ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Понятие «педагогическое общение»
1.2 Стили педагогического общения
1.3 Возрастные особенности младших школьников
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Методические рекомендации по организации оптимального педагогического общения педагога с детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с школьниками в процессе обучения и воспитания, которое направлено на решение отдельных педагогических задач и реализацию педагогических функций. Успешный процесс педагогического взаимодействия учителя с учениками предполагает интерес со стороны педагога к личностям и работе с ними, сочувствие, гибкость, способность видоизменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, способность слушать и поддерживать обратную связь в общении, способность управлять своим психическим состоянием, голосом, мимикой, иметь хорошие речевые способности.
Факторами, которые оказывают влияние на развитие личности школьника, являются стили педагогического общения. Стиль педагогического общения и лидерства определяет методы и методики педагогического воздействия, которое проявляется в совокупности ожиданий и требований к соответствующему поведению среди учеников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, которые имеют определенные способы реализации отношения к учащимся.
Исследованием данного вопроса в современной психологии занимались ряд российских и белорусских ученых. Среди них следующие исследователи: В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.А. Лобанов, В.А. Сластенин, В.С. Селиванов, Б.Т. Лихачев, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончаров, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шатолов, М.П. Щетинин и другие и др.
Целью данной курсовой работы является изучение психологических основ педагогического общения учителя с младшими школьниками.
Объект исследования – стиль педагогического общения.
Предмет исследования – психологические основы педагогического общения учителя с младшими школьниками.
Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:
– охарактеризовать понятие и структуру педагогического общения;
– изучить стили педагогического общения;
– рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
– провести эмпирическое исследование особенностей педагогического общения педагога с младшими школьниками;
– проанализировать полученные результаты исследования;
– разработать методические рекомендации по организации оптимального педагогического общения педагога с младшими школьниками.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и публицистической литературы по теме исследования); эмпирические (опрос, анализ и интерпретация результатов исследования, качественная и количественная обработка данных).
База исследования: СШ № 153 г. Минск.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Понятие «педагогическое общение»
Проблема общения занимает особенно важное место в общей психологии и психологии личности. Как отмечают некоторые авторы (А.А. Рин и Ю.Л. Коломинский), педагогическую психологию можно рассматривать через призму коммуникации, по причине того, что практически все аспекты процессов обучения и воспитания опосредованы процессом общения [22, с. 164].
Общение может быть сформулировано как процесс межличностного взаимодействия, который порождается широким спектром фактических потребностей, партнеров, и направлен на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными взаимоотношениями [8, с. 122].
Общение между учителем и учеником это одна из основных форм общения, в которой до настоящего времени дошла накопленная человечеством тысячелетняя мудрость.
Под педагогическим общением обычно понимается профессиональное общение педагога с школьниками в классе и за его пределами (во время обучения и воспитания), которое имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также иные виды психологической оптимизации образовательной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.
В настоящее время продуктивно организованный процесс педагогического общения имеет направленность на обеспечение реального психологического контакта в процессе осуществления педагогической деятельности, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
Проблема эффективности общения разрабатывалась в трудах ведущих педагогов и психологов. Ей посвящены работы многих известных психологов – А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве независимого направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).
Педагогическое общение является одной из форм педагогического взаимодействия между учителями и учащимися. Цели, содержание общения, его морально-психологический уровень для педагога столь же предопределены. В большей степени педагогическое общение регулируется ее содержанием и формами, и поэтому оно является не только способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем четко подчеркивается роль учителя и учащихся, что отражает «нормативный статус» каждой личности.
Однако, по причине того, что общение происходит лицом к лицу, оно приобретает личное измерение для участников педагогического взаимодействия (учителя и ученика).
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучение основ педагогического общения учителя с младшими школьниками. Было выдвинуто предположение, что стиль общения учителя начальных классов оказывает серьезное влияние на климат в коллективе, на то, как часто возникают, протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учениками и учителем. Для исследования данного вопроса в работе было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
База исследования: СШ № 153 г. Минск.
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 10 педагогов и 28 учащихся 4 «Б» класса.
Для проведения исследования использовался комплекс психодиагностических методов, направленных на решение поставленных задач и позволяющих выявить правомерность выдвинутого нами утверждения.
Мы для проведения исследования использовали следующие методики:
«Стиль педагогического общения учителей» (А.Б. Майским, Е.Г. Ковалевой);
Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Методика «Стиль педагогического общения педагогов». Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа. На бланке обведите в выбранный вами варианта ответа [12, с. 190]. Учителям предъявляются на отдельных карточках тест (Приложение А).
Ответ, отмеченный в соответствующей клетке, оценивается указанной в ней суммой баллов. Общая сумма, характеризующая стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:
25 – 30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20 – 24 балла – склонность к авторитарному стилю;
10 – 19 баллов – выраженность либерально-попустительского стиля общения.
Методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
Цель: выявление академической успеваемости учащихся.
Оценка успеваемости определяется соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
О = (Ф/П) * 100% , где О - оценка успеваемости, Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений; П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическое общение обычно понимается как профессиональное общение преподавателя с учениками в классе и за его пределами, выполняющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Педагогическое общение является одной из форм педагогического взаимодействия между учителями и учащимися. Характер общения учителя с учащимися обусловлен, прежде всего, профессиональной и предметно-ориентированной готовностью учителя, научным потенциалом, профессиональными устремлениями и идеалами. Не менее важным является развитие у учителя способности анализировать свою позицию в качестве участника процесса общения, в частности, степень его ориентации на учащихся.
Стиль педагогического общения – это стабильное единство методов и средств деятельности преподавателя и учащихся, их предмет – субъективное взаимодействие. Стиль педагогического общения выражает особенности коммуникативных способностей педагога, сложившуюся природу взаимоотношений преподавателя и учеников, творческую индивидуальность педагога, особенности учащихся. В настоящее время существует множество видов педагогического общения. Общепризнанной классификацией стилей педагогического общения является их разделение на авторитарный, попустительский и стиль сотрудничества. В чистом виде стилей не существует. Найденный и приемлемый стиль общения одного учителя совершенно непригоден для другого. В стиле общения четко проявляется индивидуальность человека. Необходимо тщательно изучить и сформировать свой собственный индивидуальный стиль общения, используя весь указанный выше набор средств. В этом случае будет накоплен необходимый опыт общения в различных областях, усилены коммуникативные навыки, повысится коммуникативная культура педагога в целом.
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявить особенности индивидуального стиля общения педагога с учащимися. Было выдвинуто предположение, что стиль общения педагога серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают, протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учащимися и педагогом. Для исследования данного вопроса нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании принимало участие 10 педагогов и 28 учащихся 4 «Б» класса. Для проведения исследования использовался комплекс психодиагностических методов, направленных на решение поставленных задач и позволяющих выявить правомерность выдвинутого нами утверждения. Для проведения исследования использовали следующие методики: «Стиль педагогического общения педагогов», методика «Анализ успеваемости учащихся» (И.А. Лаврентьева).
1. Абульханова, К. Личность в условиях дефицита общения: Психологический аспект / К. Абульханова // Воспитание школьников. – 2000. – №10. – С.4-8.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения. Проблема общения в психологии / К.А. Абульханова-Славская. – М., 2008. –241 с.
3. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. – М., 2000. – 232 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М., – 2002. – 192 с.
5. Бодалев, А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента. – В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 2008. – С. 3-11.
6. Бондаренко, А.Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения / А.Ф. Бендаренко // Советская педагогика. – 2001. – №1. – С. 57-63.
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : [Учебник для пед. ин-тов] / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.]; Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1979. – 288 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 2009. – 210 с.
9. Гинецинский, В.И. Проблема классификации методов обучения / В.И. Гинецинский. – В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., – 2002. – С.130-133.
10. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение. – 2000. – 398 с.
11. Егидес, А. Психотехника общения / А. Егидес // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 14-16.
12. Зимняя, И.А. Коммуникативная компетентность педагога / И.А. Зимняя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн. конф. Ростов: Донской изд. Дом. – 2000. – 132 с.
13. Зубарева, Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения / Н.С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. – М., 2001. – 410 с.
14. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение. – 2007. – 256 с.
15. Квасков, В. Роль общения в деятельности человека / В. Квасков // Социально-политический журнал. – 2006. – №3. – С. 224-234.
16. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М., – 2000. – 167 с.
17. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. – Л., 2000. – 114 с.
18. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд. МГУ. – 2002. – 575 с.
19. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 1977. – 224 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2000. – 319 с.
21. Перовская, Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Перовская. – М.: Изд. МГУ. – 2003. – 216 с.
22. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан. – 2000. – 274 с.
23. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия» – 2000. – 233 с.
24. Чистякова, Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления / Т.А. Чистякова. – Л., 2007. – 241 с.
25. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,1989. – 560 с.