Международное и внутригосударственное право, как правовые системы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Международное и внутригосударственное право, как правовые системы»
по дисциплине: «Международное публичное право»
2021
45.00 BYN
Международное и внутригосударственное право, как правовые системы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международное публичное право
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие национальной и международной правовых систем
Глава 2. Общая характеристика основных элементов национальной правовой системы
Глава 3. Особенности структуры международного права
Глава 4. Проблемы соотношения международной и национальной правовых систем
Заключение
Список использованных источников
Введение
Как известно, в современной мировой экономике происходит процесс глобализации, который постепенно превращает мировую экономику в единое экономическое пространство. В то же время, оказывая в целом положительное влияние на развитие мировой экономики, процесс глобализации является довольно противоречивым.
Такие противоречивые проявления глобализации заслуживают особого внимания, поскольку они непосредственно влияют на возможности более эффективного использования внешнеэкономического потенциала большинства государств мира, включая промышленно развитые и развивающиеся страны. Учет противоречивых последствий феномена глобализации актуален в формировании более реалистичной и конкурентоспособной внешнеэкономической политики государства.
Это особенно важно для развивающихся стран, в том числе государств так называемой переходной экономики, чьим фирмам на относительно более открытом мировом рынке все труднее выдерживать эскалацию международной конкуренции.
Глобализация международных и мировых экономических отношений является естественным процессом, который заключается в укреплении взаимосвязи и взаимного влияния основных направлений и компонентов развития мирового сообщества. В широком смысле это многофакторное взаимодействие различных явлений международной жизни (экономических, моральных, правовых, социальных, политических, этнических, религиозных, психологических и т.д.).
Актуальность темы исследования. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права возникает при выборе между внутригосударственным и международно-правовым регулированием, когда имеются различия в международном и внутригосударственном регламентировании одних и тех же правоотношений. В настоящее время трудно назвать такие общественные отношения, которые входили бы исключительно в компетенцию государств.
Глава 1. Понятие национальной и международной правовых систем
Прежде всего, рассмотрим понятие внутригосударственного права.
В контексте правильного понимания современного состояния и тенденций развития правовой системы Республики Беларусь основным вопросом должно быть поставлено теоретическое осмысление правовой системы как специфического правового явления.
Обращаясь к понятию правовой системы, очевидно, что можно рассмотреть точку зрения о том, что правовая система – это комплексная категория права, которая, по мнению большинства ученых, отражает правовые аспекты социальной организации, общую правовую реальность [1, с. 34].
Цель правовой системы состоит в том, чтобы отразить основные правовые явления, существующие в том или ином административно-территориальном или этногосударственном образовании, их взаимосвязь, а также с основным, главным компонентом этой системы – правом, вполне обоснованным с этой позиции.
Понятие «правовая система» имеет существенное значение для определения характеристик «правовой жизни» конкретной страны и поэтому достаточно активно используется в сравнительном правоведении для анализа развития правовых норм и отдельных правовых явлений[1, с. 34].
Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем (например, национальные правовые системы Австралии, Англии, Дании, ФРГ, Франции, России, Индии, Японии и т.д.) [2, с. 27].
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями различаются следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Следует отметить, что употребление термина «внутригосударственная (отечественная) правовая система» является практически общепризнанным как в научных исследованиях и правотворчестве, так и в юридической науке и не привело к единому мнению о понятии и содержании данного явления.
Глава 2. Общая характеристика основных элементов национальной правовой системы
Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи [1, с.60].
В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства [15].
Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.
Основными элементами национальной правовой системы являются отрасли права и отрасли законодательства, их институты и нормы.
Отрасль законодательства – совокупность норм, регулирующих комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений, объединенных определенной сферой (жилищное законодательства, торговое, хозяйственное и др.).
Институты права – обособленная часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (институт гражданства в отрасли конституционного права, институт наследования в отрасли гражданского права и др.).
Норма права – обязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством.
Глава 3. Особенности структуры международного права
Международная правовая система – закономерная целостность взаимосвязанных процедур установления и функционирования международных структур, принципов и норм, вытекающих из практики международных отношений, выражающиеся в международных нормативных договорах и иных источниках, предназначенных для урегулирования международных отношений.
Нормы права должны найти свое внешнее выражение, это осуществляется через закрепление их в системе законодательства. Система законодательства – это совокупность всех нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.
Международная правовая система, как и национальные правовые системы, имеет свои институциональные компоненты и представлена рядом международных институтов и организаций, выполняющих задачи следующих кластеров.
Во-первых, международные учреждения и организации осуществляют широкий спектр организационных, административных, надзорных и судебных функций в целях своевременного и полного осуществления международно-правовых норм. Во-вторых, их деятельность способствует гармонизации национальных позиций, в том числе путем разработки согласованных международно-правовых документов (как правило, международных договоров). В-третьих, сами международные учреждения и организации активно участвуют в разработке международного права, участвуя в договорном процессе или осуществляя свою собственную нормотворческую деятельность.
Сомнителен тезис С.О. Черниченко о том, что правосознание не должно быть включено в международную правовую систему. «Это не составная часть правовой системы, – писал он, – а питательный источник материала для правовой системы, так сказать, предсистемы. Правосознание может поддерживать правосознание, а не служить основой для разработки правовых норм... Поэтому она не имеет нормативной основы, иначе надо признать, что в принципе правовая система возможна, права нет. Правосознание не может быть включено в правовую систему при осуществлении права (то есть в процессе правоприменения)» [16, с. 9].
Глава 4. Проблемы соотношения международной и национальной правовых систем
Взаимодействие международного и внутригосударственного права обусловлено таким объективным по отношению к правовым категориям фактором, как взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Государства выступают в нормотворческих процессах как создатели одновременно внутригосударственных нормативно-правовых норм и международно-правовых норм, воплощающих в первом случае их собственные, во втором - взаимосогласованные интересы.
Международное право, не вторгаясь прямо во внутригосударственный нормативный комплекс, взаимодействует с ним в правоотношениях, в правоприменительном процессе, в структуре правопорядка.
Имеется в виду взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.
Можно обозначить несколько направлений воздействия международного права на национальный правопорядок:
1) нормы международного права способствуют образованию норм внутригосударственного права. Нормы международного права корректируют внутригосударственное регулирование, приводя его в соответствие с универсальными ценностями. Во многих национальных правовых системах это обстоятельство обусловливает приоритет норм международного права по отношению к нормам национального права. Можно выделить три разных варианта такого нормативного влияния: разработка и принятие принципиально новых законодательных актов, ранее не известных правовой системе государства; принятие законов, заменяющих ранее действовавшие и существенно изменяющих нормативное содержание; принятие актов, вносящих частичные изменения и дополнения в действующие законодательные акты;
2) нормы международного права служат для определения содержания категорий национального права. Такое воздействие можно характеризовать как техническое, способствующее формированию набора базовых (сквозных для нескольких правопорядков) юридических конструктов;
3) нормы международного права обеспечивают обмен культурными ценностями между государствами. Опыт регулирования в рамках одного государства может быть ретранслирован через положения международных договоров.
Заключение
Так, на основании проведенного исследования следует сказать, что глобализация – особый процесс, происходящий в современном мире и характеризующийся целым рядом признаков, которые позволяет отделить его от иных процессов и понять его сущность.
Также это объективный процесс, который выражает ряд условий для развития современного мирового сообщества, отражает процессы, происходящие в современном мире, а также способствует научно-техническому прогрессу и развитию как науки и техники, так и общества, а также государств как по отдельности, так и в их сотрудничестве между собой.
Под «внутригосударственной правовой системой» следует понимать — комплекс социально-юридических компонентов, отражающих сущностные характеристики права, характеризующихся относительной самостоятельностью, стабильностью и качественной определенностью и включающих: нормативно-правовую сферу, характеризующую особенности внешнего и внутреннего строения права; идеологическую сферу, определяющую особенности правотворчества, правоприменения и толкования права в стране; и, наконец, идеологическую сферу, включающую правовую идеологию и правовую культуру общества.
Как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.
Международное право оказывает непосредственное влияние на процесс глобализации, являясь правом, действующим между государствами, точно так же, как глобализация – процесс, происходящий между государствами.
Международная правовая система представляет собой единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (международно-правовых норм, субъектов международного права и международно-правового сознания), воздействующих в процессе юридической практики на общественные отношения, выходящие за пределы внутригосударственного права, с целью их урегулирования и обеспечения.
1. Блищенко, И.И. Международное и внутреннее право / И. П. Бли-щенко. – М .: Наука, 2015. – 200 с.
2. Буткевич, В.Г. Соотношение внутреннего и международного права / В. Г. Буткевич. – Киев: Наука, 2016. – 131 с.
3. Гаврилов, В.В. Понятие национальной и международной правовых систем / В.В. Гаврилов // Журнал рос. права. – 2016. – №11. – С. 98–112.
4. Карташов, В.Н. Теория правовой системы общества: учеб. пособие: в 2 т. / В..Н Карташов. – ЯрГУ. Ярославль, 2016. – Т. 2. – 544 с.
5. Анзилотти, Д. Курс международного права / Д. Анзилотти. – М .: Иностр., 2017. – 200 c.
6. Бровка, Ю.П. Международное публичное право. Общая часть: обучение. Пособие / Ю.П. Бровка, Ю. А. Лепешкова, Л. В. Павлова. – Минск: Амалфея, 2017. – 496 с.
7. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: резолюция 55/2 Генеральной Ассамблеи от 08.09.2000 // Международное право. – 2001. – № 1. – С. 257-269.
8. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А. Василенко. – Киев: Высшая школа, 2018. – 322 с.
9. Браунли, Дж. Международное право / Дж. Браунли. – М .: Юридическая мысль, 2017. – 200 с.
10. Браво, Л. Ф. Применение международного права в правовом порядке европейских стран / Л. Ф. Браво // Ежегодник международного права. – 2015. – № 5. – С. 129-131.
11. Гавердовский, А. С. Реализация норм международного права / А. С. Гавердовский. – Киев: Наука, 2015. – 182 с.
12. Баскин, Ю.Я., Фельдман, Д.И. Международное право: проблемы методологии / Ю.Я. Баскин, Д.И. Фельдман. – М.: Междунар. отношения, 2017. – 176 с.
13. Карташкин, В.А. Права человека в международном и внутреннем праве / А. А. Карташкин. – М .: Право, 2015. – 278 с.
14. Капустин, А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире: монография / А.Я. Капустин. – М .: РУДН, 2018. – 320 с.
15. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
16. Черниченко, С.В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем / С.В. Черниченко // Правоведение. – 2019. – №1. – С. 6–34.
17. Поляков, А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций / А.В. Поляков. – СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2014. – 864 с.
18. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: в 2 т. / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2015. – Т. 2. – 656 с.
19. Марочкин, С.Ю. Нормы и источники международного права в правовой системе: проблема освоения в теории и развития в законодательстве конституционного принципа / С.Ю. Марочкин // Государство и право. – 2015. – №11. – С. 26–36.
20. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. / И.И. Лукашу. – М.: Изд-во «Бек», 2017. – 432 с.
21. Жилин, Ю.Ю. Глобализация в контексте развития современной цивилизации / Ю.Ю. Жилин // Свободное мышление-XXI. – 2019. – № 4. – С. 21-23.
22. Журавлев, В.В. Глобализация: проблемы истории и теории ответов / В. Журавлев // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 1. – С. 43-46.
23. Starke J.G. An introduction to international law. L., 1972. — 63 lp.
24. Stirn B. Droit national, droit Europeen, droit international // Cahiers François. P., 1998. 1 288. P. 20-26.
25. United Nations action in the field of human rights. N.Y. 1983-XIII, P.105-389.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты