Особенности работы воспитателя учреждения дошкольного образования с неблагополучными семьями
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности работы воспитателя учреждения дошкольного образования с неблагополучными семьями»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности работы воспитателя учреждения дошкольного образования с неблагополучными семьями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Цветовой тест Люшера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выборка исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выборка исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Современное состояние и общая характеристика неблагополучных семей
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей из неблагополучных семей
1.3 Цели, задачи, принципы и основные направления психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей
1.4 Содержание работы воспитателя в процессе психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка комплекса условий психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из неблагополучных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Роль воспитания в семье оказывает самое прямое воздействие на воспитание личности ребенка, поскольку именно в семье формируется и развивается личность человека, он берет на себя социальные роли, необходимые для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья дает изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально – нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейной жизни. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота – все это самым благотворным образом воздействует на детей.
Сегодня преобладающим типом семьи являются традиционные семьи – семьи, состоящие из супругов с детьми или без детей. Значительную часть составляют семьи с одним родителем. Помимо обычной традиционной семьи, в настоящее время значимую часть общества составляют неблагополучные семьи. Неблагополучные семьи представляют собой особую категорию семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т.д.
Это приводит к проблеме социальной обездоленности детей, т.е. к отсутствию определенных условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка. Во многом это связано с трудностями в установлении межличностных отношений, которые характерны для современного общества. Сложность в установлении контактов со сверстниками и родителями, способствует появлению у детей недостаточной самооценки и поведения, ощущения одиночества.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Современное состояние и общая характеристика неблагополучных семей
Традиционно семья рассматривалась как важнейший институт социализации. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется система норм и образцов поведения, базовые ценностные ориентации человека, складывается его психологическое благополучие. Социализация – это процесс и результат усвоения ребенком существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения.
В качестве критерия благополучия или неблагополучия семьи выступает ее воздействие на ребенка через стиль семейного воспитания, выполнение родителями воспитательной и социализирующей функции.
Ю.Б. Гиппенрейтер полагал: «неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесценивается (игнорируется) выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении» [6, с. 365].
Е.П. Ильин считал, что «неблагополучная семья характеризуется следующими особенностями:
– деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями в системе супружеских и детско-родительских отношений;
– деформированностью общечеловеческих ценностных ориентаций;
– уклонением от исполнения родительских обязанностей;
– конфликтностью членов семьи, их агрессивным отношением к окружающим;
– зависимостью от алкоголя и психоактивных веществ;
– жестоким отношением к детям;
– пренебрежением к соблюдению санитарно-гигиенических норм;
– отсутствием желания родителей сотрудничать со школой по проблеме воспитания и образования ребенка» [11, с. 214].
Трудные дети – термин, используемый для обозначения обширной категории детей, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения детей и подростков, бывают весьма разнообразны. Однако, сегодня общепринятым является мнение о том, что определяющим фактором развития личностных и поведенческих характеристик детей, отклоняющихся от социальных норм, является семья.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является определить условия эффективного психолого-педагогического сопровождения неблагополучных семей в детском дошкольном учреждении. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов:
– подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
– выявление причин психологических нарушений у детей дошкольного возраста с помощью экспертного оценивания;
– разработка комплекса условий психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Цветовой тест Люшера (Приложение А).
2. Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова (Приложение Б).
База исследования: обследование осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №55 города Ujvtkz».
Выборка исследования: выборку исследования составили 20 детей в возрасте 4-6 лет из неблагополучных семей (Приложение В).
Данная выборка сформировалась в результате экспертного оценивания средней и старшей групп ясли – сада. Экспертное оценивание – процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).
Эксперт – это компетентное лицо, имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования, имеющее специальный опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. В качестве эксперта выступил воспитатель старшей группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из объектов социальной реабилитации выступает неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценивается или игнорируется выполнение семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, что способствует появлению детей с нарушениями в поведении. Дети и подростки из неблагополучных семей характеризуются негативными особенностями личности, а также склонностью к девиантному поведению.
К психолого-педагогическим особенностям детей из неблагополучных семей относятся: высокий уровень агрессивности, и тревожности, заниженный уровень самооценки, постоянное ощущение страха, депрессивное настроение и состояние, низкий уровень успеваемости и т.д.
Эффективность психолого-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей зависит от вовлеченности всех ведомств; наличия региональных планов и программ, направленных на решение проблемы; квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблемы. Процесс психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей включает в себя некоторый ряд этапов: диагностика психического и социального здоровья несовершеннолетнего; выявление условий и обстоятельств, оказывающих негативное воздействие на ребенка; диагностика социальной ситуации развития; анализ полученной информации; совместная разработка рекомендаций для несовершеннолетнего, родителей, педагогов, классного руководителя и других специалистов; составление плана комплексной помощи и т.д.
В своей деятельности воспитатель учреждения дошкольного образования используются различные методы и формы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей. Воспитатель осуществляет патронаж, мониторинг семьи, тренинги. Формами профилактики являются коллективные, групповые, индивидуальные, нетрадиционные. Целесообразна разработка специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.
1. Авсиевич, М. Т. Семейное воспитание: учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов / М. Т. Авсиевич, Н. А. Крылова. – Мн. : Бестпринт, 2000. – 287 с.
2. Антипова, Е. В. Воспитательный потенциал современной семьи / Е. В. Антипова // Праблемы выхавання. – 2006. – №6. – С. 43-47
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : ЮНИТИ, 2009. – 551 с.
4. Битюцкая, Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях / Е. В. Битюцкая. – М. : МАКС Пресс, 2007. – 265 с.
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 2013. – С. 114.
6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. –3-е изд., перераб. и доп. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 720 с.
7. Глуханюк, Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. – 261 с.
8. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. – 2002. – №6. – С. 51-55
9. Дементьева, Н. В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / Н. В. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
10. Зубкова, Т. С. Неполные семьи / Т. С. Зубкова // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
11. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 340 с.
12. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова. – СПб., 2008. – 364 с.
13. Коночук, Н. В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания / Н. В. Коночук // Психологический журнал. – 2005. – №5 – С. 16-32.
14. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. – М. : Владос, 2010. – 438 с.
15. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 2013. – 324 с.
16. Мальцев, С. Г. Социальный патронаж неблагополучных семей / С. Г. Мальцев, Э. А. Немкина, Т. Б. Масалкина // Работник социальной службы. – М., 2008. – №1. – С. 46-50.
17. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
18. Никончук, А. С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема /А. С. Никончук //Социально-педагогическая работа. – 2004. – №4. – С. 54-59
19. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
20. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. – С. 87-95.
21. Склюева, Т. А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении Под ред. Федоровой Н. П., Малаховой Н. М. – Тюмень : ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детях», 2004. – 143 с.
22. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю. В. Слюсарев; Санкт-Петербург. гос. ун-т. – СПб., 2002. – 16 с.
23. Фридман, Л. М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей / Л. М. Фридман. – М., 2009. – 203 с.
24. Швецова, М. Н. Понятие и сущность социально-психологического сопровождения / М. Н. Швецова // Вестник МПГУ. – 2012. – №12. – С. 1-8.
25. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии. Учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. – М .: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. – 329 c.
26. Щипицына, Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л. М. Щипицыной, Е.И. Казаковой. – Спб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
27. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб., 2009. – 656 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Цветовой тест Люшера.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выборка исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Выборка исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс игр, направленный на гармонизацию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты