Функционирование рабочей памяти в процессе говорения на родном и иностранном языках
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Функционирование рабочей памяти в процессе говорения на родном и иностранном языках»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Функционирование рабочей памяти в процессе говорения на родном и иностранном языках
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Оперативная память».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета № 1(до проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эксперимент на английском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета № 2(после проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эксперимент на русском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Оперативная память».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета № 1(до проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эксперимент на английском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета № 2(после проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эксперимент на русском языке.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ
1.1. Понятие памяти в психологии. Кратковременная (оперативная, рабочая) память
1.2. Взаимосвязь памяти с процессом изучения иностранного языка
1.3. Психолингвистические основы речевосприятия и речепроизводства на родном и иностранном языках
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ НА РОДНОМ И ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКАХ
2.1. Специфика говорения и понимания речи на родном и иностранном языках
2.2. Экспериментальное исследование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в условиях глобализации и интеграции, знание иностранного языка уже не роскошь или отличительная способность, а повседневность, необходимая составляющая современной динамичной жизни. Поэтому не случайно многие исследователи интересуются процессом изучения иностранных языков и ищут пути его оптимизации. Важной задачей сегодня является выявление факторов, определяющих процесс изучения иностранного языка, формирующих факторы языковой компетентности, на основе которых можно говорить о качественном и научном совершенствовании методов обучения иностранному языку.
Эффективный метод обучения должен иметь психологическую основу. Это связано с тем, что объект обучения - иностранный язык – является феноменом, тесно связанным с деятельностью человека в области мышления [17, c. 165].
В процесс овладения иностранным языком вовлечены всевозможные познавательные процессы, одним из которых является память. Это одно из важнейших условий для усвоения лингвистического материала. Поэтому необходимо изучить характеристики памяти и пути оптимизации ее функционирования при овладении иностранным языком.
Память более важна, чем любая другая личностная черта, которая определяет нашу личность и заставляет нас вести себя определенным образом. Память – самая прочная из всех человеческих способностей [21].
Актуальность темы исследования заключается в том, что несмотря на наличие большого количества работ, посвященных изучению памяти и влиянию памяти на изучение иностранных языков, вопрос о функционировании рабочей памяти в процессе говорения на родном и иностранном языках все еще остается открытым.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ
1.1. Понятие памяти в психологии. Кратковременная (оперативная, рабочая) память
Традиционное мышление рассматривает память как компонент когнитивного процесса. Однако нетрудно заметить, что память – это нечто большее, чем просто часть познания. В частности, нетрудно заметить, что стандартная классификация основных типов памяти делит память на образную, вербально-логическую, эмоциональную и двигательную. Очевидно, что образная и вербально-логическая память относятся к области когнитивных процессов, от сенсорных к концептуальным.
Более того, факты клинической психологии (изучение амнезии) показывают, что память влияет не только на когнитивные процессы, но и на регулярность организации субъекта, являющегося носителем этих процессов, за пределами всей психологической триады – личности, которая является высшим уровнем психической интеграции.
Это означает, что память присутствует на всех уровнях ментальной иерархии и имеет универсальный и сквозной характер. Иными словами, память является важнейшей характеристикой всех психических процессов, и ее присутствие везде гарантирует единство и целостность психики и человеческой личности.
Классификация типов памяти по генетическим последовательностям предложена П.П. Блонским [3]. Он выделил четыре формы памяти: двигательную, эмоциональную, образную и семантическую. Это порядок формирования типов памяти.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ НА РОДНОМ И ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКАХ
2.1. Специфика говорения и понимания речи на родном и иностранном языках
Речь на иностранном языке имеет довольно сложную психологическую структуру, в зависимости от того, как именно (пассивно или активно) используются средства иностранного языка. С функциональной точки зрения устную речь можно разделить на два процесса: слушание и речь. Слушая, человек распознает средства иностранного языка и с их помощью формализует речь на иностранном языке. То есть существует обратный процесс: от мыслей к словам. Сначала у кого-то есть мысль, а потом она воплощается в слова. Для того, чтобы дать изучающему иностранный язык прямую форму мыслей, он должен стараться говорить то, что он может сказать, ссылаясь на слова и грамматические структуры иностранного языка, которые уже изучены или объяснены ранее, но еще не освоены. Умение свободно говорить на иностранном языке должно формироваться только в условиях и под влиянием аутентичной речевой деятельности.
Основным психологическим условием формирования речевых навыков является наличие слуховых образов и представлений о том, что нужно сказать. Часто студентам трудно говорить на иностранном языке не потому, что у них не развита артикуляторная моторика, а потому, что они не знают, что и как сказать. Поэтому в первую очередь необходимо убедиться в том, что формулировка мыслей на иностранном языке существует в сознании студента в виде некоего слухового представления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование посвящено изучению особенностей речевосприятия и речепрозводства на родном и изучаемом иностранном (в данном случае английском) языках.
Анализ научной литературы по психологии позволил раскрыть понятие памяти в общем, а также понятие кратковременной памяти.
Формирование опыта было бы невозможно, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Полученная в прошлом информация сохраняется и при необходимости воспроизводится человеком. Данный процесс и является памятью человека.
Поскольку память заложена в многообразии человеческой жизни и деятельности, ее проявления очень разнообразны. В рамках данного исследования наибольший интерес представляет такой вид памяти, как кратковременная память, которая также носит названия оперативной или речевой.
Оперативная память может пониматься как вид памяти, работающий на сохранение информации на какой-то определенный срок, ради совершения конкретной задачи.
Данные, поступающие в рабочую память, хранятся в течение определенного короткого периода времени, ограниченного выполнением конкретной задачи.
Также был рассмотрен вопрос взаимосвязи процесса развития памяти и изучения иностранного языка.
Научно известно, что изучение иностранного языка взаимосвязано с функцией кратковременной памяти (рабочей памяти). Чем более развита рабочая память, тем легче выучить иностранный язык.
1. Артемов, B.A. Психология обучения иностранным языкам / B.A. Артемов. – [Электронный ресурс]. – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/psiholog-inostran-1969.htm
2. Бергсон, A. Две памяти / A. Бергсон // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – M. : Директ-Медиа, 2008.
3. Блонский, П.П. Основные предположения генетической теории памяти / П.П. Блонский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – M.: Директ-Медиа, 2008.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. B.П. Зинченко. – M.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
5. Бэддели, A. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / A. Бэддели. – M.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. Веккер, Л.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.M. Веккер. – M.: Смысл, 1998.
7. Выготский, Л.C. Педагогическая психология / под ред. B.B. Давыдова. – M.: Педагогика, 1991.
8. Жинкин, H.И. Механизмы речи / H.И. Жинкин. – M.: AПH PCФCP, 1958.
9. Зимняя, И.A. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.A. Зимняя. – M.: Просвещение, 1991. – 219 c.
10. Зиндер, Л.P. Общая фонетика / Л.P. Зиндер. – Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – M.: Высш. школа, 1979. – 312 c.
11. Зинц, P. Обучение и память / P. Зинц. – Минск, 1984.
12. Зинченко, T.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / T.П. Зинченко. – CПб.: Питер, 2002.
13. Касевич, B.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания / B.Б. Касевич. – M.: Наука, 1983. – 301 c.
14. Леонтьев, A.H. Деятельность, сознание, личность / A.H. Леонтьев. – M.: Политиздат, 1975.
15. Любимова, H.A. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков / H.A. Любимова. – M.: Русский язык, 1993.
16. Психологический словарь / под ред. B.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – M.: Педагогика-Пресс, 1996.
17. Ремизова, C.B. Психологические особенности изучения иностранного языка и формирования иноязычного сознания / C.B. Ремизова // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 1(71). – C. 165-174.
18. Середа, Г.K. Что такое память? / Г.K. Середа // Психологический журнал. – 1985. – № 6. – C. 41–48.
19. Современная психология: справочное руководство. – M.: ИHФPA-M, 1999.
20. Чистович, Л.A. Речь, артикуляция, восприятие / Л.A. Чистович. – M.: Наука, 1965.
21. Шапарь, B.Б. Новейший психологический словарь / B.Б. Шапарь, B.E. Россоха, O.B. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
22. Шатилов, A.C. Обучение иностранных аспирантов нефилологических специальностей владению глагольно-именными словосочетаниями в устной речи на начальном этапе: автореф. дис. на … пед. наук / A.C. Шатилов. – CПб.: 1991.
23. Щерба, Л.B. Языковая система и речевая деятельность / Л.B. Щерба. – M.: Высшая школа, 1974.
24. Mnemonikon. Искусство памяти. – [Электронный ресурс]. – URL: http://mnemotexnika.narod.ru/vs_02.htm
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Оперативная память».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета № 1(до проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эксперимент на английском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета № 2(после проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эксперимент на русском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Оперативная память».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета № 1(до проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Эксперимент на английском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Анкета № 2(после проведения эксперимента).
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Эксперимент на русском языке.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты