Использование приема коллажа в обучении устной иноязычной речи учащихся начальной и средней ступеней
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование приема коллажа в обучении устной иноязычной речи учащихся начальной и средней ступеней»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2021
45.00 BYN
Использование приема коллажа в обучении устной иноязычной речи учащихся начальной и средней ступеней
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1. Теоретический аспект обучения устной иноязычной речи учащихся через наглядность
1.1 Роль говорения в обучении иностранному языку и его место в структуре видов речевой деятельности
1.2 Обучение говорению на начальном и среднем этапе изучения иностранного языка
1.3 Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устной речи на уроке английского языка
2. Коллаж как прием обучения устной иноязычной речи учащихся
2.1 Коллаж как арт-технология в обучении иностранным языкам
2.2 Комплекс упражнений для совершенствования навыка говорения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Совершенствование проблемы изучения иностранного языка в школе не теряет своего значения. Применение новых более действенных и эффективных методов преподавания иностранных языков представляется необходимым в связи с появлением более совершенной системы общественной коммуникации, развитием технологий, глобализацией в современной образовательной системе. Сегодня происходит поиск педагогических технологий, включающих новый подход к процессу преподавания.
Многие учащиеся и их родители начинают понимать, что без иностранного языка практически невозможно учиться, преуспевать в жизни и развивать карьеру. Сегодня люди активно ищут такую форму организации процесса обучения, которая могла бы отвечать современным требованиям и обеспечивать необходимый уровень для развития учащихся [1, с. 66].
В таких условиях особый интерес представляет коллаж как арт-технология обучения, позволяющая наиболее полно реализовать практико-ориентированное направление педагогической науки, представляющее собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих процесс развития учащихся через искусство и творческую деятельность. Данная технология также стимулирует коммуникативную мотивацию учащихся начальной и средней школы. К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении делает вывод о том, что только успех может поддерживать интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший в учении радости труда, не испытавший чувства гордости от преодоления трудностей, теряет желание и интерес учиться [2, с. 245]. Применение данной технологии позволяет создать ситуацию успеха в обучении.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в условиях поиска передовых технологий обучения иностранному языку использование приема коллажа как арт-технологии на уроке отличается от других технологий тем, что направлено на стимулирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью создания ситуации успеха на уроках иностранного языка.
Целью данной работы является изучить методику организации занятий по иностранному языку с использованием приема коллажа.
Исходя из цели работы, представляется необходимым решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать роль говорения в обучении иностранному языку и его место в структуре видов речевой деятельности;
- рассмотреть технологии формирования навыков говорения на начальном и среднем этапе школьного обучения.
1. Теоретический аспект обучения устной иноязычной речи учащихся через наглядность
1.1 Роль говорения в обучении иностранному языку и его место в структуре видов речевой деятельности
Среди различных методов в процессе обучения иностранному языку доминирует коммуникативный метод, что во многом определяет выбор приемов, средств и форм обучения. Он характеризуется своей прочной научно-теоретической основой и объективной целевой перспективой и включает в себя психолингвистическую оценку самого языка как средства общения, определение условий реализации иноязычного общения и целей обучения.
Таким образом, коммуникативный подход к обучению заключается в том, чтобы научить общаться посредством языка, в условиях, приближенным к естественным ситуациям общения.
В настоящее время процесс обучения ИЯ строится в соответствии с пятью основными принципами коммуникативного подхода:
1) речемыслительной активности;
2) функциональности;
3) ситуативности;
4) новизны;
5) индивидуальности [3, с. 108].
Первым принципом является принцип речемыслительной активности. Исходя из этого принципа получается, что речевая направленность учебного процесса возможна только при наличии у учащихся мыслительной деятельности, которая в основном характеризует их деятельностью.
Второй принцип – принцип индивидуализации, личностный аспект которого играет ведущую роль. Коммуникативность обучения включает в себя персонализацию учебной речевой деятельности, что означает учет всех особенностей личности учащегося: его способностей осуществлять речевую и учебную деятельность, главным образом за счет его личностных особенностей.
Третий принцип коммуникативного метода – принцип функциональности. Это понятие означает, что любая речевая единица, любая форма языка может выполнять любую речевую функцию во время общения. В противном случае голосовое воздействие будет невозможно.
Четвертый принцип обучения говорению как виду речевой деятельности – это принцип ситуативности. Ситуативная релевантность - одно из естественных свойств речевых умений, без которого трудно осуществлять передачу информации. Вот почему многие автоматически заученные слова и грамматические формы лишь остаются в памяти учащихся, но не функционируют полноценно, когда они вынуждены общаться.
2. Коллаж как прием обучения устной иноязычной речи учащихся
2.1 Коллаж как арт-технология в обучении иностранным языкам
Арт-технологии активно применяются в педагогике и психологии и берут свое начало в таком направлении психологии, как арт-терапия, которая возникла как синтез искусства и науки в 40-х годах двадцатого века. Арт-технология является «совокупностью средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения поставленной педагогической цели» [14, c. 43]. Арт-технология рассматривается как соединение двух сфер научного знания - искусства и педагогики.
Арт-технологии нашли применение в педагогическом процессе, используются в учебном процессе по различным предметам школьной программы. Определенное место занимают они и в обучении иностранному языку, являясь вспомогательным средством обучения.
К арт-технологиям на уроке иностранного языка можно отнести использование средств иллюстративной наглядности, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей различной тематики, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение ролей в диалогах, ролевые игры. Из этих примеров явно видно, что арт-технологии тесно связаны с творческой деятельностью и искусством, будь то предъявление произведений искусства на уроке либо создание арт-объектов в ходе творческой деятельности учащихся. [15, c. 141].
Арт-технология представляет собой обучение с помощью творческих методик, относящихся к определенному виду искусства. Исходя из этого, систематизация арт-технологий зависит от основного вида искусства, которое лежит в основе отдельного упражнения, целого занятия или системы уроков определенной тематики. Таким образом, классификация арт-технологий выглядит следующим образом:
- визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, зарисовка, фотография, карикатура),
- музыкальные арт-технологии,
- драматехнологии,
- нарративные арт-технологии (сказкотерапия) [16, c. 139-142].
Одним из наиболее широко представленных в современной школе видов арт-технологий являются визуальные арт-технологии. Это видится логичным, так как такие технологии обладают богатым лингводидактическим потенциалом и легки в адаптации и использовании. Так, к визуальной арт-технологии относится применение иллюстративного материала и средств наглядности, таких как картинки, таблицы, слайды, карикатуры, коллажи, диаграммы, куклы, маски. Я.А. Коменский считал, что визуальные арт-технологии воплощают в жизнь один из основных принципов дидактики– принцип наглядности.
Заключение
Наглядность в методике преподавания иностранного языка создает условия для сенсорного восприятия, создавая визуальную реальность в образовательном процессе.
Чтобы применять принцип наглядности при обучении иностранным языкам, необходимо умело подбирать и использовать широкий спектр учебных пособий и материалов, а также организовать образовательное пространство там, где проводится обучение.
Принцип наглядности наиболее ярко воплощается в использовании арт-технологий, которые помогают закрепить и сформировать грамматический и лексический материал, создают условия для творческого подхода учащихся к решению учебных задач.
Но самое главное, что при выполнении упражнений с использованием арт-технологий ученики говорят и слушают не потому, что они обязаны, а потому, что заинтересованы в процессе обучения. Наглядность помогает учащимся изучать языковые материалы более осмысленно и с большим интересом.
Прием коллажа является одним из наиболее подходящих в системе обучения на начальном и среднем этапах общеобразовательной школы, так как упражнения с применением данного метода мобилизует умственную деятельность учащихся, вызывают интерес к изучению языка, увеличивают количество усваиваемого материала, снижают утомляемость, тренируют творческое воображение, мобилизуют силу воли и облегчает весь процесс изучения иностранного языка.
Использование приема коллажа не исключает, а скорее предполагает активную умственную деятельность учащегося.
В ходе данного исследования были проанализированы литературные источники, затрагивающие теоретические аспекты обучения говорению как виду речевой деятельности, изучены цели и задачи обучения говорению на начальном и среднем этапе общеобразовательной школы. Также был проведен подробный анализ принципа наглядности в педагогике, арт-технологий как новаторских идей в методике обучения иностранному языку. Прием коллажа был исследован с исторической стороны, были рассмотрены наиболее точные классификации данных методов обучения, была определена методическая значимость приема коллажа для процесса обучения иностранному языку.
На основании теоретического материала были разработаны упражнения для каждого из этапов урока. Данный комплекс упражнений представляется полезным для использования в начальных классах и средней школе. Применение этих упражнений позволяет проследить основные механизмы действия отдельного приема коллажа, арт-технологии в целом и реализацию принципа наглядности на уроках иностранного языка.
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И, Гез. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 336 с.
2. Ушинский, К. Д. Две главы из "Педагогической антропологии" / К. Д. Ушинский // Народное образование. - 1999. – №10. - С. 243-254.
3. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
4. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 416 с.
5. Вайсбурд, М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению / М. Л. Вайсбурд, Е. В. Кузьмина // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 2. – С. 18.
6. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педа-гогической психологии / А. А. Леонтьев. – М: РАОМПСИ, 2001. – С. 127.
7. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А, Зимняя. – М.: РАОМПСИ, 2001. – С. 396.
8. Баранова, Н. П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н. П. Баранова // Замежныя мовы. – 2015. – № 4. – С. 3.
9. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. - 2020 г.
10. Гусейнов, А. З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.З. Гусейнов, Г.Д. Турчин // Известия Саратовского университета. – 2007. – Т.7. – Серия Философия. Психология. Педагогика. – Вып.1. – С. 64 – 67.
11. Огородников, И. Т. Педагогика: учеб. для учит. ин-тов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / И. Т. Огородников, П. Н. Шимбирев. - М.: Учпедгиз, 1950. – 430 с.
12. Денисов, Д. Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К.: Вища школа, 1982. – 52 с.
13. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 5. Учитель / Ш.А. Амонашвили. – М.: Свет, - 2015. – 288 с.
14. Лебедева, Л. Д. Практика Арттерапии / Л. Д. Лебедева. – Спб, 2003. – 61 с.
15. Афанасьева, А. Е. Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе / А. Е. Афанасьева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 141-143.
16. Бурачевская, О. В. Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С.139 - 142.
17. Семенюченко, Н. В. Зрительный невербальный ряд учебника как средство управления овладением русскоязычной культурой / Н. В. Семенюченко: дис. канд. пед. наук. – Липецк, 2002. – 186 c.
18. Рыжкина, И. Б. Коллаж как средство формирования субъекта диалога культур / И. Б. Рыжкина // ПНиО. – 2014. – № 6 (12). – С.91 - 98.
19. Пассов, Е. И. Терминосистема методики, или как мы говорим и пишем / Е. И. Пассов. – Спб. Златоуст, 2009. – 122 с.
20. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова. – М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.
21. Нефедова, М. А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе / М. А. Нефедова // ИЯШ. – 1993. – №2. – С. 5 - 8.
22. Семенюченко, Н. В. Коллаж на уроках иностранного языка. Теория и практика / Н. В. Семенюченко, И. Б. Рыжкина. – М.: Логос, 2015. – 256 c.
23. Теплинская, О. А. Аппликация и коллаж / О. А. Теплинская. – М.: Academia, 2010. – 208 c.
24. Рыжкина, И. Б. Коллаж как средство формирования субъекта диалога культур / И. Б. Рыжкина // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 6(12). – С. 91 - 98.
25. Чудина, Е. В. Использование иллюстративной наглядности на уроках немецкого языка / Е. В. Чудина // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 8. –182 с.
26. Владыко, О. А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / О. А. Владыко // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 60 - 63.
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты