Гендерное воспитание как фактор социализации личности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерное воспитание как фактор социализации личности»
по дисциплине: «Теория и практика социальной педагогики»
2021
45.00 BYN
Гендерное воспитание как фактор социализации личности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и практика социальной педагогики
Организация: Средняя школа №41, ГУО (г.Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для подростков по вопросам гендерных отношений и гендерного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные данные по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерная тематика консультаций по гендерному воспитанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примеры решения кейсов для подростков в рамках программы гендерного воспитания.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для подростков по вопросам гендерных отношений и гендерного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные данные по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерная тематика консультаций по гендерному воспитанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примеры решения кейсов для подростков в рамках программы гендерного воспитания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Понятие о гендерной социализации личности в современных условиях
1.2 Гендерное воспитание в Республике Беларусь: цель, задачи, методы и средства
1.3 Особенности гендерной социализации и гендерного воспитания учащихся подросткового возраста в условиях сетевых взаимодействий
Выводы по главе I
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей гендерных отношений и гендерного поведения учащихся подросткового возраста: А) в УОСО; Б) в группе сверстников; В) в условиях сетевого взаимодействия
2.2 Основные направления модернизации содержания гендерного воспитания в современных условиях
2.3 Рекомендации специалистам СППС по разработке программы гендерного воспитания в УОСО
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы гендерного воспитания как фактора социализации личности обусловлена тем, что успешная социализация человека связана с его активностью в различных сферах жизнедеятельности общества, готовностью соответствовать социальным ожиданиям и требованиям. В процессе своего развития личность приобретает сведения о том, что социально приемлемо для мужчин и женщин, готовится выполнять соответствующие гендерные роли, то есть проходит гендерную социализацию, которая является одним из видов социализации и представляет собой процесс усвоения личностью системы знаний о мужчинах и женщинах и их роли в общественном процессе.
Как утверждают исследователи и практики, в сложившихся условиях важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения играет организация систематической работы по формированию у учащихся гендерной культуры личности. Важность и необходимость использования гендерного подхода в обучении и воспитании исследовалась такими авторами как Т.А. Арканцева, В. В. Везетиу, Г.В. Вержибок, С.Н. Захарова, И.С. Клецина и др.
Можно отметить, что целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.
В Республике Беларусь изучение вопроса гендерного воспитания началось еще в начале 2000-годов. При этом данная тема продолжает быть дискуссионной и острой. На законодательном уровне вопросы гендерного воспитания поднимались в программных документах, посвященных образованию. В настоящее время в Республике Беларусь продолжается успешная теоретико-практическая разработка вопросов гендерного воспитания в соответствии с направлениями государственной политики в области образования.
Актуальные учебно-методические разработки соответствующей тематики, предлагающие современные методы и конкретные методические рекомендации по формированию гендерной культуры обучающихся осуществлены С.Н. Захаровой, С.Д. Матюшковой.
О.И. Чеснокова исследовала понятие «гендерная культура» в социокультурном аспекте. Г.В. Вержибок – в психологическом контекстах. Технологии формирования гендерной культуры личности разработаны И.С. Клециной.
Активная разработка проблемы ведется Управлением воспитательной и идеологической работы Национального института образования, которое осуществляет подготовку и издание учебно-методических пособий для практических работников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОРА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Понятие о гендерной социализации личности в современных условиях
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [2, с. 307]. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной принадлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). В результате личность осознает свою социально-ценностную и эмоционально-психологическую значимость как члена своей группы.
Основой гендерной социализации являются гендерные стереотипы. Они помогают поддерживать существование гендерных ролей, норм, моделей поведения и мышления, принятых в культуре. Поэтому гендерная социализация – это процесс усвоения индивидом культурной системы тендера, своеобразное социокультурное конструирование различий между мужчинами и женщинами того общества, в котором он живет.
Гендерная социализация это не стихийный процесс, а целенаправленная деятельность. Она предполагает соблюдение определенных педагогических условий с опорой на ведущую деятельность.
Гендерная социализация в школе – это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения [22, с. 314].
На каждом этапе социализации, в том числе и гендерной, личность решает три группы задач в соответствии с возрастом:
- естественно-культурные (познание телесного канона; усвоение элементов этикета, символики, кинестетического языка; развитие/реализация физических и сексуальных задатков; здоровый образ жизни; способность изменять свое отношение и стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями);
- социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – определяются конкретными социокультурными условиями);
- социально-психологические (самосознание, самоопределение, самореализация и самоутверждение личности) [22, с. 315].
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей гендерных отношений и гендерного поведения учащихся подросткового возраста: в УОСО, в группе сверстников, в условиях сетевого взаимодействия
Социально-педагогическая диагностика представляет собой важный этап пилотажного исследования и проводилась в соответствии с целью нашего исследования и для подтверждения гипотезы.
Выборка исследования включала 30 учащихся 8-9 класса ГУО «Средняя школа №41 г.Минска» в возрасте 14-15 лет, 15 девочек и 15 мальчиков.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:
- наблюдение, анкетный опрос по вопросам гендерных отношений и гендерного поведения (Приложение 1);
- тестовые методики (опросник по определению гендерной идентичности как показателя гендерной социализации «Кто Я?», разработанный М. Куном и Т. Мак-Портлендом);
- изучение и анализ документов;
- изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования. Обработка данных производилась в Microsoft Excel.
С помощью анкетного опроса были выявлены показатели гендерных отношений и гендерного поведения учащихся подросткового возраста: в УОСО, в группе сверстников, в условиях сетевого взаимодействия (Приложение 2).
Первые три вопроса анкеты были посвящены изучению гендерных отношений и гендерного поведения учащихся в УОСО. В ходе обработки полученных данных было установлено, что большинство подростков (24 человека, что составило 80%) считают, что в их школе относятся одинаково и к мальчикам и к девочкам. Все опрошенные подростки указали, что учителя, по их мнению, не должны предъявлять разные требования к девочкам и мальчикам в процессе обучения. Все подростки указали на то, что они считают важным проведение в школе мероприятий по гендерному воспитанию.
Следующие пять вопросов анкеты были посвящены изучению гендерных отношений и гендерного поведения учащихся в группе сверстников. Все подростки, участвующие в диагностическом обследовании, указали, что они дружат с представителями противоположного пола. Однако при этом только 16 подростков (53%) указали, что между мальчиками и девочками в их классе дружественные отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гендерная социализация подростков – это процесс формирования представлений подростка о себе как носителе социальных ролей мужчины или женщины, соотнесения этих социальных ролей с персональной половой идентичностью, осознания себя как представителя конкретного пола и присоединение к определенной группе на основании ее гендерной характеристики.
Гендерное воспитание представляет собой один из главнейших и ведущих элементов целостной системы образовательного процесса. Цель этого компонента системы заключается в развитии и формировании гармонично всесторонне развитой личности. Гендерное воспитание предполагает формирование такого психолого-педагогического взаимодействия, которое было бы направлено на развитие и активизацию у обучающихся полоролевого сознания. Также оно направлено на овладение учащимися рядом способов поведения соответственно их будущему предназначению в социуме с точки зрения реализации социальной роли в семье и в целом в обществе.
В Республике Беларусь утверждено несколько нормативно-правовых актов и документов, а также целевых программ, которые определяют задачи гендерного воспитания обучающихся и в целом всей группы молодежи.
Гендерное воспитание подростков в современных условиях предполагает: формирование представлений у подростков о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование представлений у подростков о мужском и женском достоинстве, этических отношениях.
Исследование, проведенное нами на базе ГУО «Средняя школа №41 г.Минска», показало, что большинство подростков считают, что в их школе относятся одинаково и к мальчикам и к девочкам. Все подростки указали на то, что они считают важным проведение в школе мероприятий по гендерному воспитанию.
При изучении гендерных отношений и гендерного поведения учащихся подросткового возраста в отношениях со сверстниками намечается трансформация гендерных установок современных подростков в сторону их универсальности и меньшей категоричности относительно типично мужских и типично женских характеристик. При изучении гендерных отношений и гендерного поведения учащихся подросткового возраста в условиях сетевых взаимодействий было установлено, что ведущая роль в половом воспитании подростков должна отводиться семье.
В качестве ведущего направления содержания гендерного воспитания в современных условиях можно выделить формирование гендерной идентичности, свободной от влияния навязанных полоролевых стереотипов.
1. Арканцева, Т.А. Гендерная социализация ребенка в семье: учебное пособие / Т.А. Арканцева. – Москва : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2011. – 138 с.
2. Везетиу, В. В. Гендерная социализация личности: теоретический аспект / В. В. Везетиу, Л. В. Бура // Проблемы соврем. пед. образования. – 2020. – № 67-2. – С. 307–310.
3. Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе: пособие для педагогов / Г.В. Вержибок, под ред. А.С. Лаптенка. – Минск: Национальный институту образования, 2016. – 248 с.
4. Войтко, Н. В. Гендерное воспитание несовершеннолетних в учреждениях образования / Н. В. Войтко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. – № 6. – С. 11–17.
5. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 404 с.
6. Гендерный подход в воспитании личности / авт.-сост. Л. В. Астапович. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 125 с.
7. Захарова, С.Н. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи: учеб.-метод. пособие / С.Н. Захарова, В.В. Чечет. – Минск: БГУ, 2011. – 119 с.
8. Клецина, И.С. Гендерный подход в анализе процесса социализации в период дошкольного детства / И.С.Клецина // Психолог в детском саду. – 2017. – № 1. – С. 12-25.
9. Клипинина, В. Н. Гендерное воспитание в подростковом микросоциуме: проекция в будущее. Методика социально-педагогического сопровождения процесса формирования культуры гендерных отношений / В. Н. Клипинина, А. Г. Радкевич // Народная асвета. – 2017. – № 4. – С. 26–30.
10. Крайник, В. Л. Сущность и содержание понятия «гендерное воспитание» / В. Л. Крайник, М. В. Микова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 5. – С. 130–132.
11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Сайт Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь. – Минск, 2021. – Режим доступа: http://adu.by/index.php/vospitanie/item/4865-программанепрерывного-воспитания-детей-и-учащейся-молодежи-в-республике-беларусь-на-2021-2015- годы.
12. Лагонда, Г. В. Гендерное воспитание: цель, сущность, основные принципы / Г. В. Лагонда // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2018. – № 1. – С. 3–6.
13. Леонюк, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в процессе освоения ими гендерных ролей в современной семье / Н. А. Леонюк, Е. А. Бай // Реализация стратегий в отношении семьи и детей : материалы Междунар. конф., Минск, 7–8 апр. 2011 г. / Белорус. гос. ун-т, Центр перспектив. детства ; редкол.: С. Н. Бурова [и др.]. ; под общ. ред. А. П. Моровой. – Минск, 2011. – C. 88–95.
14. Матюшкова, С.Д. Педагогические условия формирования гендерной культуры учащихся старших классов : монография / С. Д. Матюшкова;
М-во образования РБ, УО «ВГУ имени П.М. Машерова». – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2012. – 173 с.
15. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Беларуси на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2021/january/58188.
16. Никитина, А. А. Агенты гендерной социализации современных юношей: семья, школа, сверстники, масс-медиа [Электронный ресурс] / А. А. Никитина // Вестн. Костром. гос. ун-та. – 2010. – Т. 16, № 1-2. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VKGU012010/NAg-101.htm#$p101.
17. Русецкая, А.М. Гендерные аспекты воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь в содержании подготовки педагогов-психологов / А.М.Русецкая, О.Н. Пастухова // Вышэйшая школа, – 2014, № 5. С. 22-24.
18. Пастухова, О. Н. Гендерные аспекты воспитания обучающихся в учреждениях общего среднего образования / О. Н. Пастухова // Весн. адукацыі. – 2014. – № 3. – С. 48–51.
19. Радкевич, А. Г. Учреждение образования как фактор гендерной социализации подростков / А. Г. Радкевич // Человек как субъект деятельности, общения, отношения и переживания : материалы межвуз. студен. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Минск, 16 апр. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. В. Мартынова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2017. – С. 58–60.
20. Смагин, А. И. Вопросы гендерной культуры в воспитании детей на современном этапе / А. И. Смагин // Вести Ин-та соврем. знаний. – 2017. – № 4. – С. 83–87.
21. Смотрицкая, Г.Е. Тенденции развития современной семьи и проблемы формирования гендерной культуры семейных отношений подрастающего поколения / Г.Е.Смотрицкая // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2018. – № 6. – С. 63-67.
22. Столяренко, Л.Д. Гендерная социализация // Психология личности / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 314-352.
23. Формирование гендерной культуры учащихся / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск : Красико-Принт, 2015. – 95 с.
24. Чеснокова, О. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики / О.Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 8. – С. 28-35.
25. Щекудова, С. С. Психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности подростков в условиях современной образовательной среды / С. С. Щекудова, Ю. А. Шевцова. – Гомель : Гомел. гос. ун-т, 2016. – 200 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для подростков по вопросам гендерных отношений и гендерного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные данные по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерная тематика консультаций по гендерному воспитанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примеры решения кейсов для подростков в рамках программы гендерного воспитания.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для подростков по вопросам гендерных отношений и гендерного поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Первичные данные по результатам диагностики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерная тематика консультаций по гендерному воспитанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примеры решения кейсов для подростков в рамках программы гендерного воспитания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты