Формирование эмоционально-ценностной сферы подростков как социально-педагогическая проблема
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование эмоционально-ценностной сферы подростков как социально-педагогическая проблема»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование эмоционально-ценностной сферы подростков как социально-педагогическая проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Поделиться
Введение
1. Значение и серьезность эмоционально-ценностной сферы подростков
2. Содержательно-возрастные аспекты эмоционально-ценностной сферы учащихся подросткового возраста
3. Важнейшие направления формирования эмоционально-ценностной сферы подростков
Заключение
Список использованных источников
Введение
Система ценностей, сложившихся в современном обществе, отражает его гуманистический потенциал, перспективы и приоритеты развития. Социокультурные процессы последних двух десятилетий оказали существенное влияние на формирование адекватных современным условиям личностных мотивов, установок, взглядов, норм, ценностных ориентаций личности.
Как справедливо отмечает Н.Д. Никандров, трудности с воспитанием современной молодежи социально обусловлены, и основной вопрос связан с тем, каким мы хотим видеть гражданина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе.
Современное общество диктует новые ценности и требования, установки и условия жизни человека в семье и социуме. Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность и ценность личности.
Во времена радикальных изменений в социуме, когда общественная структура ценностей меняется под влиянием общества, особенно актуальной становится проблема изучения системы ценностных ориентаций. Социализация человека начинается с его раннего детства и продолжается всю жизнь. Все социальные группы, будь то детский сад, школа, семья, сверстники и т.д., с которыми взаимодействует человек, имеют различные ценности. Эти социальные группы способствуют формированию ценностных ориентаций у личности
К исследованию проблемы формирования эмоционально-ценностных ориентаций обращались И.С. Арон, С.Г. Белякова, М.А. Ляхова, К.Е. Мурзина, В.А. Руженков и Ю. Н. Гомеляк, Н.А. Палиева, О.А. Слесарева, С.П. Матвеева и др.
1. Значение и серьезность эмоционально-ценностной сферы подростков
Во времена радикальных изменений в социуме, когда общественная структура ценностей меняется под влиянием общества, особенно актуальной становится проблема изучения системы ценностных ориентаций. Социализация человека начинается с его раннего детства и продолжается всю жизнь. Все социальные группы, будь то детский сад, школа, семья, сверстники и т.д., с которыми взаимодействует человек, имеют различные ценности. Эти социальные группы способствуют формированию ценностных ориентаций у личности.
В социальную психологию понятие эмоционально-ценностных ориентаций было введено в качестве аналога для философского понятия системы ценностей. «Развитые ценностные ориентации –признак зрелости личности, показатель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей …».
Под понятием «эмоционально-ценностные ориентации» в социологии подразумевают «идеологические, морально-эстетические, политические и другие оценки человеком действительности и ориентации в ней. Также ценностные ориентации являются способом разделения объектов по значимости их для человека. Осознанно сделать свой выбор может только социально зрелая личность.
К исследованию проблемы формирования эмоционально-ценностных ориентаций обращались И.С. Арон, С.Г. Белякова, М.А. Ляхова, К.Е. Мурзина, В.А. Руженков и Ю. Н. Гомеляк, Н.А. Палиева, О.А. Слесарева, С.П. Матвеева и др.
В отечественной психологии поддерживается традиция понимания личности исходя из онтологических оснований ее жизнедеятельности: внешнее и внутреннее, индивидуальное и общественное понимаются в их неразрывности и единстве (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев и др.).
Принципиальное разделение этих смысловых структур происходит в соответствии с двумя уровнями смысловой регуляции деятельности (Д.А.Леонтьев; Г.Г.Дилигенский; Е.Ю.Патяева; Б.С.Братусь; А.Г.Асмолов). Первый из них составляют конкретно-ситуативные образования, релевантные единичной деятельности (личностный смысл и смысловая установка), а второй – внеситуативные, устойчивые и обобщенные образования, влияющие на деятельность не непосредственно, а участвуя в порождении конкретно-ситуативных регуляторных образований (потребности и личностные ценности).
Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство (мотивообразующее и смещающее влияние, трансситуативность и устойчивость), следует проводить между ними различия (Д.А.Леонтьев).
2. Содержательно-возрастные аспекты эмоционально-ценностной сферы учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Однако границы этого возраста в психологической, медицинской, социологической, юридической, педагогической литературе часто определяются по-разному: 10-14лет, 14-18лет, 12-20 лет и т. д.
На сегодняшний день, опираясь на литературу, можно определить границы подросткового возраста, они примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 12 лет до 16 лет. Но нельзя не отметить, что основной критерий для определения периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме [13].
Хотя иногда кажется, что тела подростков меняются в одночасье, процесс полового созревания на самом деле происходит в течение нескольких лет. Последовательность физических изменений в значительной степени предсказуема, но существует большая вариативность в возрасте начала полового созревания и скорости, с которой происходят изменения.
На начало и развитие полового созревания влияют многочисленные факторы, включая генетические и биологические факторы, стрессовые жизненные события, социально-экономический статус, питание и диету, количество жира в организме и наличие хронических заболеваний.
Скачок роста, который включает быстрый рост скелета, обычно начинается примерно в возрасте от 9 до 10-12 лет у девочек и от 12 до 14 у мальчиков и завершается в возрасте 17-19 лет у девочек и 20 лет у мальчиков.
Внешние проявления поведения подростка весьма противоречивы. С одной стороны, желание выделиться, отличиться любой ценой; с другой, – стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все.
Стремление завоевать авторитет, заслужить уважение товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает.
Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний [13].
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью в данный период становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста общение становится сознательно экспериментированием с собственными отношениями с другими людьми.
В этот период ребенок самостоятельно ищет друзей, начинается выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний.
3. Важнейшие направления формирования эмоционально-ценностной сферы подростков
Проблема «утверждения» общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании относится к числу фундаментальных проблем человеческой экзистенции. Естественно поэтому, что поиск путей и способов её решения находится в центре внимания теологов, философов, психологов и психотерапевтов.
Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна. Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках педагогической психологии А. Н. Леонтьев. Человек в ходе своей жизни усваивает опыт человечества, предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им значениями и в меру овладения. Однако чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее значение. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали «внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к миру [12].
С.Л. Рубинштейн [19] говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.
Понятие ценностные ориентации неразрывно связано с понятием личность, поскольку тесно соприкасается с изучением человеческого поведения и побуждений. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Б. Г. Ананьева [20], который рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности.
Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, представляет собой сложный организм уже на момент его рождения, постоянно меняется. Дети, появившись на свет, вливаются сразу в несколько социальных групп - семью, общину, социальный класс, расу или этнос, религиозную группу. Представители каждого из этих социальных организмов разделяют общие взгляды, верования и ожидания, придерживаются определенных моделей поведения. Эти общие ценности формируют культуру данной группы.
Подростковый возраст наиболее восприимчив и подвержен влиянию социальной среды, а особенно - открытой микросреды, окружающей подростков вне официальных, государственно-учрежденных институтов. Это объясняется тем, что в период данного возраста происходит гражданское становление личности, осознание и усвоение норм человеческих взаимоотношений. Подросток придает особую значимость личностному утверждению в социальной деятельности, которая воспринимается им как способ войти в мир взрослых на правах «равных».
Заключение
Таким образом, эмоционально-ценностная сфера являются одним из центральных новообразований личности и выражает ее отношение к действительности. Эмоционально-ценностные ориентации подростка определяют его мотивацию, его поведение и влияют на все стороны его жизни. Особое значение имеет связь ценностных ориентаций и направленности личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, отношения к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Для подростков важное значение приобретает тот факт, что на основе сформированной системы ценностей осуществляется выбор сферы профессиональной деятельности.
С помощью системы эмоционально - ценностных ориентаций подросток выражает свое отношение к действительности, разграничивая (дифференцируя) значимость явлений, предметов и их свойств на положительно и отрицательно значимые. Определенная иерархическая система ценностных ориентаций как особое психическое образование начинает складываться у детей в возрасте 11-12 лет (6-7 класс современной школы). В этот период активно развивается умение дифференцировать ценности и производить ценностный выбор, возникает первая индивидуальная система ценностных ориентаций, которая в дальнейшем претерпевает существенные изменения.
По некоторым данным у детей 10-13(14) лет складывается альтруистическая, коллективистическая направленность личности, старшеклассники 13(14)- 17 лет характеризуются индивидуалистическо-прагматической ориентацией, снижением социальной активности, рационализмом.
Подростковый возраст является сензитивным для усвоения моральных и нравственных качеств, формирования ценностных ориентаций. Поворот сознания подростков в сторону нравственного идеала в сочетании с такими качествами, как инициатива, деловая активность, трудолюбие, стремление к профессиональному и интеллектуальному росту, становится основной проблемой формирования эмоционально-ценностной сферы. На формирование эмоционально-ценностной сферы личности подростка оказывает влияние социальная среда, общественные институты (семья, школьный класс и т.д.), культурная среда. Одним из ключевых факторов является система образования, способная привить определенную систему моральных ценностей.
1 Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
2 Белякова, С.Г. Ценностные ориентации учащихся в современных социокультурных условиях общеобразовательной школы. // Педагогическое образование и наука. – 2013. – №3. – С. 40–44.
3 Ляхова, М.А. Особенности ценностных компонентов жизненных стратегий студентов вуза, воспитывавшихся вне родительской семьи. // Вестник КемГУ 2012. – № 4. – С. 28–31.
4 Палиева, Н.А. Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот в условиях детского дома. // Вестник Университета Российской академии образования. – 2007. – №2. – C. 124-129
5 Мурзина, К. Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С. 38-41.
6 Матвеева, С. П. Роль семьи в развитии ценностных ориентаций у детей / С. П. Матвеева, О. В. Самитова // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2013. — С. 123–131
7 Суетина Н.М. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2008. – С. 28–34.
8 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – Москва : Наука, 1984. – 448 с.
9 Мясищев, В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев ; Ред. А.А. Бодалев. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 1995. – 356 с.
10 Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
11 Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Издательский дом" Питер", 2009.- С.75-78
12 Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека //Психология в вузе. – 2004. – №. 1. – С. 51-65.
13 Хрипкова, А.Г. Мир детства: Подросток. - М.: Педагогика, 2014. – 145 с.
14 Крутецкий, В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 2013. – 325 с.
15 Гомеляк, Ю.Н. Ценностные ориентации подростков, лишенных родительского попечения, как предикатор риска социальной дезадаптации // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. – 2013. – № 4. – С. 13–15.
16 Франкл, В. Воля к смыслу / В. Франкл. — М.: Апрель-пресс-Эксмо-пресс, 2000.
17 Абульханова К. А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 3. С. 40-53.
18 Светлова. Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. – 231 с.
19 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
20 Ананьев, Г.Б. О проблеме современного человекознанияТекст./Г.Б. Ананьев. М.: Наука, 1977. - 384 с.
21 Ершова, О.Б. Формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи в условиях воздействия современной социальнокультурной среды // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №4. – С 84-89
22 Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система //Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2000. – Т. 204. – С. 227
23 Пирмагомедова, Э.А. Основные направления и особенности развития ценностной сферы личности в подростковом возрасте // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. - №2. – С. 14-22
24 Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни: соотношение философского, методологического и конкретно-научного подхода к проблеме индивида / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2000. - 224 с.
25 Журавлева, Н.А. Значение нравственного воспитания в становлении жизненных ценностей современной молодежи // Вестник Прикамского социального института. – 2019. - №1. – С. 118-126
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты