Использование средств волейбола для развития скоростных способностей у учащихся V-VIII классов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование средств волейбола для развития скоростных способностей у учащихся V-VIII классов»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Использование средств волейбола для развития скоростных способностей у учащихся V-VIII классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Волейбол как средство физического воспитания учащихся среднего школьного возраста
1.2 Особенности физического состояния учащихся среднего школьного возраста
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛЕЙБОЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Общая характеристика скоростных способностей
2.2 Развитие скоростных способностей средствами волейбола
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в то время, когда общество все больше осознает огромную важность физической активности и спорта не только как части массовой культуры, но и широко применяемой деятельности для индивидуального и социального здоровья и благополучия.
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Волейбол – один из игровых видов спорта. Волейбол включён в урочные занятия, широко практикуется во внеурочной деятельности – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Занятия волейболом способствуют развитию двигательных качеств учащихся в целом и скоростных способностей в частности.
Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
В процессе обучения спортивной игре волейбол создаются условия, наиболее благоприятные для целенаправленного формирования скоростных способностей. Одним из решающих факторов в формировании скоростных способностей к определенной деятельности является методика обучения. Развитие скоростных способностей требует от человека настойчивого, систематического труда.
Спортивная игра волейбол помимо развития физических качеств содействует социализации учащихся, а также воспитывает чувство коллективизма.
Цель курсовой работы - изучить возможности использования средств волейбола для развития скоростных способностей у учащихся V-VIII классов.
ГЛАВА 1. ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Волейбол как средство физического воспитания учащихся среднего школьного возраста
Волейбол включен в программы школ, профессиональных училищ, техникумов и университетов. Ученики и студенты знакомятся с содержанием и основными правилами игры, осваивают технику игровой техники, осваивают простейшие тактические комбинации, а в спортивных секциях и командах постигают основы спортивного мастерства. Уроки и тренировки по волейболу в образовательных учреждениях направлены на физическое развитие школьников и студентов, привитие им упорства, дисциплины, коллективизма, чувства дружбы в духе товарищества [6].
Волейбол занимает одно из важных мест в решении задач физической культуры в школе. Обучение основам волейбола в соответствии с требованиями программы по физической культуре и здоровью учащихся общеобразовательной школы предусмотрено в 5-11 классах. Учащиеся знакомятся с содержанием и основными правилами игры в волейбол, разовьют свои физические качества, освоят приемы игры, осваивают простейшие тактические комбинации. Уроки волейбола в школе также направлены на физическое развитие учеников, привитие им силы воли, упорства, дисциплины, коллективизма, чувства дружбы и товарищества [14].
Широкий спектр физиологических воздействий волейбольной игры на организм занимающихся в сочетании с простыми правилами и доступными игровыми приемами позволяет заниматься этой доступной игрой в средней школе, начиная с 5-го класса. Игра в волейбол отличается богатым и разнообразным двигательным содержанием. Чтобы играть в волейбол, нужно уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью [1].
Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением игроков, активизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате обучаемых. В результате выполнения большого количества прыжков при передаче мяча, атакующих ударах и блокировках укрепляется костная система, суставы становятся более подвижными, развивается сила и эластичность мышц.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛЕЙБОЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Общая характеристика скоростных способностей
Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией [8].
Скоростные способности определяются подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростных способностей - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. Скорость еще в прошлом вырабатывали бегом, резкими прыжками. Эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково [1].
В литературе встречаются различные определения понятия скоростных способностей, из которых можно выделить три группы определений, наиболее полно отражающие ее сущность. Под скоростными способностями понимают способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
В другом определении под скоростными способностями понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений.
Скорость является проявлением способностей человека срочно реагировать на внешние раздражители и выполнять быстрые движения. Количественно скорость характеризуется временем скрытого периода двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений в единицу времени и производной от этих показателей - скоростью передвижения в пространстве [18].
В спортивной практике скоростные способности проявляются в специфических формах скоростно-силовых качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, спортивная игра волейбол оказывает большое влияние на развитие двигательных способностей занимающихся, а также на физиологические процессы организма. Волейбол как командная спортивная игра способствует развитию у занимающихся многих весьма ценных качеств и навыков, необходимых им в дальнейшей деятельности. Это вполне заслуженно ставит волейбол на одно из первых мест среди средств физического воспитания. Таким образом, в возрасте 11-15 лет у подростков увеличивается темп роста, проявляются половые признаки и происходит укрепление скелета. Также в этом возрасте продолжают развиваться двигательные способности интенсивными темпами.
Скоростные способности определяются подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростных способностей - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. Скорость еще древние вырабатывали бегом, резкими прыжками. Эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково.
Скоростные качества увеличиваются за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший прирост достигается за счет увеличения мышечной силы. Для эффективного развития скоростных способностей школьников необходимо учитывать их физиологические особенности. Прежде всего, необходимо обращать внимание на сенситивные периоды развития. Для силы это возраст от 13-14 до 16-17 лет. В последующие годы (до 18-20 лет) темпы ее роста замедляются. Для быстроты это период 9-12 лет. В этом возрасте преимущество тренирующихся детей перед не занимающимися спортом особенно велико.
В настоящее время выделяются два подхода к развитию скоростных способностей средствами волейбола: использование упражнений с максимальным усилием или с неограниченным отягощением
Если в это время не развивать быстроту, то в последующие годы, возникшее отставание трудно ликвидировать. Важно также знать, что при целенаправленном воспитании скоростных способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.
1. Амалин М. Е. Тактика волейбола/ М.Е. Амалин. – Москва. «Физкультура и спорт», 2005. – 215 с.
2. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков. - М. : КноРус, 2011. – 368 с.
3. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев. - М. : ТВТ Дивизион, 2011. - 190 c.
4. Евстафьев, Б. В. Физические способности, как вид способностей человека / Б. В. Евстафьев. - Л. : Просвещение, 2017. – 40 с.
5. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: учебник / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнова. – М. : Академия, 2001. – 362 с.
6. Железняк, Ю.Д Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../.Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов – М.: 2001. – 520 с.
7. Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов» / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. - М. : Просвещение, 2011 – 318 с.
8. Кузнецов, З. И. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития / З. И. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. – 1968. – № 4. – С – 35-38.
9. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.
10. Ливерова, Е. В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания / Е. В. Ливерова // Спорт в школе. - 2003.– №9. – С. 20-23.
11. Логинов, В. В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников / В. В. Логинов // Педогогическо-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С. 180-188.
12. Медведев, И. А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры : учеб.-метод. пособие / И. А. Медведев. – М. : 2000. – 124 с.
13. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001. – 332 с.
14. Неповинных, Л. А. Волейбол: Виды соревнований по их значению в тренировочном процессе / Л. А. Неповинных. - Пенза : Образование и педагогические науки в XXI веке, 2018. – 213 с.
15. Ольхов, С. С. Специальная физическая подготовка волейболистов высокой квалификации / С. С. Ольхов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. - 2006. - N 2. - С. 32-34.
16. Орехова В. Комплексные тренировки. Высшая физическая форма / В. Орехова. - М. : Терра, 2014. - 105 c.
17. Платонов, В. М. Психолого-педагогические факторы программирования физической подготовки юных волейболистов / В. М. Платонов. – М. : Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 11. - С. 54-55.
18. Платонова, Н. И. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов / Н.И. Платонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».– 2016. – № 7 (июль). – С. 1–6.
19. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина. – М. : Академия, 2000.– 123 с.
20. Сарапкин, А. Л. Эффективность построения учебно-тренировочного процесса на начальных этапах подготовки юных волейболистов / А. Л. Сарапкин. – М. : Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. – 2004. – N 3. – С. 29-31.
21. Силаков, Ю. И. Волейбол [/ Ю. И. Силаков. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 501с.
22. Скворцова, М. Ю. Совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов / М. Ю. Скворцова. – М. : 2004. – 175 с.
23. Хазаров, И. Н. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дисс. / И.Н. Хазаров. - Омск, 2015. – 31 с.
24. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
25. Хубулов, Б. А. О путях развития быстроты / Б. А. Хубулов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 12-15.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты