Скоростные способности и методика их направленного развития в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Скоростные способности и методика их направленного развития в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Скоростные способности и методика их направленного развития в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Значение скоростных способностей в физическом воспитании
1.2 Основные разновидности скоростных способностей: элементарные и комплексные
ГЛАВА 2 БЫСТРОТА ДВИЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ЕЕ НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Средства направленного развития быстроты движений
2.2 Особенности использования метода строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного методов при направленном развитии быстроты движений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в то время, когда общество все больше осознает огромную важность физической активности и спорта не только как части массовой культуры, но и широко применяемой деятельности для индивидуального и социального здоровья и благополучия.
Физическая активность людей играет все более важную роль в научном интересе к образу жизни современного общества и является очень важным фактором в процессе определения уровня здорового и активного образа жизни, качества жизни и здоровья в целом.
Незаменимая роль физической активности в жизнедеятельности человека постоянно научно подтверждается. Развитие сидячего образа жизни является результатом процесса социализации, направленного на отсутствие физической активности, который развился в молодости и продолжился во взрослой жизни. Именно поэтому так важно развитие физической подготовленности и двигательных качеств человека.
Физическая подготовленность – это ценность, которая имеет существенное значение во всесторонней деятельности человека, в сохранении его здоровья и творческой активности. Независимо от особенностей и уклада жизни элементарный потенциал двигательных возможностей является необходимым условием прогресса и развития как человека, так и всего общества.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Значение скоростных способностей в физическом воспитании
Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией [9].
Скоростные способности определяются подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростных способностей - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. Скорость еще в прошлом вырабатывали бегом, резкими прыжками. Эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково.
Наибольший ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды темпы прироста снижаются [16].
В литературе встречаются различные определения понятия скоростных способностей, из которых можно выделить три группы определений, наиболее полно отражающие ее сущность. Под скоростными способностями понимают способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени.
В другом определении под скоростными способностями понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений.
ГЛАВА 2 БЫСТРОТА ДВИЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ЕЕ НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Средства направленного развития быстроты движений
Итак, под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота человека в любом профессиональном его действии проявляется в трех формах:
- в скорости двигательной реакции;
- в скорости одиночного движения;
- в частоте (темпе) движений.
Скорость двигательных реакций как форма проявления быстроты - это многоплановый психомоторный процесс, который входит в структуру движений [13].
В каждой двигательной (психомоторной) реакции различают 3 психологических акта:
- акт восприятия;
- акт переработки воспринятого (различение, узнавание, оценка, выбор);
- акт начала движения.
Наибольшее время затрачивается на акт переработки воспринятого, особенно в сложных реакциях и сенсомоторной координации.
К основным факторам, определяющим быстроту, относятся:
1) подвижность нервных процессов;
2) скорость и частота эффекторных импульсов, их концентрированная направленность;
3) морфологическая структура мышц;
4) скорость протекания возбуждения по нервам;
5) быстрота сокращения мышц, обусловленная интенсивностью распада химических веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, скоростные способности определяются подвижностью нервных процессов, координацией мышц центральной нервной системой, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростных способностей - это, по сути, развитие способности быстро двигаться. В прошлом развивали скорость бегом, резкими прыжками. Эффективны стартовые ускорения, кратковременная работа с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты движений в разные возрастные периоды неодинаково. Наибольший ежегодный прирост наблюдается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет. В последующие возрастные периоды скорость роста снижается.
Скоростные способности представляют собой комплекс функциональных свойств, обеспечивающих быструю реакцию и выполнение двигательных действий. При этом выделяют элементарные (время простых и сложных двигательных реакций, скорость выполнения отдельных движений, частота движений) и комплексные (скорость кратковременных одиночных двигательных действий, увеличение скорости движения (ускорения), дистанционная скорость, скорость движения), замедления, скорости перехода от одного двигательного действия к другому) виды скоростных способностей.
Скорость движений проявляется как реакция на внешние раздражители за счет быстрого сокращения мышц (бокс, фехтование, борьба и т. д.) Или как быстрое движение тела и его частей в пространстве (бег и плавание на короткие дистанции, катание на коньках). Быстрота действий и быстрота двигательной реакции развиваются при выполнении упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты индивидуальных движений, скоростных и скоростно-силовых действий.
1. Апокин В. В. Стимулируемое развитие быстроты у детей 9–10 лет с использованием специализированного учебно-тренировочного модуля : дис. канд. пед. наук. Сургут, 2004. - 145 с.
2. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта// И.С.- Барчуков М.: КноРус, 2011.- 368с.
3. Бобкова Е. Н. Дифференцированная методика воспитания скоростных способностей у мальчиков 7–15 лет с учетом гармоничности их физического развития : дис. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. - 177 с.
4. Воронов Н.А. Поддержание двигательного режима в жизни человека // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Июнь 2018. Сборник избранных статей. 2018. С. 103-105
5. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10-56
6. Драндров, Г.А. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у занимающихся 13-16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы[Текст]: Автореф. Дисс.// Г.А. Драндров. - Омск, 2017. – 33с.
7. Евстафьев, Б.В. Физические способности, как вид способностей человека [Текст] // Б.В. Евстафьев - Л.: Просвещение, 2017. – С. 40.
8. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
9. Кузнецов, З.И. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития [Текст]/ З.И. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. – 1968. – № 4. – С – 35-38.
10. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
11. Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания [Текст]/ Е.В. Ливерова// Спорт в школе. 2003.– №9. – С. – 20-23.
12. Логинов, В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников [Текст]/ В.В. Логинов // Педагогическо-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.180-188.
13. Медведев, И. А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Медведев. – М.: 2000. – 124с .
14. Прус Е. А. Развитие двигательных способностей на уроках физической культур // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф.— Чита: Издательство М. ученый, 2014. — С. 140-142.
15. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. Учебник// Солодков А.С., Сологуб Е.Б. - М.: Олимпия Пресс, 2001. -284 с.
16. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. – М.: ЮНИТИ. 2016. – 431 c.
17. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
18. Хазаров, И.Н. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста[Текст]:Автореф. Дисс. / И.Н. Хазаров. - Омск, 2015. – 31 с.
19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
20. Хубулов, Б. А. О путях развития быстроты[Текст] / Б. А. Хубулов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 12-15.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты