковой является субъектом нравственного прогресса, и поэтому нравственному воспитанию отводится ведущая роль в формировании личности. Многие педагоги разработали теории и методы нравственного воспитания детей, главное направление которых – гуманистическое направление.
Современный этикет регулирует поведение людей в повседневной жизни, на работе, в общественных местах и на улицах, в гостях, на официальных приемах, поэтому нет сомнений в важности овладения нормами этикета. Многие люди не до конца осознают важность этикета в современном обществе, и это мастерство этикета помогает в карьерном росте. Есть те, кто пытается следовать этикету, но не уверен в том, что они говорят и действуют правильно, те, кто делает ошибки и действует неправильно из-за незнания, и те, кто знает правила поведения, но не заботится о том, чтобы понять, что именно они означают.
В основе этикета лежит важнейший принцип общественной жизни и человеческих отношений – уважение к людям.
Приобретение манер каждым человеком во время социализации происходит на двух уровнях.
- 1 уровень подражания, дублирования, исполнения.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление первоначального уровня сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста
Для изучения уровня сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 445 г. Минска». В исследовании приняли участие 40 детей (20 дошкольников экспериментальной 20 дошкольников контрольной группы) в возрасте 5-6 лет.
Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:
I этап: констатирующей диагностики – предусматривает диагностику уровня сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
II этап: формирующий – направлен на освоение ребенком речевых этикетных умений. На данном этапе разработан и реализован проект «Волшебные слова», способствующий созданию условий для воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
III этап: заключительный – диагностика сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста по результатам экспериментального исследования.
На первом этапе (констатирующей диагностики) проводилось изучение уровня сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
На данном этапе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить критерии и показатели речевых этикетных умений детей старшего дошкольного возраста, формирование которых предусмотрено программой УДО.
2. Разработать содержание диагностических материалов.
3. Определить уровень сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Во время констатирующего этапа опытно-поисковой работы применялись следующие методы: беседа, наблюдение, количественная и качественная обработка данных.
На основе изученной психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы мы выделили следующие критерии и показатели речевых этикетных умений детей старшего дошкольного возраста:
1. Когнитивный критерий: направлен на определение активного словаря, понимание культуры речевого поведения, умение отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы.
2. Деятельностно-речевой критерий: владение формулами речевого этикета; культура речевого общения со взрослыми и сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этикет – это устойчивая система социально предписанных форм общения для вербального контакта между собеседниками и для взаимодействия в формальных и неформальных ситуациях. Речевой этикет – это конкретный выбор высказывания для конкретного партнера в конкретной ситуации; это устойчивая система выражений, используемых в контексте установления и поддержания контакта. Навыки речевого этикета включают высокий уровень владения и полное применение формул речевого этикета, а также сознательное следование правилам этикета. Речевой этикет включает в себя слова и фразы, которые люди используют для приветствий, прощаний, извинений и т.д., как обращаться к людям в различных ситуациях, характерную интонацию выражения вежливых формул.
В старшем дошкольном возрасте отношения со взрослыми и сверстниками становятся более сложными и значимыми. Изменения в сознании, деятельности и личности ребенка являются проявлениями волевых психических процессов, т.е. способности сознательно управлять своим поведением и психическими процессами – памятью, вниманием, восприятием и т.д. Вербальная коммуникация – это активный и живой процесс взаимодействия общающихся субъектов, направленный на достижение конкретного жизненного, целеполагающего результата, основанный на обратной связи конкретных речевых актов и органично включающий в себя все остальные действия.
Выдающиеся ученые рассматривают речевой этикет как важнейшее условие формирования культурно развитой личности, способной ориентироваться в любой ситуации общения. Благодаря работе таких исследователей, как Е.А. Флёрина, В.А. Сухомлинский, И.Н. Курочкина и др. были созданы необходимые основы, использование которых может помочь эффективно осуществлять образовательную деятельность. Основными средствами педагогического воздействия на детей являются: упражнения, учебные ситуации, поощрение, подражание, разнообразные словесные методы, объяснение, беседа.
Для изучения уровня сформированности речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование.
Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 445 г. Минска». В исследовании приняли участие 40 детей (20 дошкольников из экспериментальной группы и 20 дошкольников из контрольной группы) в возрасте 5-6 лет.
Диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста преобладал низкий (в экспериментальной группе) и средний (в контрольной группе) уровень сформированности навыков речевого этикета.
По результатам исследования мы разработали проект «Волшебные слова», способствующий созданию условий для воспитания речевого этикета у старших дошкольников.
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет : пособие для студентов-иностранцев / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. – 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1983. – 181 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. -272 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2004. – 400 с.
4. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками : книга для воспитателей / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
5. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой : книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей : учебник / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2008.-255с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. : монография / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Ворошнина, Л.В. Функции речи / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9.-С.23-24.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи : учебник / А.Н. Гвоздев. – М., 2010-234с.
10. Гольдин, В.Е. Обращение: теоретические проблемы : монография / Под ред. Л.И. Баранниковой. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Книжный дом «Либриком», 2009. — 136 с.
11. Гольдин, В.Е. Речь и этикет : монография / В.Е. Гольдин. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 234 с.
12. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности : методическое пособие для воспитателей / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.
13. Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетноролевых игр детей 4-5 лет : учебно-методическое пособие /. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 144 с.
14. Доценко, Е.Л. Психология и педагогика : учебное пособие для студентов / Е.Л. Доценко, Е.В. Фомичева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 220с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
16. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
17. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве : учебно-методическое пособие / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 198 с.
18. Конина, М.М. Развитие речи / М.М. Конина. – 1990 // Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет: (Кн. для родителей) / Под ред. Е. А. Флериной. – Москва: Учпедгиз, 1990 . – С. 150-162.
19. Крулехт, Н.В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников / Крулехт Н.В. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2014. С. 403-405.
20. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : книга для педагогов / И.Н. Курочкина. – М.: Владос, 2013. – 224 с.
21. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений / И. Н. Курочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 256 с.
22. Кузнецов, И. Все об этикете: Этикет от А до Я. : монография / И. Кузнецов. – М.: Минск, 2006. – 681 с.
23. Ладыженская, Т.А. Живое слово. : Т.А. Ладыженская.- М.: Просвещение, 1986. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 2007.-405 с.
24. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 2000. – 190
с.
25. Логинова, В.И. Формирование речевого этикета в процессе освоения системных знаний : учебно-методическое пособие / В.И. Логинова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного
возраста: сб. науч. трудов. – Л., 2013.-216с.
26. Логинова, В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4.-С.23-25.
27. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) : учебное пособие / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2014. – 336с.
28. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2010.—192 с.
29. Стернин, И.А. Русский речевой этикет / И.А. Стернин. – Воронеж, 1996.- 73 с.
30. Смирнова, Е.О. Детская психология : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
31. Сохин, Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольника : учебник для вузов / Ф.А. Сохин.- М.: Эксмо, 2013. – 274с.
32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : учебное пособие / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2003.- 263 с.
33. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитателей дошкольных учреждений / А. П. Усова; Москва: Просвещение, – 1980. –164 с.
34. Усачев, А. Азбука хорошего поведения / А. Усачев. М.: Росмэн, 2012. – 78 с.
35. Ушакова, О. С, Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
36. Формановская, Н. И. Вы сказали: Здравствуйте! : Н. И. Формановская, 3-е изд. М.: Знание, 1989. – 160 с.
37. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. – 2-е изд. – М.: Икар, 2005. – 250 с. 61
38. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Формановская, Н. И. – 2-е изд. М.: Икар, 2005. – 255 с.
39. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные автором в соответствии с методикой Е.О. Смирновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностические задания, содержащие серии вопросов и заданий для индивидуальных бесед с детьми, разработанные автором в соответствии с методикой Е.О. Смирновой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты