1.1. Современные представления о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни»
1.2. Отношение детей с ОПФР к к сохранению своего здоровья и ведения ЗОЖ
1.3. Факторы и условия формирования положительного (ответственного) отношения к своему здоровью и компонентам здорового образа жизни
1.4. Какие рекомендации, подходы и пути предлагаются или экспериментально подтверждены для формирования положительного, активного отношения к сохранению и укреплению здоровья, о ведении ЗОЖ
Список использованных источников
1.1. Современные представления о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из ключевых государственных задач в настоящее время: с одной стороны, это обусловлено общим ухудшением состояния здоровья населения Беларуси в силу действия ряда факторов, среди которых можно назвать климат, состояние окружающей среды и другие; с другой стороны, это вызвано увеличением числа заболеваний среди школьников.
Приоритетным вектором применения, распространения и обучения методикам сохранения здоровья на сегодняшний день является работа с детьми младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период по большей мере формируется не просто основа будущего развития организма, но и привычка быть здоровым – формирование осознанного, ценностного отношения к своему здоровью, что доказано психолого-педагогическими исследованиями [12].
Для определения обозначенных психолого-педагогических условий, прежде всего, необходимо разобраться в понятийном аппарате заданной темы, изучить историю развития процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, а также исследовать современное состояние проблемы и перспективы развития направления в нашей стране. В широком понимании здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Содержание и сущность понятия «здоровье» широко рассмотрена в современной литературе с различных исследовательских позиций. Основоположник валеологии И. И. Брехман предлагал рассматривать здоровье как «способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» [1].
1.2. Отношение детей с ОПФР к к сохранению своего здоровья и ведения ЗОЖ
Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современного мира. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, всё возрастающий поток детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями как трагедия мирового масштаба.
За последние годы отмечается резкое ухудшение физического развития, двигательной подготовленности и других критериев здоровья. Так, мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает и 10%, у большинства обследуемых детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения (Динамика состояния здоровья дошкольного и младшего школьного возраста, Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина).
В связи с чем, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является на сегодняшний день одной из самых актуальных. В качестве одной из наиболее действенных мер по сохранению и укреплению здоровья детей является обучение их основам здорового образа жизни, где ведущая роль отводится взрослым – родителям и педагогам, которым необходимо объединить усилия, чтобы достичь общей цели - помочь детям сохранить и укрепить здоровье. Именно поэтому в последнее время наблюдается усиленное внимание ДОУ к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса. Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и взрослых.
1.3. Факторы и условия формирования положительного (ответственного) отношения к своему здоровью и компонентам здорового образа жизни
Проблемы со здоровьем детей приводят к ограничению жизненных и социальных функций, что впоследствии может вызвать затруднения в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится главным направлением в основе интеграции содержания учебных предметов и развития общеобразовательной системы. В связи с этим перед педагогом стоит задача в формировании у школьников понятия о важности сохранения здоровья. Ведь здоровый образ жизни в дальнейшем будет способствовать улучшению состояния общего здоровья нации [3].
В процессе формирования здорового образа жизни у детей с ОПФР решаются следующие задачи:
- формирование представлений об основных компонентах здорового образа жизни;
- побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к своему здоровью) в результате соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- формирование установок на использование здорового питания
- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- развитие готовности самостоятельно поддерживать собственное
здоровье, используя навыки личной гигиены.
1.4. Какие рекомендации, подходы и пути предлагаются или экспериментально подтверждены для формирования положительного, активного отношения к сохранению и укреплению здоровья, о ведении ЗОЖ
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников и влияет на успешность учебной деятельности.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ), в широком смысле, можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой, здоровьеохранительной задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении Смирнов Н.К.
Целью «здоровьесберегающих технологий» является достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!».
Первая группа включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные, физиологами, медиками. Это различные физкультминутки, не содержащие обучающих элементов, например: «перемена поз» и «упражнения для глаз»; комплекс физических упражнений- наклонов, приседаний, вращательных движений рук и т.д.
1. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. – 2004. – № 1–2. – С. 42-46.
2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 2005. – С. 79-81.
3. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007. – 195с.
4. Комков А.Г., Лубышева Л.И. Социологические основы формирования здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // Теория и практика физ. культуры. – 2004. - № 1. - С. 40-46.
5. Лазарёва О.И. Коррекционная работа с детьми с особыми потребностями // Начальная школа. – 2011. - № 3. - С. 17-24.
6. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие / Н.Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
7. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2015. – 205с.
8. Мастюкова Е.М., Мастюкова А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Под редакцией В.И.Селиверстрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
9. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
10. Орлова, Е.А. Клиническая психология : учебник для бакалавров / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; отв. ред. Г.И. Ефремова. – М. : Издательство ЮРАЙТ, 2012. – 363 с.
11. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 512 с.
12. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 65 с.
13. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников. // Методист. – 2006. – №10. – С. 63-68.