Социально-педагогическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая поддержка детей и подростков в кризисных ситуациях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа работы социального педагога по профилактике самоубийств среди детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лишение родителей родительских прав и помещение ребёнка в приют.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лишение родителей родительских прав и помещение ребёнка в приют.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Поддержка детей и подростков в кризисной ситуации, как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия кризис и кризисная ситуация
1.2 Причины и факторы суицидального поведения подростков и молодёжи
1.3 Технологии непосредственного вмешательства, общий подход и теория основания
Глава 2 Технологии социальной работы и психологические механизмы работы с детьми и подростками
2.1 Система работы с детьми и подростками
2.2 Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми
2.3 Специфика технологии поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие среди детей и молодежи возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркомания, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Не всегда опасен сам кризис, а тот факт, что воспитание данного ребенка прошло не по плану. Длительный хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, нейропсихологических или психосоматических страданий.
Хронический кризис присущ детям с ярко выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Такие подростки нуждаются в помощи в период такого кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. В то же время, привыкнув руководствоваться в своей деятельности решениями педагогов (воспитателей), родителей, многие ученики перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не в состоянии самостоятельно ее оценить, актуализировать себя в ней и попытаться найти выход из нее.
Один из путей решения этой проблемы мы видим в активном использовании социально-педагогическими службами школ, центров помощи детям, технологий социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка рассматривается как оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим состоянием, успешным прогрессом в учебе, принятием школьных правил, эффективным межличностным общением, жизненным, профессиональным или этическим выбором.
Способность общества обеспечить полноценную жизнедеятельность всех без исключения детей является показателем социального здоровья самого общества и необходимым условием его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только помощь государства позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность детей. Реформирование российского общества и последующие кризисные явления порождают кризисные ситуации в семье. Как следствие, в большинстве случаев от этого страдают дети. Попадая в кризисные ситуации, дети часто становятся беглецами, бездомными, безнадзорными.
Глава 1 Поддержка детей и подростков в кризисной ситуации, как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия кризис и кризисная ситуация
В настоящее время разработано несколько подходов к определению концепции кризисной ситуации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик.
Психологический кризис – это эмоциональное состояние человека, возникающее в результате стрессовой ситуации, связанной с нежелательными изменениями в жизни. Более подробная расшифровка определения кризиса в психологии гласит, что кризис – это состояние сильного переходного изменения чувств человека, возникшего в результате стрессовой ситуации, связанного с болезнью или полученного в результате психической травмы. Кризис определяется также эмоционально значимым событием или радикальным изменением статуса в личной жизни человека, которое негативно влияет на его моральное благополучие [4, с.45].
Какие бы события в жизни не спровоцировали кризис (потеря близкого человека, насильственная ситуация, стихийные бедствия и т.д.), они затрагивают самые фундаментальные, жизненно важные потребности и ценности человека, становясь доминирующими в его внутренней жизни и сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. В то же время, идеограмма кризиса состоит из двух картин: одна подразумевает опасность, другая – возможность, поскольку именно кризис, нарушая привычный ход жизни, требует от человека переосмысления жизненных целей, отношений с другими людьми, образа жизни и т.д. Поэтому успешное преодоление кризиса может способствовать личностному росту и большей зрелости человека [5, с.33].
В современной психологической науке нет общепринятой теории и типологии кризисов. В то же время существуют различные типологии, среди которых ряд авторов, в том числе В.Г. Ромек, В.А. Конторович, И.М. Пономарева, Ф. Рупперт и другие, различают нормативные и ненормативные кризисы.
К нормативным кризисам авторы относят такие, которые сопровождают человека на всем протяжении жизни. Это кризисы развития или возрастные кризисы.
Глава 2 Технологии социальной работы и психологические механизмы работы с детьми и подростками
2.1 Система работы с детьми и подростками
В возрасте от 5 до 11 лет с переменами и потерей особенно трудно справиться. Кроме того, у них еще нет собственных навыков выживания, поэтому они почти полностью зависят от взрослого человека. После травмирующего события они могут регрессировать к более ранним стадиям поведения, изменениям в режиме питания и сна, необъяснимой боли, жалобам на плохое самочувствие, непослушание, гиперактивность, нарушения речи, агрессию и абстинентность. Ребенок может снова и снова преувеличивать, пересказывать травмирующее событие. Другие типичные реакции для этого возраста включают страх разлуки (потери) родителей, плач без причины, неподвижность и/или гиперкинез [1, с.55].
Кроме того, страх перед школой, замкнутость, сложность концентрации, разлука с бывшими друзьями – комплекс школьных и поведенческих проблем.
Способы работы:
1. Борьба со стрессом с помощью игровой терапии, арт-терапии, сюжетной терапии;
2. Работа с эмоциями, используя игровую терапию, арт-терапию, сюжетную терапию;
3. Упражнения по концентрации внимания.
4. Концентрация внимания на переживаниях.
5. Помогая придерживаться питания и сна
6. Работа с технологией BOS.
Аппаратно-программный комплекс для психофизиологического обучения, тренинга по саморегулированию. Исправительная работа с детьми с использованием компьютерных технологий и специального оборудования BOS-систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что кризис представляет собой нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик.
Психологический кризис – это эмоциональное состояние человека, возникающее в результате стрессовой ситуации, связанной с нежелательными изменениями в жизни. Кризисная ситуация – это ситуация, выходящая за рамки обычного опыта, т.е. для нее нет готовых адаптивных поведенческих стереотипов.
Основными причинами суицидальных намерений подростков являются такие как потеря любимого человека, уязвленное чувство собственного достоинства; разрушение защитных механизмов личности в результате употребления психоактивных веществ; отождествление себя с другим индивидом, совершившим суицид; страх, гнев, печаль по различным поводам и т.д.
Кризисное вмешательство преследует определенные цели, направлено на достижение определенных функциональных особенностей и выделили основные аспекты оказания психотерапевтической помощи.
Ребенок сможет справиться со стрессом, позаботиться о себе, доверять, чувствовать себя в безопасности, когда взрослый сделает то же самое. Дети чувствуют нас и состояние взрослых, они считывают все. И, как уже было сказано, нужно заботиться в первую очередь о себе. И результат будет в том, что взрослые, находясь в ресурсе, могут автоматически дать это ребенку, и он, по примеру взрослого, сможет учиться на его примере.
Существует множество психологических аспектов и механизмов работы с трудноадаптируемыми детьми. Существует множество направлений работы с данной категорией детей, и основным фактором является постоянное поддержание доверительного отношения подростков к специалисту по социальной работе.
1 Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2 Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.
3 Амбрумова, А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1978. – С. 6-28.
4 Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45-49.
5 Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. – М., 2005. – 187 с.
6 Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 2008. – 315 с.
7 Визель, Т.Г. Девиантное поведения подростков: монография / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева. – Тула: Факультет повышения квалификации МГППУ, 2007. – 341 с.
8 Дмитриева, Н.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина // Вестник КГУ. – 2015. – № 1-1 (61). – С. 127-134.
9 Ефимова, О.И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте и возможности его профилактики / О.И. Ефимова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11. – С. 93-95.
10 Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006. – 416 с.
11 Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
12 Игумнов, С.А. Изучение и профилактика суицидального поведения в Беларуси / С.А. Игумнов, А.П. Гелда, Е.В. Гриневич // Медицинская психология в России. – 2017. – № 3. – С. 1-23.
13 Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
14 Кувшинова, Т.И. Современные тенденции суицидального поведения детей и подростков-сирот / Т.И. Кувшинова, И.П. Овчинникова // Суицидология. – 2011. – № 3. – С. 41-43.
15 Куркина, О.В. Интегративный подход к пониманию феноменологии суицидального поведения подростков. Опыт социально-психологического исследования проблемы суицида / О.В. Куркина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 8. – С. 168-172.
16 Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – № 12. – С. 15-25.
17 Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с.
18 Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
19 Перфилов, Ю.А. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте / Ю.А. Перфилов, Н.В. Юрковец // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 1. – С. 279-280.
20 Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
21 Станибула, С.А. Особенности эмоциональной сферы личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Психологическое сопровождение и образование: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Междунар. научно-практ. конференции 24-26 декабря 2015 г. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 411-415.
22 Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. – М.: Когито-Центр, 2005. – 222 с.
23 Сирота, Н.А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель использования / Н.А. Сирота, Н.В. Ялтонский // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 1. – С. 53-60.
24 Солодкая, Е.В. К проблеме депрессивных расстройств у подростков / Е.В. Солодкая, И.П. Логинов // Дальневосточный мед. журнал. – 2014. – № 1. – С. 15-18.
25 Шульга, Т.И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье / Т.И. Шульга, Д.Д. Татаренко // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 2. – С. 203-211.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа работы социального педагога по профилактике самоубийств среди детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лишение родителей родительских прав и помещение ребёнка в приют.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Лишение родителей родительских прав и помещение ребёнка в приют.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты