Использование логических схем в формировании навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование логических схем в формировании навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Использование логических схем в формировании навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретико-методологические основы формирования пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Закономерности формирования связной речи и пересказа
1.2 Особенности пересказа детей с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Логические схемы в формировании знаний: метод Шаталова, использование в образовании детей с нарушениями речи
2 Особенности методики формирования навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Методики формирования навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
2.2 Примеры использования логических схем в формировании навыков краткого пересказа учащихся 2-го класса с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Число детей, страдающих нарушениями речи, с каждым годом увеличивается. Среди них значительный процент составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Важным аспектом этой проблемы является вопрос формирования когерентной речи и, как конечная цель, способность использовать ее в повседневной жизни. Формирование когерентной речи является результатом длительного корректирующего воздействия и включает несколько этапов. Частью одного этапа является обучение навыкам короткого перефразирования. Одним из важнейших показателей уровня культуры, мышления, интеллекта человека является речь. Впервые возникшая в раннем детстве в виде отдельных слов, которые еще не имеют четкой грамматической формулировки, речь постепенно становится богаче и сложнее.
Речь – это вид человеческой деятельности, осуществление мышления, основанного на использовании языковых средств (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции коммуникации и общения, эмоционального выражения и воздействия на других людей. Проблема развития речи является одной из наиболее актуальных в работе с детьми с нарушениями речи.
Особенности развития детей с нарушениями обучаемости ограничивают понимание ребенком окружающего мира, не способствуют развитию потребности в речевом общении, вызывают задержку и качественную особенность в процессе речевого развития. Темпы речевого развития детей медленные, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.
Поэтому вопросы формирования целостной устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения их пересказу приобретают особую актуальность в специальной (коррекционной) школе V типа.
При освоении речевой системы все основные психические процессы ребенка перестраиваются. Таким образом, слово оказывается мощным фактором, формирующим умственную деятельность, улучшающим отражение реальности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.
Отклонения в развитии речи влияют на формирование всей психической активности ребенка. Они препятствуют общению с другими людьми, нарушают коммуникативные способности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоциональную и волевую сферу, т.е. существуют значительные препятствия в формировании личности.
1 Теоретико-методологические основы формирования пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Закономерности формирования связной речи и пересказа
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она имеет характер последовательного, систематического расширенного изложения. Способность когерентно передавать свои мысли является одним из основных показателей владения языком. Создание связной расширенной речи – это процесс, требующий концентрации, концентрации говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых навыков.
Нарушения связной речи чаще всего рассматриваются исследователями как общая глобальная проблема при изучении различных видов отсталости речи. Вопросы, связанные с особенностями когерентной речи, обычно рассматриваются при описании речевых нарушений у детей, находящихся на третьем уровне речевого развития [2].
В совместной работе Н. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой сделана попытка дифференцированного описания нарушений различных видов повествовательной речи у детей с задержкой речевого развития. Авторы отмечают трудности в определении логической последовательности изложения, неполное понимание прочитанного текста, нарушение последовательности в передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторения, трудности подбора слов. В спонтанной речи дети в основном используют простые предложения. Самостоятельное повествование характеризуется многочисленными повторениями одного и того же слова (чаще всего субъекта), нарушением порядка слов в предложении, неполнотой предложений, ошибками в употреблении слов.
Филичева Т.Б., выделяя этап формирования связной речи, включает следующие разделы: работа со словарем, обучение самостоятельному описанию объекта, обучение повествованию из серии картинок, заучивание стихов, обучение пересказе художественных текстов. Автор указывает на сложность организации логопедической работы по развитию когерентной речи, так как ее реализация требует соответствующего речевого материала и разнообразной визуализации [3].
2 Особенности методики формирования навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Методики формирования навыков краткого пересказа учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
При пересказе прочитанного или прослушанного текста у учащихся с тяжелыми нарушениями речи возникают следующие проблемы: непоследовательность пересказов (нарушение порядка событий), искажение сюжета, смешение краткого и подробного пересказов (одна часть пересказывается подробно, а другая – вкратце), ошибки в построении предложения, повторение, неправильное употребление слов.
Работа по пересказу в начальной школе является одним из важнейших этапов в уроках литературного чтения. Перечитывая текст, ученик не только развивает мышление, память, увеличивает словарный запас, но и учится анализировать, различать главное и второстепенное. Необходимо прочитать текст, понять его содержание и рассказать его своими словами. Для этого большое значение придаётся словарной работе, направленной на объяснение непонятных слов, расширение и актуализацию словарного запаса, как активного, так и пассивного [11, с.22].
В методике формирования навыков пересказа существуют методы объяснения слов: демонстрация предмета или действия; выбор синонимов; сравнение; использование контекста – введение незнакомого слова во фразу; раскрытие значения слова с помощью группы слов; приведение слова к общему понятию; элементарное определение предмета; краткое описание предмета; примеры из практической жизни.
При выборе работ для пересказа необходимо учитывать, что существует четкая сюжетная линия, последовательность действий. Вы также должны обратить внимание на язык произведения. Он должен быть образцовым, со словами, доступными для ума ребенка, без сложных грамматических форм. Любой выбранный текст должен научить ребенка чему-то хорошему, доброму, то есть иметь воспитательную ценность [15, с.33].
Для успешной реализации работы по обучению учащихся с ТНР пересказу мы можем предложить определенную последовательность работы над художественным текстом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что пересказ художественных произведений положительно влияет на связность речи детей. Дети следуют образцу литературной речи, имитируют его. Тексты содержат образные описания, которые вызывают у детей интерес, формируют умение описывать предметы и явления, улучшают все аспекты речи, усиливают интерес к языку.
Подлинные художественные произведения развивают эстетическое восприятие и чувства ребенка. Эмоциональное, экспрессивное исполнение произведения чрезвычайно важно в этом отношении. Пересказ способствует развитию выразительных языковых навыков у детей.
Мы определили основные направления в рамках формирования навыка пересказа у детей с ТНР. Нами было определено, что для категории детей с ТНР характерны специфические черты, такие как трудности в рамках формирования предложения, а также сложности с запоминанием текста.
Одним из наиболее эффективных методов обучения детей младшего школьного возраста с ТНР являются логические схемы, которые представляют собой определенные наглядные материалы, вызывающие у ребенка определенные ассоциации. Метод Шаталова является одной из разновидностей опорных схем и отражает особенности обучения детей с нарушениями речи посредством наглядности и определенных символических моментов.
Формирование навыка краткого пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи является важным направлением в рамках ознакомления с определенными художественными произведениями. В ходе своей работы педагог использует такие формы деятельности как использование иллюстраций, перечитывание рассказа, повышение уровня заинтересованности детей в проведении работы по пересказу.
Анализ методологических аспектов формирования навыка пересказа позволяет сделать вывод о том, что пересказ занимает важное место на уроках чтения в начальной школе, так как служит эффективным методом развития мышления и речи учащихся младшего школьного возраста с ТНР. Формирование навыка пересказа у данной категории детей ведется от краткого пересказа к более сложным видам – кратким, избирательным и творческим. На уроках чтения пересказывание зависит от ряда условий: задача, которой подвергается процесс чтения и подготовка к пересказу; степень активности, с которой студент вовлечен в процесс работы над пересказом; характер текста.
1. Алмазова А.А. Обучение построению письменного текста учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Алмазова А.А. – М.: Академия, 2008. – 16 с.
2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова А.М. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 2009. – 528 с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2009. – 352 с.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. / В.П. Глухов. – М.: Академия, 2011. –258 с.
6. Гришпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б.М. Гришпун. – М.: Академия, 2012. – 269 с.
7. Грошенкова В.А. Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе//Учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 1998. – 257 с.
8. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит. журн., 2004. – 96 с.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2008. – 320 с.
10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.
11. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1995. – № 10. – с. 20.
12. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001. – 289 с.
13. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах / М.И. Оморокова. – М.: Просвещение, 2007. – с.112.
14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
15. Мотовилова Е. Б. Развитие навыков пересказа текста у младших школьников с ТНР. / Е.Б. Мотовилова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
16. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения / Б.С. Найденов. – М.: Просвещение, 2009.– 264 с.
17. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно–методическое пособие / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.
18. Соботович. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: дети с нарушением интеллекта и моторной алалией/ Е.Ф. Соботович. – М.: Классика стиль, 2003. – 160 с.
19. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I – IV классы); Науч. -исслед. Ин-т дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
20. Чевелева Н.А. Основы логопедии: Учеб. пособие / Г.В. Чиркова. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
21. Трауготт Н.Н. Алалия// Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. М.П. Шкловского. – Петрозаводск, 2010. – Т. IV. – С. 70 - 103.
22. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Академия, 2007. – 560 с.
23. Яшина М. В. Методика развития речи детей / М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 258 с.
24. Литературное чтение, 2 класс. Часть 2 / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – Мн.: Народная асвета, 2010. – 289 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты