Влияние стереотипов на потребностно-мотивационную сферу потребителей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние стереотипов на потребностно-мотивационную сферу потребителей»
по дисциплине: «Психология маркетинга и рекламы»
2021
45.00 BYN
Влияние стереотипов на потребностно-мотивационную сферу потребителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология маркетинга и рекламы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.1 Понятие «потребительское поведение» и потребностно-мотивационная сфера потребителей
1.2 Психологические особенности поведения отечественного потребителя
1.3 Влияние стереотипов на поведение людей как социально-психологическое явление
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ НА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования их обработка и обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Среди методов психологического воздействия на человека многие авторы называют те, которые основаны на использовании стереотипов. В частности, Чалдини пишет: «Мы были подвержены стереотипам с раннего возраста, и они преследовали нас так безжалостно на протяжении всей нашей жизни, что мы редко понимаем их силу. Однако каждый из этих принципов можно открыть и использовать как инструмент автоматическое воздействие» [21, с. 25].
Продуктом сил социального влияния (по мнению Ф. Зимбардо, М. Лейппе) обычно являются предрассудки, которые проникают в умы молодых людей до того, как у них появляется способность или мотивация противостоять им. Но как только возникают предрассудки, взрослые решительно сопротивляются избавлению от этих негативных и часто человеконенавистнических убеждений. Предрассудки часто представляют собой априорные суждения, основанные на неполной информации, которые делают отношение необоснованным и иррациональным.
Предрассудки оказывают глубокое влияние на обработку релевантной информации, поскольку они служат основной когнитивной цели упрощения сложности и помогают нам сделать наш воспринимаемый мир более предсказуемым и управляемым, группируя индивидуальную информацию по категориям. В нашей жизни стереотипы влияют на процессы обработки информации, ее организации, хранения и поиска, а также проявляются в различных типах поведения [9].
Изменившиеся в последние годы социально-политические и социально-экономические условия жизни еще не кардинально изменили психологические стереотипы человеческого поведения, норм и ценностей, хотя они, безусловно, деструктивны. Например, сейчас становится ясно, что благодаря СМИ на отечественную социокультурную основу накладываются ценности массовой культуры «американского типа».
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.1 Понятие «потребительское поведение» и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Поведение потребителя – это действие конечного потребителя (отдельного лица или домохозяйства), который покупает продукт или услугу для личного потребления. Это социальная деятельность, непосредственно связанная с приобретением, использованием и реализацией продуктов, услуг и идей, включая процессы принятия решений, предшествовавшие этой деятельности, и последующие процессы.
Потребность (по Л.Д. Столяренко) – это осознанная и пережитая (или бессознательная) ситуация, в которой человеку что-то нужно. Это стремление к условиям, без которых невозможно поддерживать нормальное физическое и психическое состояние [19, с. 94].
Потребительские интересы можно разделить на неосознанные потребности (бессознательные, инстинктивные), собственно потребности (объективные) и сознательные (или поведенческие мотивы).
Исходя из этих потребностей, можно выделить пять этапов принятия решения о покупке: 1) Знание необходимости покупки; 2) поиск информации; 3) оценка вариантов покупки; 4) выбор – фактическая покупка; 5) Оценка вариантов после приобретения [6].
Создается цикл потребительского поведения, в котором объективная потребность создает осознанную потребность (мотив). Это, в свою очередь, приводит к действиям и возможностям для удовлетворения конкретной потребности, что приводит пробному потреблению. Затем следует анализ полученного опыта, оценка результатов и, когда удовлетворение достигнуто, переход к непрерывному потреблению. В противном случае поиск продолжается.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ НА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННУЮ СФЕРУ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение влияния стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу.
Гипотеза исследования заключается в предположении, о том, что стереотипы поведения, формируют потребностно-мотивационную сферу потребителей.
Исследование проводилось на базе
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 25 человек.
Для проведения эмпирического исследования, использовались методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» и методика М. Цукермана «Диагностика потребности в поисках ощущений».
Методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» состоит из двух вопросников по 20 вопросов. Первая часть вопросов нацелена на выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат». А вторая часть нацелена на выявление социально-психологических установок, направленных на «свободу-власть», «труд-деньги». Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок (Приложение А).
Методика М. Цукермана «Диагностика потребности в поисках ощущений». Данная методика используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поведение потребителя – это действие конечного потребителя (отдельного лица или домохозяйства), который покупает продукт или услугу для личного потребления. Это социальная деятельность, непосредственно связанная с приобретением, использованием и реализацией продуктов, услуг и идей, включая процессы принятия решений, предшествовавшие этой деятельности, и последующие процессы.
Говоря о характеристиках отечественного потребителя, необходимо прежде всего отметить существенную разницу в поведении потребителей по сравнению с «постсоветской» и новой «рыночной» психологией. Основными чертами «постсоветской» индивидуальной психологии являются патернализм (психологическая зависимость от государства) и конформизм (социальное послушание). Оба являются следствиями своего рода психологической детскости, социального инфантилизма, который формируется особыми условиями жизни.
Стереотипы и предрассудки могут быть частью области нетерпимости, вражды и дискриминации и усиливать воздействие этих процессов на общество. Однако было бы наивно полагать, что стереотипы и предрассудки можно устранить с помощью психологической операции. Предрассудки – это не болезнь. Они необходимы для продвижения и распространения глобальных перспектив и интеграции в общество. Это предпосылки для общения и барьеров понимания.
Целью данной работы является изучение влияния стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу.
Для проведения эмпирического исследования, использовались методика О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» и методика М. Цукермана «Диагностика потребности в поисках ощущений».
1. Алешина И. В. Поведение потребителей. Учебное пособие / И. В. Алешина. – М., 2006. – 525 c.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Г. М. Андреева – М.: МГУ, 2009. – 362 c.
3. Белокурова Е. В. Некоторые вопросы моделирования потребительского поведения и прогнозирования потребительских оценок / Е. В. Белокурова. – М., 2006. – 124 c.
4. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Н. Богомолова. – М.: 2007. – 125 c.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 c.
6. Голдсмит Р. Психология потребителя в маркетинге / Р. Голдсмит, С. Браун, Г. Фоксол. – СПб., 2011. – 384 c.
7. Грошев И. В. Гендерные образы в рекламе / И. В. Грошев // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 39-48.
8. Емельянов Е. Н. Психология бизнеса / Е.Н. Емельянов, С. Е. Поворицына. – М., 2008. – 511 c.
9. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2010. – 448 c.
10. Изард К. Психология эмоций. / К. Изард. – СПб.: Питер, 2008. – 464 c.
11. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации / Х. Кафтанджиев. – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 85 c.
12. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. – СПб.: Питер, 2014. – 368 c.
13. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. / Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 2009. – 478 c.
14. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Молчанова. – М.: Уч.-метод. коллектор "ПСИХОЛОГИЯ" , 2010. – 23 c.
15. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: Учебное пособие. / Науч. Ред. М. В. Удальцова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2015. – 230 c.
16. Паккард Б. О психоанализе в рекламе / Б. Паккард // Бизнес для всех. – 2014. – № 27. – С. 43-51.
17. Сандомирский М. Е. Психология коммерции: уч. пос. для студентов высших учеб. заведений / М. Е. Сандомирский. – М.: ИЦ "Академия", 2006. – 270 c.
18. Смит А. Психология потребителя / А. Смит. – СПб., 2014. – 215 c.
19. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник для ВУЗов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2010. – 592 c.
20. Фрейд З. Психология сексуальности / З. Фрейд. – Минск, 2003. – 212 c.
21. Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 316 c.
22. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. Д. Минард. – СПб.: Питер Ком, 2007. – 943 c.
23. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 2005. – 715 c.
24. Lippmann W. Public opinion / W. Lippmann. – New York Harcourt Brace. – 427 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты