Причины затруднений в общении подростков в семье
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Причины затруднений в общении подростков в семье»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Причины затруднений в общении подростков в семье
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст опросника З. Матейчика и П. Ржичана «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коммуникативный тренинг для подростков «Ты, да Я, да Мы с тобой….».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа просвещения родителей об особенностях учащихся подросткового возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коммуникативный тренинг для подростков «Ты, да Я, да Мы с тобой….».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа просвещения родителей об особенностях учащихся подросткового возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН ЗАТРУДНЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ
1.1 Социально-психологические особенности и противоречия подросткового возраста
1.2 Понятие родительского представления образа ребенка
1.3 Причины и особенности нарушения общения подростков в семье
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации общения подростков в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Именно в этом возрасте происходит формирование личностных психо-характерологических особенностей, стереотипов поведения, вредных привычек, поведенческих реакций, таких как эмансипация, тяга к группировкам со сверстниками. Поэтому подростковый возраст называют возрастом социального старта. Среди проблем, возникающих у подростка значительное место занимает нарушение общения в семье.
Подростки начинают спорить, грубить, добиваются самостоятельности и ослабления контроля со стороны родителей. Авторитеты свергаются с пьедестала, родители выслушивают критику в свой адрес и все скрытые противоречия становятся явными. Подросток пытается отделиться от родителей и начинает противостоять им.
Актуальность. Социальные условия, в которых живут современные подростки, отличаются от тех, которые долгие годы определяли становление старшего поколения. Подростки менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую, обеспеченную жизнь. Одним из факторов, препятствующих взрослению подростка является представления взрослых о нём. Для того, чтобы уметь выстраивать систему отношений с подростками необходимо иметь актуальные представления о психологических особенностях учащихся подросткового возраста.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с подростками. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Проблемы подросткового возраста изучаются психологией очень давно, но в связи с постоянно меняющимся образом жизни и социальной ситуацией развития подростков данная проблематика продолжает оставаться актуальной и сегодня.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН ЗАТРУДНЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ
1.1 Социально-психологические особенности и противоречия подросткового возраста
Подростковый возраст – это временной интервал примерно от 11 – 12 до 15 лет, но, следует отметить, что сегодня границы данного периода пересматриваются и смещаются как в нижней, так и в верхней планках. Все исследователи подчёркивают, что это самый важный и самый сложный период в жизни взрослеющего человека, так как именно в эти годы происходит очень быстрая перестройка всего организма, и ребёнок переходит ко взрослости. Данный переход послужил основанием для названия этого периода – переходный [5, с. 89].
Уровень развития подростков не является постоянным. Он изменяется вместе с изменением условий жизни общества.
Современным подросткам свойственна акселерация физического и психического развития. По сравнению со своими сверстниками прошлых поколений подростки сейчас выше ростом, физически сильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особенностями познавательных способностей, уровнем политической и гражданской зрелости. Современному подростку присущ широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир [9 с. 91].
Отличительной особенностью современного подростка является и высокий уровень информирования, чему способствует высокий уровень обучения и воспитания в современной школе, высокая образованность учителей, хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа, высокий культурный уровень семьи, а также кино, театры, музей, выставки, радио, телевидение, стадионы [16, с. 102].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Количество испытуемых: 15 учащихся подросткового возраста.
С целью изучения воспитательных принципов родителей мы применили методику З.Матейчика и П.Ржичана ADOR «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (см. Приложение 1)
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей [8].
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подростковый возраст является самым сложным этапом в развитии ребёнка. Несмотря на общие характеристики, современные подростки обладают и отличительными особенностями. Они по-другому воспринимают мир, проявляют агрессию, когда их заставляют что-либо делать, не хотят выполнять указаний взрослых, часто требовательны и настойчивы
Взросление подростков в современной социальной ситуации развития является крайне противоречивым процессом. Подростковая субкультура – это один из важных источников взросления, определения жизненной позиции, организации автономии ребёнка, обеспечивающей общество подростков новыми способами коммуникаций и самоутверждения. Основное противоречие подросткового возраста – это желание быть взрослым. Чтобы окружающие видели его таким и считали его таким, при этом у подростка совершенно отсутствует чувство подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка наблюдаются две противоположные тенденции- к независимости и зависимости от взрослых.
Проблема коммуникаций родителей и подростка состоит в представлениях родителей о подростках, на которых строится вся практика воспитания. В связи со сложившимися стереотипами о подростковом возрасте, родителям свойственно наделять подростка негативными качествами и приписывать им отрицательные поступки.
Конструктивным способом разрешения данных противоречий является создание и реализация комплекса психологических программ, направленных на формирование адекватных представлений о подростках.
Рекомендации родителям подростков:
– Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.
– Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие./В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Андреева, Т. В. Психология семьи : учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с.
3. Баева, И. А. Психология молодежной субкультуры / И. А.Баева // Вестник практики психологии образования. – 2007. – № 1. – С. 82– 91.
4. Баринова, И. Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка / И. Г. Баринова // Мир психологии. – 1997. –№ 1. – С. 174 –182.
5. Волков, Б. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 277 с.
6. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М. : КСП, 1996. – 241 с.
7. Гoзман, Л. Я., Шлягина, Е. И. Психoлогические проблемы семьи / Л. Я. Гoзман, Е. И. Шлягина // Вопрoсы психологии. – 1995. – № 2. – С. 186 –187.
8. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов /А.Карелин. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
9. Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М. Ю. Кондратьев. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 125 с.
10. Коробкова, В. В. Воспитательный потенциал семьи [Текст] / В. В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 99 – 102.
11. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – Воронеж, 2000. – 256 с. 12. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 200 с.
13. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М. : Высшая школа, 2004. – 512 с.
14. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Е. Г. Королева, О. М. Пяткова; под общей ред. М. Р. Битяновой. – СПб. : Питер, 2004. – 304 с.
15. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 312 с.
16. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение /А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2005. –189 с.
17. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
18. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. – Минск : Беларуская навука, 1998. – 319 с.
19. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е.В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2001. –155 с.
20. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. – М. : МПСИ: Флинта, 1999. – 169 с.
21. Шевцова, И. В. Тренинг личностного роста / И. В. Шевцова. – СПб. : Речь, 2003. – 144 с.
22. Шеффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шеффер. – СПб. : Питер, 2008. – 206 с.
23. Чернобровкина, С. В. Представления о подростках как фактор их взросления / С.В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Серия Психология. – 2016. – № 3. – С. 56 – 64.
24. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 1999. – 656 с.
25. Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 54 – 58.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст опросника З. Матейчика и П. Ржичана «Поведение родителей и отношение подростков к ним».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коммуникативный тренинг для подростков «Ты, да Я, да Мы с тобой….».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа просвещения родителей об особенностях учащихся подросткового возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коммуникативный тренинг для подростков «Ты, да Я, да Мы с тобой….».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа просвещения родителей об особенностях учащихся подросткового возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты