Профессиональный имидж педагога
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профессиональный имидж педагога»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Профессиональный имидж педагога
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица первичных данных по тесту «Семантический дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты изучения профессионального имиджа педагога
1.1. Понятие «профессиональный имидж» и его компоненты
1.2. Содержательные характеристики профессионального имиджа педагога
2. Эмпирическое исследование профессионального имиджа педагога в сознании учащихся
2.1. Процедура и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
2.3. Рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью формирования положительного профессионального имиджа педагога. Профессия педагога всегда была востребована обществом и государством, однако сегодня падает авторитет современной школы и современного педагога. Педагог выполняет запросы общества в обучении и воспитания учащихся, а также организации и реализации их учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности. Для успешной реализации своих профессиональных обязанностей педагог должен обладать позитивным имиджем с точки зрения его восприятия другими участниками образовательного процесса.
Педагогу предъявляется большое количество профессиональных и личностных требований, которые претерпевают изменения в связи с поэтапным формированием общества. Современный педагог должен не только в совершенстве владеть профессиональными качествами, но и развивать в себе такие черты характера, как любовь к людям, доброта, открытость, гуманность, справедливость, ответственность, оптимизм, терпение. Именно эти качества олицетворяют в массовом сознании имидж профессионального педагога. Современный учитель – это образец для подражания, пример для педагогов и родителей. Это человек, чьи ошибки всегда заметны и редко прощаются. Работая в школе с участниками учебно-воспитательного процесса педагогу важно знать, каким его видят окружающие.
Проблема имиджа педагога давно исследуется в отечественной педагогике и психологии. Так, образ педагога, его профессиональные качества изучали Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.М. Митина и др. Большое значение в разработке вопросов восприятия профессионального имиджа педагога имеют исследования А.А. Калюжного, А.М. Каменского, Н.А. Коноплева, В.В. Павленко, В.А. Сластёнина, Е.В. Ткаченко, и др.
1. Теоретические аспекты изучения профессионального имиджа педагога
1.1. Понятие «профессиональный имидж» и его компоненты
Для плодотворной профессиональной деятельности человеку необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал. Все это вместе составляет имидж.
Имидж (от англ. image) – в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик. В настоящее время в литературе можно встретить различные определения имиджа [16, с. 48].
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной [15, с. 12].
А.Ю. Панасюк считает, что «имидж» и «мнение» очень близки по своему содержанию. Различие же между ними лишь в том, что «имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека», а «мнение» – в словосочетаниях типа «мнение о человеке». Таким образом, ваш имидж – это то мнение о вас, которое сложилось у определенной группы людей [14, с. 8].
В.М. Шепель рассматривает имидж с точки зрения позиционирования личности или организации. По его определению, имидж понимается как заявленная (идеальная) позиция, которую персона или организация спланировали и намерены продвигать в свои целевые группы. Репутация – это воспринятая аудиториями (действительная) позиция, «сухой остаток» имиджа. Таким образом, мероприятия по конструированию имиджа - это позиционирование собственной репутации [20, с.42].
2. Эмпирическое исследование профессионального имиджа педагога в сознании учащихся
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности профессионального имиджа педагога в сознании учащихся.
Задачи исследования:
1. В соответствии с целью исследования подобрать методики, позволяющие выявить содержательные характеристики профессионального имиджа педагога в восприятии учащихся.
2. Выявить содержательные характеристики профессионального имиджа педагога в восприятии учащихся на основании обработки данных психодиагностических методик.
3. Сравнить представления о профессиональном имидже педагога у мальчиков и девочек, выявить различия по половому признаку.
4. Составить обобщенные психологические характеристики профессионального имиджа педагога, с позиции его восприятия мальчиков и девочек младшего школьного возраста, осуществить их сравнительный анализ.
5. Разработать рекомендации по формированию профессионального имиджа педагога.
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях о профессиональном имидже педагога у мальчиков и девочек.
Выборка исследования: 15 учащихся в возрасте 8-9 лет, из них 7 девочек, 8 мальчиков.
Мотивация испытуемых происходила посредством обозначения социальной значимости исследования, при установлении контакта и организации исследования практическую помощь оказали классные руководители, а также педагог-психолог учреждения образования.
Заключение
Профессиональный имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружением.
Существует несколько подходов к рассмотрению структуры профессионального имиджа педагога. Выделены следующие наиболее ключевые компоненты: персональные характеристики, социальные характеристики и символические характеристики (некий постоянный набор качеств и черт, которые должен демонстрироваться человеком, чтобы актуализировать «нужные» архетипы в сознании людей).
В ходе теоретического исследования мы выяснили, что в сознании различных субъектов образовательного процесса профессиональный имидж педагога – это образ образованного, доброго, чуткого, интеллигентного, красивого человека. Современный педагог должен: иметь профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни, быть честным, внимательным, коммуникабельным, обладать организаторскими способностями, быть терпимым. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Образ учителя должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж. Можно сделать общий вывод, что образ современного педагога складывается из представлений о нем всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
По результатам эмпирического исследования можно следующим образом описать представления о профессиональном имиджа педагога у учащихся. Для абсолютного большинства учащихся в профессиональном имидже обычно выражены следующие личностные характеристики: доброта, чувство юмора, веселое настроение, спокойствие.
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 288 с.
2. Вербицкий, Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р. Ю. Вербицкий // Вестник Университета. – 2015. – № 11. С. 311– 315.
3. Довга, Т. Я. Содержательно-функциональный аспект имиджа учителя начальной школы / Т.Я. Довга // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2014. – Т. 5, № 2. – С. 82-90.
4. Емельянова, С. Н. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя / С. Н. Емельянова // Директор школы. – 2004. – № 4. – С. 23 – 24.
5. Захарова, С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности / С. Н. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С.16-18.
6. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. – 244 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Текст: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
8. Калюжный, А. А. Технология построения имиджа учителя / А. А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. – № 5. – С. 45 – 49.
9. Каменский, А.М. От профессионализма педагога – к имиджу школьного коллектива / А.М. Каменский // Народное образование. – 2014. – № 7. – С. 98- 101.
10. Коноплева, Н.А. Теоретико-методологические подходы к анализу имиджа учителя / Н.А. Коноплева, Е.В. Ткаченко // Фундаментальные исследования . – 2014. – № 9-11. – С. 61-65.
11. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя Текст: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 362 с.
12. Ордабаева, Ж.Ж. Имидж современного педагога: от теории к практике / Ж.Ж. Ордабаева // Вектор науки Тольятинского гос. унта. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 1(16). – С. 160-162.
13. Павленко, В.В. Имидж современного учителя в условиях стрессовых ситуаций профессиональной деятельности / В.В. Павленко // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. – 2004. - №1. - С.21-26.
14. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 266 с.
15. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие / Е.Б.Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 280 с.
16. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
17. Разумовская, Е. Р. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор развития мотивации учения у старшеклассников / Е. Р. Разумовская // Омский научный вестник. – 2009. – № 1. – С. 120 – 122.
18. Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. – СПб: Питер, 2004. – 316 с.
19. Скок, Г. Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя Текст / Г. Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. 2013. – № 3. – С. 84 – 90.
20. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям / В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – 512 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица первичных данных по тесту «Семантический дифференциал».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты