Методика организации обучения в сотрудничестве
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика организации обучения в сотрудничестве»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранного языка (английский язык)»
2021
45.00 BYN
Методика организации обучения в сотрудничестве
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранного языка (английский язык)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методическая разработка урока.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методическая разработка урока.
Поделиться
Введение
1. Теоретический анализ понятия «обучения в сотрудничестве»
1.1 Сущность и принципы педагогики сотрудничества на уроках английского языка
1.2 История развития обучения в сотрудничестве в отечественной и зарубежной педагогической практике
2. Организация деятельности учащихся в группах сотрудничества на уроках иностранного языка в средней школе
2.1 Приемы организации сотрудничества на уроке иностранного языка
2.2 Варианты обучения в сотрудничестве
2.3 Этапы подготовки к проведению урока иностранного языка с использованием метода обучения в сотрудничестве
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Применение новых более действенных и эффективных методов преподавания иностранных языков представляется необходимым в связи с появлением более совершенной системы общественной коммуникации, развитием технологий, глобализацией в современной образовательной системе. Сегодня происходит поиск педагогических технологий, включающих новый подход к процессу преподавания.
В таких условиях особый интерес представляет технология обучения в сотрудничестве, позволяющая наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход, а также обеспечивающая индивидуализацию и дифференциацию обучения. Данные тенденции личностно-ориентированного подхода, индивидуализации и дифференциации обучения в современной школе представляются необходимыми на сегодняшний день.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в условиях поиска передовых технологий обучения иностранному языку обучение в сотрудничестве отличается от других технологий тем, что направлено на достижение «групповых целей», которые определяют успех всей группы, тем самым стимулируя процесс социализации каждого учащегося.
Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, при котором люди активно взаимодействуют между собой, удовлетворяя интересы друг друга, в целях достижения единой цели. Обучение в сотрудничестве, являясь технологией, возникшей в конце ХХ века и активно развивающейся в XXI веке, полностью отвечает условиям функционирования современного общества, предполагая равенство психологических позиций участников учебной группы. Общение же выступает как межличностное взаимодействие, образующееся в совместной деятельности участников группы.
В.А. Сластенин рассматривает педагогическую технологию (или технологию обучения) как упорядоченную последовательность действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [1, с. 36].
Обучение в сотрудничестве, как самая успешная альтернатива классическим методам, изучается в мировой педагогике такими зарубежными учеными, как Р. Славин, Р. Джонсон, Д. Джонсон, Дж. Аронсон, Ш. Шаран, Дж. Дьюи. В отечественной педагогике и методике преподавания вопросы обучения в сотрудничестве изучали Е. С. Полат, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин.
Р. Джонсон неоднократно подчеркивает мысль о том, что «сотрудничество и бережное отношение к этому сотрудничеству, гарантируют ребенку психическое здоровье, формируют у него навыки, необходимые для жизни в обществе» [2, с. 4].
1. Теоретический анализ понятия «обучения в сотрудничестве»
1.1 Сущность и принципы педагогики сотрудничества на уроках английского языка
Цель обучения иностранному языку в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией, то есть обучение ориентировано не столько на овладение системой языка (лингвистической компетенции), сколько на практическое применение иностранного языка как средства общения. Как утверждает В.В. Краевский, обучать следует таким образом, чтобы в сознании учащегося формировалась система языка не в процессе потребления готовых знаний, а в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью. Задача современного учителя в том, чтобы отбирать и прорабатывать те методы, подходы и технологии обучения, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку [6, с.36].
Личностно-ориентированный подход в обучении является частью гуманистического направления в педагогике. Основной идеей этого подхода является положение о том, что в центре процесса обучения находится ученик, а не учитель, следовательно, ориентация процесса направлена на деятельность познания, а не преподавания.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, и самовоспитания, необходимые для становления личностного образа.
Личностно-ориентированное образование несет в себе несколько значительных для процесса обучения функций:
- гуманитарная, означающая признание самоценности человека и обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознание активной позиции, личностной свободы и максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), направленная на сохранение, передачу, воспроизводство и дальнейшее развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация, то есть установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих;
- функция социализации, которая предполагает усвоение и воспроизводство социального опыта, достаточного для интеграции человека в жизнь общества.
2. Организация деятельности учащихся в группах сотрудничества на уроках иностранного языка в средней школе
2.1 Приемы организации сотрудничества на уроке иностранного языка
Требования образовательного процесса к формированию коммуникативных умений и осуществлению личностно-ориентированного подхода предполагают использование приемов работы на уроке, способствующих активизации познавательных способностей ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности. Одной из таких форм работы является групповая работа.
Групповую работу на уроке иностранного языка можно определить, как форму организации учебно-познавательной деятельности, предполагающую временную вовлеченность двух и более учащихся для выполнения учебного задания, основанного на принципах сотрудничества и стимулировании использования иностранного языка по собственной инициативе [8, с. 407].
Говоря о приемах работы по организации сотрудничества на уроке, представляется необходимым дать определение понятию «прием». Прием обучения – практический механизм применения воспитательных и образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности. При систематизации таких научно обоснованных и апробированных приемов вырабатывается педагогический метод.
Классификация методов определяет общее направление действий педагога, которое на практике осуществляется в форме педагогических приемов: позитивной мотивации посредством оценивания, деловой игры с элементами коммуникативных упражнений, ученических презентаций, создания проблемной ситуации и многих других педагогических находок. Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение.
Прием – один из элементов практической организации учебно-воспитательного процесса. Многие педагогические приемы используются как практический инструмент методов. Прием отличается гибкостью и направлен на практическое решение педагогических задач.
Говоря о задачах урока, следует подчеркнуть, что организация общения учащихся на уроке иностранного языка часто представляется несложной задачей, которая сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать свое высказывание и принять участие в разговоре.
Однако решить эту задачу на практике оказывается не просто. Ключом к организации общения на иностранном языке является речевое взаимодействие.
Заключение
В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические основы методики обучения в сотрудничестве и выявлены отличительные черты данного метода. Эффективность обучения в сотрудничестве доказана как теоретически, опираясь на принципы, классификацию методов и генеральную цель обучения иностранным языкам, так и практически, будучи примененной на учебных занятиях в общеобразовательной школе.
История исследования данного метода берет начало в древности, в трудах великих философов, однако наибольшее распространение разработка данного вопроса получила в конце ХХ века, когда начался активный поиск путей обучения иностранному языку как средству общения. Передовые идеи методистов нашли отражение в широком использовании метода обучения в сотрудничестве в практике учителей школ и преподавателей вузов как в зарубежной, так и в отечественной методике преподавания.
Построение учебного процесса на основе обучения в сотрудничестве предполагает использование ряда эффективных приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению знаний, выработке навыков и умений, а также положительно влияют на мотивацию учащихся, так как уроки с применением данной методики получаются яркими, насыщенными и интересными.
Применение метода обучения в сотрудничестве требует от учителя специальной подготовки каждого урока, тщательного отбора материала и форм проведения урока. Важно заметить, что огромную роль здесь играют творческие способности учителя, его умение видеть поставленные цели и способы их достижения. Также важно создать правильный психологический фон урока, так как работа в группе предполагает комфортное сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание между членами группы.
В соответствии с изученными теоретическими вопросами был разработан план урока, в котором наглядно представлено применение метода обучения в сотрудничестве на практике. Данные исследования (как теоретические, так и практические) могут быть использованы учителями общеобразовательной школы для проведения уроков и внедрения методики обучения в сотрудничестве в свою практику.
1. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.
2. Johnson, D.W., Johnson, R.T. Cooperative Learning / D.W. Johnson, R.T. Johnson. – Minneapolis, M.N., 2000. – P.1 – 88.
3. Ушинский, К.Д. Две главы из "Педагогической антропологии" / К.Д. Ушинский // Народное образование. – 1999. – №10. – С. 243 – 254.
4. Чечет, В.В. Педагогика в афоризмах и изречениях / В.В. Чечет. – Минск, Изд. БГПУ, 2013. – 111 с.
5. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // ИЯШ. – 2000. – № 1. – С. 4 – 11.
6. Краевский, В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? / В. В. Краевский. – Волгоград: Перемена, 1996. – 86 с.
7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
8. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с.
9. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Г.А. Китайгородская. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 103 с.
10. Бирюкова, О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – С. 1 – 10.
11. Кормилина, Н.В. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков / Н.В. Кормилина // Сборник научных статей. – Чебоксары, Изд. Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2019. – 436 с.
12. Омарова, Д.А. Дискуссионная ролевая игра в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку / Д.А. Омарова // Известия ДГПУ. – 2014. – № 3. – С. 69 – 72.
13. Hollifield, J.H. Student Team Learning / J.H. Hollifield. – London, The British Council, 1987. – 124 p.
14. Johnson, D.W., Johnson, R.T. Cooperative Learning / D.W. Johnson, R.T. Johnson. – Minneapolis, M.N., 2000. – P.1 – 88.
15. Slavin, R. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R. Slavin // Scandinavian Journal of Educational Research. – 1989. – Vol. 33, № 4. – P.111 – 123.
16. Johnson, D.W., Johnson, R.T. The state of cooperative Learning in postsecondary and professional settings / D.W. Johnson, R.T. Johnson. – Minneapolis, Springer Science + Business Media. – 2007. – P. 15-29.
17. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – Пер. с англ. 2-е изд., исправленное. – М.: Генезис, 2000. – 272 с.
18. Полат, Е.С. Давайте говорить по-английски: Пособие для работы в парах: Первый год обучения. В 2ч. / Е.С. Полат, И.Ю. Соловьева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 72 с.
19. Артюгина, Т.Ю. Проектируем план урока: практ. пособие / Т.Ю. Артюгина, Н.В. Самородова. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 51 с.
20. Полат, Е.С. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 168 с.
21. Юхнель, Н. В. Английский язык: учебное пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: с электронным приложением / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 325 с.
22. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.
23. Петрова, В.И. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить / В.И. Петрова. – М.: «Сентябрь», 1999. – 128 с.
24. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. – М.: Педагогика, 1987. – 161 с.
25. Фаснова, М.О. Обучение культуре общения на английском языке / М.О. Фаснова. – М.: Высшая школа, 1991. – 144 с.
26. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 1998. – 178 с.
27. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Г.А. Цукерман. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методическая разработка урока.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методическая разработка урока.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты