Особенности методики направленного развития двигательных способностей учащихся
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности методики направленного развития двигательных способностей учащихся»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Особенности методики направленного развития двигательных способностей учащихся
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Организация: СШ № 19, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СИЛОВЫХ, СКОРОСТНЫХ, КООРДИНАЦИОННЫХ, ГИБКОСТИ И ВЫНОСЛИВОСТИ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Неравномерность и гетерохронность развития двигательных способностей
2.2 Проблема критических двигательных способностей
2.3 Основные пути развития двигательных способностей
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧАС ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА
3.1 Основные требования к развитию двигательных способностей в старшем школьном возрасте. Перенос двигательных способностей
3.2 Методика направленного развития двигательных способностей в старшем школьном возрасте
3.3 Контроль уровня развития двигательных способностей в старшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших показателей здоровья являются двигательные способности, на развитии которых основано и формирование функциональных возможностей, и на данный вопрос необходимо обращать особое внимание для эффективной организации учебного процесса.
Значение двигательных способностей в жизни человека сложно переоценить. Они важны не только для людей, профессионально занимающихся спортом, но и вообще для любого человека. Физическое, психологическое, интеллектуальное и духовное состояния человека тесно связаны друг с другом, и при недостаточном развитии одного из них человек не может считаться полноценной гармоничной личностью.
И развитие таких ведущих двигательных способностей, как гибкость, сила, быстрота, выносливость и ловкость играет здесь не последнюю роль. Тем более, когда речь идет о современных подростках, которые, к сожалению педагогов, и родителей, все меньше и меньше внимания уделяют занятиям физкультурой и спортом, зачастую отдавая предпочтение компьютерным играм и развлечениям. А высокие учебные нагрузки делают проблему еще более сложной. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы курсовой работы.
Предмет курсовой работы – развитие двигательных способностей учащихся.
Цель курсовой работы – изучить особенности методики направленного развития двигательных способностей учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать двигательные способности учащихся старшего школьного возраста: силовые, скоростные, координационные, гибкость и выносливость;
- выявить основные закономерности развития двигательных способностей;
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СИЛОВЫХ, СКОРОСТНЫХ, КООРДИНАЦИОННЫХ, ГИБКОСТИ И ВЫНОСЛИВОСТИ
Одной из основных проблем, которые решаются при обучении физической культуре, является обеспечение развития физических характеристик, присущих человеку. Традиционно под двигательными способностями человека понимаются такие его отдельные двигательные возможности, как быстрота, сила, гибкость, ловкость, выносливость и др. По утверждению О.В. Ярлыковой и Е.С. Пешехоновой, двигательными способностями принято называть врожденные качества (генетически заложенные), благодаря которым возможна физическая активность человека [19].
Как отмечает И.А. Герасимова, в процессе роста и развития организма человека его физические качества претерпевают естественные изменения [4]. Синоним понятия «физические качества» является термин «двигательные способности», поскольку освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием качественных особенностей, позволяющих выполнять физические упражнения с необходимой силой, ловкостью, выносливостью и быстротой.
Таким образом, под двигательными способностями понимаются качественные особенности двигательного действия, а именно: сила, ловкость, быстрота, гибкость и выносливость. Сила представляет собой способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. При ее оценке различается абсолютная и относительная мышечная сила [9].
В.И. Дубровский [6] утверждает, что абсолютная мышечная сила требуется в собственно-силовых упражнениях, в которых максимальное изометрическое напряжение обеспечивается посредством преодоления большого внешнего сопротивления.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Неравномерность и гетерохронность развития двигательных способностей
Неравномерноcть развития означает, что степень увеличения показателей физических возможностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Это верно как для коротких промежутков времени (например, несколько недель, месяцев обучения), так и для всего процесса обучения (например, для нескольких лет обучения). Как правило, наибольший прирост физических возможностей наблюдается в начальный период физических нагрузок. С повышением уровня развития какой-либо способности скорость ее роста снижается. Поскольку развитие физических способностей связано со снижением скорости их роста, то на каждом последующем этапе развития требуется все больше времени для достижения необходимых изменений [18].
В динамике показателей развития физических способностей выявляется феномен гетерохронности. Она проявляется в несовпадении по времени моментов, соответствующих началу интенсивного роста индивидуальных физических возможностей. Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека существуют благоприятные возможности для воздействия на развитие способностей, поскольку темпы роста некоторых из них будут выше, чем на других возрастных этапах. Эти периоды обычно называют чувствительными (сенситивными) или критическими, поскольку они играют особую роль в развитии организма.
Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии индивидуальных способностей достигается в период их быстрого естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды на данную способность может быть нейтральной или даже отрицательной.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧАС ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА
3.1 Основные требования к развитию двигательных способностей в старшем школьном возрасте. Перенос двигательных способностей
Развитие двигательных способностей в физическом воспитании учитывает возрастные особенности обучающихся. Для всех задач физического воспитания построение системы двигательных навыков и навыков движения является наиболее важным.
Сам процесс освоения двигательных действий начинается с формирования навыка, основанного на ранее приобретенных знаниях и опыте выполнения движения. Двигательное умение представляет собой способность выполнять двигательное действие (т.е. решать двигательную задачу) при условии концентрированного внимания учащегося на каждом движении, которое входит в изучаемое двигательное действие.
Систематическое повторяющееся проявление двигательных навыков в относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что способность превращается в двигательную способность, то есть способность выполнять двигательные действия, так что можно сосредоточиться на результате и условиях действия [3].
Двигательные способности развиваются за счет автоматичности процесса выполнения движений, которые приобретаются в жизненной практике или в результате обучения. Однако автоматизм не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия. Автоматическое и сознательное в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве.
Основным требованием к развитию двигательных качеств является то, что их развитие должно проходить поэтапно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, традиционно под двигательными способностями человека понимаются индивидуальные двигательные навыки, такие как скорость, сила, гибкость, ловкость, выносливость и т. д., благодаря которым человек может быть физически активным. Двигательные способности - это, по сути, выражение уровня достигнутых индивидуальных физических способностей, их определенности, оригинальности и значения. Двигательные способности органически связаны с физическими способностями человека и определяются характеристиками их проявления в различных движениях.
Развитие двигательных способностей является актуальной задачей процесса воспитания, так как способствует овладению сложными двигательными навыками, а также тренирует пластичность процессов центральной нервной системы.
Правильная постановка физического воспитания детей с первого года обучение в школе является одним из важных условий успешного обучения и воспитания учащихся. Было установлено, что наибольший эффект в развитии физических свойств достигается при их быстром естественном развитии. Эффективность образовательных влияний в других возрастах для этой способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании определенных двигательных способностей очень важно не пропустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку в результате это будет намного сложнее.
Физическая подготовка при низком и среднем уровнем подготовленности детей старшего школьного возраста должна быть направленна на комплексное развитие двигательных способностей.
Проявление и развитие двигательных способностей происходит в процессе выполнения деятельности. Для увеличения пределов развития двигательных способностей достаточно усовершенствовать методы обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание форм и средств их развития. Получение точной информации об уровне развития двигательных способностей возможно с помощью определенных тестов и контрольных нормативных упражнений.
1. Ашмарин, Б.А. Воспитание физических качеств/ Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физической культуры пед. ин-тов по спец. «Физическая культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
2. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - Москва: Академия, 2002. – 240 с.
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания. /А.А. Васильков: Учебник - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381с.
4. Герасимова, И.Н. Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания и типами конституции / И.Н. Герасимова, М.В. Ларина, В.Ю. Лебединский, И.Ю. Сидорова // «Восток-Россия-Запад». Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Т 2. - Иркутск: Аспринт, 2011. - С. 24-29.
5. Гужаловский, А.А. Принципы методики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского.-М.: Физкультура и спорт, 1986. - гл. 5 - С. 50-51
6. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.
7. Зелова, Т.Ф. Возрастные особенности проявления двигательных и умственных способностей и динамика их развития у школьников / Т.Ф. Зелова, Н.В. Никитина, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сборник научных трудов - Омск: СибАДИ, 2010. - С. 93-103.
8. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
9. Кузнецов, В.С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - Москва: Издательство ЦН ЭНАС, 2003. - 197 с.
10. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
11. Матвеев, Л.П. Воспитание выносливости/Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1991., ил. - гл. 7 - С. 242-26
12. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. - Москва: Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2009. – 112 с.
13. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие/ Ю.И. Гришина. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 249с.
14. Смирнов, В.М. Физическое воспитание и спорт: учеб. для студ. средних и высших учебных заведений / В.М. Смирнов.- Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - 412 с.
15. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. средних и высших учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Я. Степаненкова. - Москва: Академия, 2006. - 368 с.
17. Фролов, С.В. Об опережающем подходе в процессе физического воспитания школьников / С.В. Фролов, С.С. Фролов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. 2-6
18. Холодов, Ж.К. Теоретико-практические основы развития физических качеств / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студентов ВУЗ. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - гл. 7 - С. 130-14.
19. Ярлыкова, О.В. Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры / О.В. Ярлыкова, Е.С. Пешехонова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1-3 (6). - С. 92-95.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты