Совершенствование техники бега с низкого старта у учащихся 5-11 классов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совершенствование техники бега с низкого старта у учащихся 5-11 классов»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Совершенствование техники бега с низкого старта у учащихся 5-11 классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Легкая атлетика как средство физического воспитания школьников
1.2 Особенности физического состояния учащихся 5-11 классов
ГЛАВА 2. БЕГ С НИЗКОГО СТАРТА
2.1 Техника и кинетика бега с низкого старта
2.2 Методика обучения низкому старту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в школе призвана укрепить здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физкультуры учащиеся получают важные навыки двигательной активности – бега, ходьбы, бросания предмета и так далее.
Легкая атлетика – один из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников.
Проведение уроков физического воспитания в разделе учебной программы «Легкая атлетика» способствует достижению главной цели обучения: укреплению физического здоровья детей, формированию полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.
Легкая атлетика отличается разнообразием форм тренировок, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают его виды [2].
Бег – важнейший вид легкой атлетики и основа соревновательных видов спорта.
Бег обычно является стержнем всех соревнований. Кроме того, бег является неотъемлемой частью многих других видов легкой атлетики, таких как прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом и метание копья. По своей природе бег оказывает разное воздействие на человеческий организм [10].
Актуальность: низкий старт, может быть не самый сложный элемент в легкой атлетике, но как правило, игнорируемый школьниками специализированно не занимающихся в спортивных секциях.
Многие преподаватели физической культуры обращают внимание на нежелание обучающихся, стартовать из положения низкого старта. Что, возможно, вызвано непониманием преимущества правильной техники низкого старта и неумением его выполнять.
Цель курсовой работы: изучить использование эффективных средств и методов развития силовых способностей.
В связи с целью определены задачи исследования:
1. Рассмотреть легкую атлетику как средство физического воспитания школьников.
2. Изучить технику и кинетику бега с низкого старта.
3. Рассмотреть методику обучения низкому старту.
Объект исследования: техника бега с низкого старта.
ГЛАВА 1. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Легкая атлетика как средство физического воспитания школьников
Как вид спорта атлетика является одним из самых известных широкому кругу людей, но не многие из знающих о нем слышали, сколько трудностей и преград прошли многочисленные основатели этого спорта на протяжении веков, чтобы вывести этот спорт в массы.
Легкая атлетика – один из наистарейших видов спорта. Спортивные мероприятия нередко велись в сочетании с религиозными торжествами, как и Олимпийские игры в Древней Греции.
На продолжении 11 веков, начиная с 776 г. по нашей эпохи, соревнования проводились только с участием мужской части населения и считались очень популярными и элитными событиями [18].
История легкоатлетических соревнований уходит своими корнями в далекое прошлое. Изначально легкоатлетические соревнования устраивались народами Африки и Азии ещё до нашей эры. Пик развития лёгкой атлетики был отмечен в Древней Греции. Первые Олимпийские игры датируются 776 годом до нашей эры и проведены они были именно в Древней Греции. Программа Олимпийских игр того времени включала в себя всего лишь один вид бега – бег на одну стадию.
Длина этой стадии была равна 192 м 27 см. Спустя небольшой промежуток времени, в 720 году до нашей эры, бег был проведён уже на 2 дистанции. По прошествии времени последующие забеги стали состояли уже из 24-х стадий. Для победителей в этом Олимпийском забеге оказывались большие почести. В честь победителей возводили монументы, их избирали на почетные должности [4].
Римляне продолжали олимпийскую традицию вплоть до тех пор, пока на престол не стал правитель Феодосий I, он ввел под запрет организацию игр в 394 г. нашей эры.
В Средние века, за исключением недолгого возрождения в Англии XII века, атлетика фактически пропала. Настоящее формирование легкой атлетики как современного вида спорта взяло начало в Англии в XIX веке. В английских школах и институтах учащиеся дали данному спорту импульс через собственные межклассовые встречи и в 1849 г. Королевская боевая академия в Сандхерсте провела первую подобную легкоатлетическую встречу.
ГЛАВА 2. БЕГ С НИЗКОГО СТАРТА
2.1 Техника и кинетика бега с низкого старта
Низкий старт – самый распространенный способ начать спринтерский забег, потому что он позволяет вам стартовать быстрее и достигать максимальной скорости на коротких дистанциях. Стартовые станки или стартовые колодки используются для обеспечения комфорта и силы поддержки ног.
Низкий старт позволяет быстро начать бег и достичь максимальной скорости в небольшом диапазоне. Чтобы лучше поддерживать ноги, используют стартовые колодки или другие опоры для ног (стартовый станок). Положение стартовой колодки зависит от длины тела и технических характеристик бегуна [11].
Кинетика бега с низкого старта
Как известно, центр тяжести человека находится на высоте таза. Вставая в положение «низкий старт», мы опускаем центр масс ниже уровня при беге или ходьбе. Следовательно, из-за разбежки мы будем вынуждены поднять центр массы вверх. С другой стороны, «низкий старт» сам по себе является способом увеличения скорости за счет силы тяжести (то есть падения).
Дело в том, что проекция центра массы не только опускается, но и перемещается вперед за пределы зоны опоры.
Удобное стартовое положение – для каждого свое. Это зависит от многих факторов: от соотношения длины тела, рук и ног, физического состояния.
В исходном положении важнее всего не ноги, а руки. Положение рук определяет, насколько высоко нужно поднять таз. Чем уже поместить руки, тем выше начальный центр массы. Следовательно, требуется меньше усилий, чтобы поднять таз в «рабочее положение».
И наоборот, чем шире расположение рук, тем ниже центр массы, и, как следствие, для его подъема потребуется больше усилий. Таким образом, можно сделать следующие выводы: слабы спринтерам вначале не рекомендуется широко расставлять руку на старте [29].
Еще одна тонкость связана с положением рук. Их можно поставить вплотную к блоку (ногам), и тогда мы получим так называемый «закрытый старт». Преимущество этого исходного положения в том, что все мышцы находятся в сжатом пружинном состоянии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Легкая атлетика – это вид спорта, сочетающий в себе естественные для человека физические упражнения: ходьба, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку при ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно применять эти упражнения детям и подросткам разного возраста и разной степени физической подготовки.
Через легкую атлетику развиваются основные физические качества – выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме того, во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономичного движения и рационального выполнения сложных физических упражнений.
При выполнении атлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
В процессе проведения занятий легкой атлетикой развиваются кондиционные (скорость, сила, выносливость, гибкость) и координационные способности. Результаты по легкой атлетике имеют строгую количественную оценку, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития школьников.
2. Возраст учащихся V-XI классов характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.
Подростки стесняются своей неуклюжести и угловатости, поэтому даже самые вежливые шутки могут вызвать гнев. Поэтому необходимо очень правильно обходиться с поведением подростков.
Увеличение мышечной силы заставляет подростка осознавать собственную силу, которую обычно переоценивают. Костная система укрепляется, но окостенение еще не завершено. Таким образом, искривление позвоночника все еще можно наблюдать. С точки зрения центральной нервной системы процесс возбуждения все еще превосходит тормозной процесс, поэтому он импульсивен.
Между быстрым ростом сердца и набором веса нет соответствия, поэтому подростки часто испытывают повышенное артериальное давление, головокружение, утомляемость, и разуму нужно давать посильные задачи.
1. Волков, Б. С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 344 c.
2. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 215 с.
3. Гладенко, Б.А. Атлетами не рождаются: о развитии физических качеств: 8-11 классы / Б.А. Гладенко // Спорт в школе. Первое сентября. – 2013. – № 6. – С. 24-25.
4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
5. Гурвич, С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. – М. Просвещение, 2017. – 204 с.
6. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Г. И. Дерябина. – Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 136 с.
7. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для пед. вузов / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Академия, 2006. – 390 с.
8. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры высш. пед. учеб. зав. / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин. – М.: ACADEMIA, 2003. – 464 с.
9. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика. Энциклопедия. В 2 томах (комплект) / В.Б. Зеличенок, В.Н. Спичков, В.Л. Штейнбах. – М.: Человек, 2012. – 405 c.
10. Калачев, Г. А. Физиология мышечной деятельности и спорта / Г. А. Калачев. – Барнаул, 2004. – 226 с.
11. Кобринский, М. Е. Лёгкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский. – Мн.: Тесей, 2005 – 215 с.
12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания/ Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
13. Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
14. Лисицкая, Т.М. Тренировка с эспандером. Упражнения с сопротивлением / Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2011. – № 13. – С.28-48.
15. Литвинов, А.В. Легкая атлетика: бег силовая на средние и длинные дистанции, силовая спортивная ходьба: силовая примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ силовая олимпийского резерва: учебное пособие / А.В. Литвинов. – М.: Советский спорт, 2007. – 108 с.
16. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся / В.И Лях. – М.: Просвещение, 2014. – 325 с.
17. Мальцев, А. И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников / А.И. Мальцев. – М.: Феникс, 2005. – 288 c.
18. Маноккиа, А. А. Анатомия упражнений: Тренер и помощник в ваших занятиях / А. А. Маноккиа. - М.: Эксмо, 2011. - 192 с.
19. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев – М.: Физкультура и спорт. 2011. – 271 с
20. Мехрикадзе, В. В. О профессии тренера, поиске идей и беге/ В. В. Мехрикадзе. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 405 с
21. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: справ. метод. пособие/ Б. И. Мишин. – М.: ООО Издательство ACT; OOO Издательство Астрель, 2003. – 526 с.
22. Никитин, В.И. Введение в легкую атлетику: методическое пособие / В. И. Никитин. – Урал. Гос. Пед. ун-т., Екатеринбург, 2016. – 42 с.
23. Никольская, О. Б. Кроссовая подготовка: метод. рекомендации / О.Б. Никольская. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 34 с.
24. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать/ Н. Г. Озолин. – М.: Издательство АСТ 2003. – 149 с.
25. Питер ДЖ. Томпсон Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. – М.: Человек, 2014. – 192 c.
26. Тер-Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд/ И. А. Тер-Ованесян. – М., 2000. – 189 с.
27. Уилмор, Дж. X. Физиология спорта [Текст] / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костил. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 147 с.
28. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для Х–ХI классов с русским языком обучения и воспитания. – Минск, 2020. – 52 с.
29. Филин, В.П. Особенности и виды силовой подготовки бегунов: учебно-методическое пособие / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 322 с.
30. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М., ФиС. 2007. – 315 с.
31. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
32. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты