Психологические основы педагогического общения учителя с младшими школьниками
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические основы педагогического общения учителя с младшими школьниками»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические основы педагогического общения учителя с младшими школьниками
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: СШ № 153, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест – опросник для педагогов по методике «Стиль педагогического общения педагогов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест – опросник для педагогов по методике «Стиль педагогического общения педагогов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Понятие «педагогическое общение»
1.2 Стили педагогического общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Методические рекомендации по организации оптимального педагогического общения педагога с детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с школьниками в процессе обучения и воспитания, которое направлено на решение отдельных педагогических задач и реализацию педагогических функций. Успешный процесс педагогического взаимодействия учителя с учениками предполагает интерес со стороны педагога к личностям и работе с ними, сочувствие, гибкость, способность видоизменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, способность слушать и поддерживать обратную связь в общении, способность управлять своим психическим состоянием, голосом, мимикой, иметь хорошие речевые способности.
Факторами, которые оказывают влияние на развитие личности школьника, являются стили педагогического общения. Стиль педагогического общения и лидерства определяет методы и методики педагогического воздействия, которое проявляется в совокупности ожиданий и требований к соответствующему поведению среди учеников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, которые имеют определенные способы реализации отношения к учащимся.
Исследованием данного вопроса в современной психологии занимались ряд российских и белорусских ученых. Среди них следующие исследователи: В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.А. Лобанов, В.А. Сластенин, В.С. Селиванов, Б.Т. Лихачев, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончаров, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шатолов, М.П. Щетинин и другие и др.
Целью данной курсовой работы является изучение психологических основ педагогического общения учителя с младшими школьниками.
Объект исследования – стиль педагогического общения.
Предмет исследования – психологические основы педагогического общения учителя с младшими школьниками.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
– охарактеризовать понятие и структуру педагогического общения;
– изучить стили педагогического общения;
– рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
– провести эмпирическое исследование особенностей педагогического общения педагога с младшими школьниками;
– проанализировать полученные результаты исследования;
– разработать методические рекомендации по организации оптимального педагогического общения педагога с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и публицистической литературы по теме исследования); эмпирические (опрос, анализ и интерпретация результатов исследования, качественная и количественная обработка данных).
База исследования: СШ № 153 г. Минск.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Понятие «педагогическое общение»
Проблема общения занимает особенно важное место в общей психологии и психологии личности. Как отмечают некоторые авторы (А.А. Рин и Ю.Л. Коломинский), педагогическую психологию можно рассматривать через призму коммуникации, по причине того, что практически все аспекты процессов обучения и воспитания опосредованы процессом общения [22, с. 164].
Общение может быть сформулировано как процесс межличностного взаимодействия, который порождается широким спектром фактических потребностей, партнеров, и направлен на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными взаимоотношениями [8, с. 122].
Общение между учителем и учеником это одна из основных форм общения, в которой до настоящего времени дошла накопленная человечеством тысячелетняя мудрость.
Под педагогическим общением обычно понимается профессиональное общение педагога с школьниками в классе и за его пределами (во время обучения и воспитания), которое имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также иные виды психологической оптимизации образовательной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.
В настоящее время продуктивно организованный процесс педагогического общения имеет направленность на обеспечение реального психологического контакта в процессе осуществления педагогической деятельности, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
Проблема эффективности общения разрабатывалась в трудах ведущих педагогов и психологов. Ей посвящены работы многих известных психологов – А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве независимого направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).
Педагогическое общение является одной из форм педагогического взаимодействия между учителями и учащимися. Цели, содержание общения, его морально-психологический уровень для педагога столь же предопределены. В большей степени педагогическое общение регулируется ее содержанием и формами, и поэтому оно является не только способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем четко подчеркивается роль учителя и учащихся, что отражает «нормативный статус» каждой личности.
Однако, по причине того, что общение происходит лицом к лицу, оно приобретает личное измерение для участников педагогического взаимодействия (учителя и ученика).
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучение основ педагогического общения учителя с младшими школьниками. Было выдвинуто предположение, что стиль общения учителя начальных классов оказывает серьезное влияние на климат в коллективе, на то, как часто возникают, протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. Для исследования данного вопроса в работе было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
База исследования: СШ № 153 г. Минск.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 10 педагогов и 28 учащихся 4 «Б» класса.
Для проведения исследования использовался комплекс психодиагностических методов, направленных на решение поставленных задач и позволяющих выявить правомерность выдвинутого нами утверждения.
Мы для проведения исследования использовали следующие методики:
«Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майским, Е.Г. Ковалевой);
Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Методика «Стиль педагогического общения педагогов». Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке обведите в выбранный вами варианта ответа [12, с. 190]. Учителям предъявляются на отдельных карточках тест (Приложение А).
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:
25 – 30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20 – 24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10 – 19 баллов – выраженность либерально-попустительского стиля общения.
Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Цель: выявление академической успеваемости учащихся.
Оценка успеваемости определяется соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
О = (Ф/П) * 100% , где О - оценка успеваемости, Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений; П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическое общение обычно понимается как профессиональное общение преподавателя с учениками в классе и за его пределами, выполняющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Педагогическое общение является одной из форм педагогического взаимодействия между учителями и учащимися. Характер общения учителя с учащимися обусловлен, прежде всего, профессиональной и предметно-ориентированной готовностью учителя, научным потенциалом, профессиональными устремлениями и идеалами. Не менее важным является развитие у учителя способности анализировать свою позицию в качестве участника процесса общения, в частности, степень его ориентации на учащихся.
Стиль педагогического общения – это стабильное единство методов и средств деятельности преподавателя и учащихся, их предмет – субъективное взаимодействие. Стиль педагогического общения выражает особенности коммуникативных способностей педагога, сложившуюся природу взаимоотношений преподавателя и учеников, творческую индивидуальность педагога, особенности учащихся. В настоящее время существует множество видов педагогического общения. Общепризнанной классификацией стилей педагогического общения является их разделение на авторитарный, попустительский и стиль сотрудничества. В чистом виде стилей не существует. Найденный и приемлемый стиль общения одного учителя совершенно непригоден для другого. В стиле общения четко проявляется индивидуальность человека. Необходимо тщательно изучить и сформировать свой собственный индивидуальный стиль общения, используя весь указанный выше набор средств. В этом случае будет накоплен необходимый опыт общения в различных областях, усилены коммуникативные навыки, повысится коммуникативная культура педагога в целом.
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности индивидуального стиля общения педагога с учащимися. Было выдвинуто предположение, что стиль общения педагога серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают, протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учащимися и педагогом. Для исследования данного вопроса нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании принимало участие 10 педагогов и 28 учащихся 4 «Б» класса. Для проведения исследования использовался комплекс психодиагностических методов, направленных на решение поставленных задач и позволяющих выявить правомерность выдвинутого нами утверждения. Для проведения исследования использовали следующие методики: «Стиль педагогического общения педагогов», методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
1. Абульханова, К. Личность в условиях дефицита общения: Психологический аспект / К. Абульханова // Воспитание школьников. – 2000. – №10. – С.4-8.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения. Проблема общения в психологии / К.А. Абульханова-Славская. – М., 2008. –241 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. – М., 2000. – 232 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М., – 2002. – 192 с.
5. Бодалев, А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента. – В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 2008. – С. 3-11.
6. Бондаренко, А.Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения / А.Ф. Бендаренко // Советская педагогика. – 2001. – №1. – С. 57-63.
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : [Учебник для пед. ин-тов] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.]; Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1979. – 288 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 2009. – 210 с.
9. Гинецинский, В.И. Проблема классификации методов обучения / В.И. Гинецинский. – В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., – 2002. – С.130-133.
10. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение. – 2000. – 398 с.
11. Егидес, А. Психотехника общения / А. Егидес // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 14-16.
12. Зимняя, И.А. Коммуникативная компетентность педагога / И.А. Зимняя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн. конф. Ростов: Донской изд. Дом. – 2000. – 132 с.
13. Зубарева, Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения / Н.С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. – М., 2001. – 410 с.
14. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение. – 2007. – 256 с.
15. Квасков, В. Роль общения в деятельности человека / В. Квасков // Социально-политический журнал. – 2006. – №3. – С. 224-234.
16. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М., – 2000. – 167 с.
17. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. – Л., 2000. – 114 с.
18. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд. МГУ. – 2002. – 575 с.
19. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 1977. – 224 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2000. – 319 с.
21. Перовская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Перовская. – М.: Изд. МГУ. – 2003. – 216 с.
22. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан. – 2000. – 274 с.
23. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия» – 2000. – 233 с.
24. Чистякова, Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления / Т.А. Чистякова. – Л., 2007. – 241 с.
25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1989. – 560 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест – опросник для педагогов по методике «Стиль педагогического общения педагогов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест – опросник для педагогов по методике «Стиль педагогического общения педагогов».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты