Влияние личностных особенностей на формирование синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние личностных особенностей на формирование синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Влияние личностных особенностей на формирование синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
1.1 Подходы к изучению синдрома профессионального выгорания
1.2 Факторы формирования синдрома профессионального выгорания
1.3 Особенности профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что в сегодня все большую актуальность приобретает проблема изучения стресса в условиях профессиональной деятельности человека. Профессиональное выгорание можно назвать «болезнью XXI века», так как этот вид профессиональной деформации принял глобальные размеры и имеет широкое распространение практически во всех профессиях мира, что связано со значительными изменениями условий и содержания труда, постоянным ростом социально-экономической и личностной напряженности нашей жизни.
Проблема профессионального выгорания стала особенно актуальной в связи с возросшими требованиями общества к качеству медицинского обслуживания. Синдром профессионального выгорания способствует снижению качества профессиональной деятельности, ухудшению самочувствия и здоровья.
Феномен профессионального выгорания в психологии является достаточно изученным. Вопросу профессионального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.А.Орел, Н.В. Самоукина, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.
Исследованием причин и признаков профессионального выгорания у медработников занимались такие исследовали как: В.Л. Винокур, А.Д. Гольменко, Е.Г. Попова, О.В. Рыбина, А.В. Хаптанова и др.
К проблеме профессионального выгорания обращались такие белорусские исследователи, как: О.В. Белоновская, Т.В. Кецко, М.М. Скугаревская, Ю.А, Полещук, Д.В. Шуневич, Е. И. Цюхай и др.
1 Теоретические основы изучения взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
1.1 Подходы к изучению синдрома профессионального выгорания
В современной психологии термин «профессиональное выгорание» был введен в 1974 году психиатром Гербертом Фройденбергером, который назвал его «выгоранием» и описал его как «состояние физического или психического истощения, вызванного профессиональной жизнью» [13, с. 295].
Профессиональное выгорание характеризуется рядом разнообразных симптомов, которые могут проявляться в различной степени у разных людей. Степень тяжести зависит как от характера человека и характера его работы, так и от того, в каком состоянии он находится. Эта изменчивость и общее отсутствие специфичности симптомов, с одной стороны, приводит к диагностированию выгорания, с другой стороны, другим приходится работать над другой проблемой, а третьи – не обращают внимание свое состояние, что приводит к негативным последствиям [15, с. 5].
В научной литературе традиционно выделяют поведенческие, психофизиологические и психологические (эмоциональные, когнитивные) симптомы профессионального выгорания. Особо подчеркивается, что их набор в каждом отдельном случае может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей работника, особенностей его окружения и условий труда. Среди причин профессионального выгорания часто называются как ряд индивидуально-психологических особенностей, так и проблемы, находящиеся в самой ситуации. Так, К. Маслач считает, что источник проблемы находится больше в ситуации, чем в людях, и проблему легче понять и найти из нее выход, используя термины социальных и ситуационных источников профессиональных стрессов [8, с. 107].
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала
2.1 Организация и методы исследования
С целью исследования взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала нами было проведено эмпирическое исследование.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между личностными особенностями и формированием синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи личностных особенностей и формирования синдрома профессионального выгорания у среднего медицинского персонала с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе УЗ «Витебская городская клиническая больница скорой медицинской помощи». В исследовании приняли участие 15 медицинских сестер в возрасте 20-45 лет со стажем работы 6-15 лет.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников).
Цель: диагностика уровня профессионального стресса.
Опросник содержит 22 вопроса, на которые необходимо ответить, выбрав один из вариантов ответов.
Заключение
Осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования и раскрыто понятие профессионального выгорания. В современной психологии понятие «профессиональное выгорание» рассматривается в качестве синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов специалиста. Профессиональное выгорание – это форма профессиональной деформации личности, которое оказывает отрицательно влияние на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии. Предпосылкой профессионально выгорания выступает профессиональный стресс – напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью.
Факторы синдрома профессионального выгорания можно условно разделить на личностные, ролевые и организационные. К личностным факторам относятся: реактивность; авторитаризм; трудоголизм; уровень эмпатии; мотивация; степень удовлетворенности профессией и профессиональным ростом; к ролевым – ролевые конфликты; ролевая неопределенность, к организационным – время, затрачиваемое на работу; неопределенное содержание труда.
1. Абрамова, Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н.А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
2. Антиперович, Е.Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е.Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий: сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
3. Багрий, М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. канд. психол. наук / М.А Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 225 с.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В.А. Бодров. – М. Пер се, 2006. – 280 с.
6. Бойко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 241 с.
7. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 433 с.
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
10. Гольменко, А.Д. Психопрофилактическая помощь медицинским работникам в условиях профессиональной деятельности / А.Д. Гольменко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – № 5. – С. 200-204.
11. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
12. Доскин, В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В.А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
13. Кецко, Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология: сборник научных трудов. – Мн.: БГПУ, 2007. – С. 294-303.
14. Кухтова, Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н.В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194-202.
15. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С. 4–21.
16. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
17. Митупов, М.Б. Профессиональное общение медицинских работников / М.Б. Митупов // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90-95.
18. Мурашова, Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.А. Мурашова. – Москва, 2012. – 19 с.
19. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с
20. Петрова, Н.Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н.Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
21. Попова, Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. канд. мед. наук / Е.Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
22. Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н.В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
23. Семенова, Н.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
24. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
25. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
26. Юдина, Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход / Е.В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты