Роль общения в формировании личности ребенка
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Роль общения в формировании личности ребенка»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Роль общения в формировании личности ребенка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №76, ГУО (г.Минск) / СШ №375, ГУО (г.Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор: М.И. Лисина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика «Оценка коммуникативных умений младших школьников».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Методика «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика «Оценка коммуникативных умений младших школьников».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Методика «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ
1.1 Сущность «общения» в психолого-педагогической литературе
1.2 Роль и значение общения для развития личности ребенка дошкольного возраста
1.3 Роль и значение общения для развития личности ребенка младшего школьного возраста
1.4 Роль и значение общения для развития личности ребенка подросткового возраста
1.5 Роль и значение общения для развития личности ребенка старшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций по формированию навыков общения у детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. Необходимость в общении – одна из наиболее важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов.
Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.
Потребность в общении у детей - базис для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка (подтверждением того являются дети – маугли)
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Общение должно занимать не последнее место, общаться с ребенком надо с самого младенчества, тем самым создаются условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.
Актуальность темы заключается в том, что проблема развития общения детей в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.
Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.
Диалогическая форма общения ребенка раннего дошкольного возраста ¬ следствие и вместе с тем выражение недостаточной самостоятельности ребенка, не отделённости его деятельности от деятельности взрослых.
Концептуальные основы разработки по формированию общения связаны с трудами: Л.И. Божовича, Л.И. Чернецкой, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ
1.1 Сущность «общения» в психолого-педагогической литературе
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [24, с.1].
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, в осуществлении и контролировании их деятельности. Оно удовлетворяет особую потребность человекам в контакте с другими людьми.
Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер. [19, с.5]
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможность общения расширяется вместе с развитием общества. В то же самое время саморазвитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами. [19, с.5]
В общении реализуется потребность в другом человеке. В процессе общения формируется, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение – их проявление.
В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения [1, с.34]:
• коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
• интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
• перцептивный (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад №76 г. Минска», а также ГУО «Средняя школа №375 г. Минска».
В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, 10 детей младшего школьного возраста, 10 детей подросткового возраста и 10 учащихся старшего школьного возраста.
Цель исследования: выявление уровня развития навыков общения у детей разного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностические методики для выявления уровня навыков общения у детей разного возраста.
2. Выявить уровень развития навыков общения у детей разного возраста. Проанализировать полученные результаты.
При проведении исследования использовались:
1. методика М.И. Лисиной «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (приложение 1);
2. методика Л.А. Венгера «Лабиринт» (приложение 2);
3. методика И.Б. Дерманова «Подели игрушки» (приложение 3);
4. методика Г.А. Цукермана «Рукавички» (приложение 4);
5. опросник для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» (приложение 5);
6. тест коммуникативных умений Л. Михельсона (приложение 6).
Первой методикой мы провели – методику на выявление уровня коммуникативных навыков детей дошкольного возраста М.И. Лисиной.
Цель данной методики - определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Во время проведения методики М.И. Лисиной, детям предлагалось три типа взаимодействия: игры с настольным строительным материалом и дидактическими играми, чтение и обсуждение книг познавательного характера (о животных, о транспорте) и беседа на нравственно-этические темы. Эти ситуации моделировали деловое, познавательное и личностное общение ребенка. Взрослый во всех ситуациях выражал доброжелательность, готовность общаться с ребенком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа и обобщения научной литературы было установлено, что термин «общение» определяется как взаимный обмен информацией между партнёрами, передача и приём знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством общения является речь. Специфика общения раскрывается прежде всего в следующих процессах и феноменах: процессе обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, феномене коммуникативного влияния и существования различных уровней передачи информации (вербального и невербального).
Одним из аспектов развития ребенка является формирование коммуникативных навыков. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей [18].
Роль общения в младшем школьном возрасте в развитии личности заключается в преодолении эгоцентризма. Дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Анализ основных подходов к изучению особенностей развития общения со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте, позволил установить важную роль общения для развития личности в данный период. В подростковом возрасте коммуникативная деятельность является ведущей, поэтому в процессе общения интенсивно развиваются все основные структуры личности.
Роль общения в формировании личности старшеклассника заключается в развитии чувства взрослости, в развитии самосознания. Также посредством общения устанавливаются дружеские связи, появляются романтические отношения между юношами и девушками.
Было проведено экспериментальное исследование на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения диагностических методик получили данные, обнаруживающие, что общение со сверстником оказывает специфическое воздействие на развитие ребенка. На практике убедились в том, что контакты детей со сверстниками более ярко эмоционально насыщены.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Асток-Пресс, 1998.- 99 с
2. Белобрыкина, O.A. Речь и общение / O.A. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008 - С.66.
3. Бырдина, О.Г. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности / О.Г. Бырдина, Ю.П. Сахарова // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 35-37.
4. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии -Текст- / Л. С. Выготский. – СПб., 1997. – 104 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2009.
7. Доценко, Е.В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» / Е.В. Доценко. - Волгоград, 2014.
8. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М., 1986.- 169 с.
9. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№ 9.-С. 21–28.
10. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников -Текст- / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 64-65.
11. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста /А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 1964.
12. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2012.
13. Захарова, Л. М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников [Текст] / Л. М. Захарова // Начальная школа. – Плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 70-73.
14. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений/ Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 239с.
15. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
16. Кравцова, Е. Учите детей общаться -Текст- / Е. Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 11. – С. 93-94.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. -Ун-т Рос. акад. образования. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175.
18. Реан, А.А. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум, А.А. Реан. – Спб.: Питер, 2005. – C. 195-212.
19. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011. – 180 с.
20. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе /М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев: Штиница, 2009 - С. 83.
21. Люблинская, А. А. «Детская психология» / А.А. Люблинская // Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: «Просвещение», 2014 - 115 с.
22. Немов, P. C. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста -Текст- / Р. С. Немов; кн. 2. – М., 1997. – 154 с.
23. Психология подростка. Полное руководство / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 432 с.
24. Репина, Т. А. Воспитатели и дети, их общение /Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. -1989. -127 с.
25. Сивцова, А.В.Психология и педагогика /А.В. Сивцова, Л.С. Колмогорова. - Издательство АГАУ. - 2008.
26. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками /Е.О. Смирнова // Учебное пособие – Изд. Мозаика- Синтез 2012. – 38.
27. Тверитина, Е.И. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М. - 2016.
28. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии /Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1995. - 167 с.
29. Шипицына, Л. М. Азбука общения -Текст-: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
30. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор: М.И. Лисина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика «Оценка коммуникативных умений младших школьников».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Методика «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика «Оценка коммуникативных умений младших школьников».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Методика «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона. Перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты