Формирование экологической грамотности у учащихся 3 класса на уроках Человек и мир средствами игровой деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование экологической грамотности у учащихся 3 класса на уроках Человек и мир средствами игровой деятельности»
по дисциплине: «Педагогика с методикой преподавания»
2021
45.00 BYN
Формирование экологической грамотности у учащихся 3 класса на уроках Человек и мир средствами игровой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика с методикой преподавания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета Л.В. Моисеевой «Диагностика уровня сформированности экологической грамотности».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Формирование экологической грамотности как психолого-педагогическая проблема
1.2 Экологическое воспитание в процессе организации учебно-игровой деятельности младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика экологической грамотности учащихся
2.2 Педагогические условия организации экологической грамотности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое развитие представляется на сегодняшний день как один с первенствующих течений формирования нынешних средних учебных заведении и концепции образования. Развитие у предстоящих поколений основ экологического сознания делается значимым признаком жизнеспособности сообщества, его динамического продвижения в решении существенных вопросов нашего времени.
В настоящее время проблема взаимодействия природы и человека приобретает особую актуальность. По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической грамотности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В постановлении этой проблемы немаловажную значимость представляет учебное заведение [17]. Подобным способом, правительство определяет пред школой проблему улучшения экологического образования растущего поколения, перехода к природоохранному формированию с целью стабильного развития.
Основой подготовки обучающихся к верным отношениям с находящейся вокруг средой считается нужный минимум познаний по экологии, что учтен планом согласно ознакомлению с предметом «Человек и мир» и иными учебными предметами в начальных классах.
Младший школьный возраст считается более подходящим этапом с целью развития базы экологической культуры, так как в данный момент формирования детей, характеризующийся доминированием чувственно-эмоционального метода изучения окружающего мира, усиленно создаются качества и свойства личности, какие устанавливают ее суть в перспективе. В этом возрасте в сознании обучающихся совершается развитие наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, что устанавливает подход детей к естественному и общественному окружению и к себе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Формирование экологической грамотности как психолого-педагогическая проблема
Обучение экологической грамотности – один из более активно развивающихся частей образования и рассматривается в международной практике как важное событие согласно преодолению природоохранных рисков.
Появление экологических вопросов обуславливается общественно-финансовыми условиями, и данные трудности обязаны решаться не только лишь промышленными орудиями, однако и линией переориентации ценностей, представлений и действий единичных персон и групп жителей согласно отношению к находящейся вокруг среде.
«Экологическое образование – это процесс формирования, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и специальных знаний по управлению окружающей средой, реализуемый в экологически грамотной деятельности» [30, с. 36].
Развитие экологической грамотности сопряжено с усвоением детьми младшего школьного возраста таких основных познаний, как «разнообразие и трудность имеющихся в природе связей между ее элементами и компонентами; единство и целостность природы; перемена естественной сферы и появления высококачественных естественных комплексов; связь общества и природы; разумное природопользование» [17, c. 28].
Экологическая грамотность состоит из:
– природоохранных познаний,
– основательной заинтересованности в природоохранительной работе,
– грамотной реализации,
– благополучии морально-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой [19].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика экологической грамотности учащихся
Целью эксперимента является формирование экологической грамотности у учащихся 3 класса.
База исследования:
Выборка: учащиеся 3 класса в количестве 9 человек.
С целью изучения уровня экологической грамотности нами была выбрана анкета Л.В. Моисеевой «Диагностика уровня сформированности экологической грамотности» (Приложение 1).
При анализе ответов руководствовались следующими критериями. Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
– высокий уровень;
– средний уровень;
– низкий уровень.
«Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты;
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие экологической грамотности и развитие новой ментальности личности допустимо благодаря экологическому формированию, так как непосредственно оно подразумевает целое понимание общества и формирование нового стиля мышления, основанного на умственно индивидуальных качествах, на возможности наблюдать природоохранные трудности и регулировать их.
Воспитательная направленность определяет задачей обучить детей являться личностями, даровитыми разбираться и стремительно оказывать воздействие на находящееся вокруг общество, нести обязанность за собственные действия, являться независимыми, почитающими находящееся вокруг нас общество, понимающими собственную значимость в мире.
Экологическая грамотность детей младшего школьного возраста – первенствующая направленность в работе школы, исполняющееся с учетом возраста обучающихся, обладающее окончательной целью развития природоохранной культуры. Экологическое развитие обучающихся обязано прокладываться в системе, с применением регионального краеведческого материала, с учетом преемственности, градационного усложнения и углубления единичных компонентов.
Целью эксперимента является формирование экологической грамотности у учащихся 3 класса. С целью изучения уровня экологической грамотности нами была выбрана анкета Л.В. Моисеевой «Диагностика уровня сформированности экологической грамотности».
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся третьего класса, находится на низком уровне. Дети не знают экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
1. Алишаускас, А.П. Исследование словесной памяти глухих школьников / А.П. Алишаускас // Дефектология. – 1980. – С. 13-17.
2. Бойко, Л.А. Воспитание экологической культуры детей / Л.А. Бойко // Начальная школа. – 2005. – С. 27-32.
3. Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа. – 2003. – №2. – С. 33-38.
4. Вийтар, Э.А. Исследование межличностных отношений и интерперсональной перцепции слабослышащих школьников / Э.А. Вийтар // Дефектология. – 1981. – №4. – С. 10-20.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем / Н.Ф. Виноградова. – М.: Академия, 1999. – 352 с.
6. Власова, Т.А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка / Т.А. Власова. – М.: Академия, 1984. – 257 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1991. – 480 с.
8. Жукова, И.В. Помощь экологическому воспитанию учащихся / И.В. Жукова // Начальная школа. – 1998. – №6. – С. 55-62.
9. Зайцева, С.К. Экология для младших школьников / С.К. Зайцева // Начальная школа. – 2005. – №4. – С. 12-21.
10. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: «Просвещение», 1984. – 325 с.
11. Зикеев, А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Г. Зикеев. – М., 1976. – 127 с.
12. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 96-101.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
14. Ку¬кушкина, О.И. Развитие пространственных представлений у глух, школьников / О.И. Кукушкина. – М.: «Просвещение», 1998. – 235 с.
15. Лебединский, В.И. Нарушения психического развития у детей / В.И. Лебединский. – М.: Наука, 1985. – 518 с.
16. Марцановская, Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. / Е.Н. Марцановская. – М.: Академия, 1985. – 311с.
17. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. – М., 1996. –257 с.
18. Моисеева, Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2004. – 315 с.
19. Павленко, Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е.С. Павленко // Начальная школа. – 1998. – №5. – С. 23-27.
20. Плешаков, А.А. Зеленый дом / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1997. – 179 с.
21. Рау, М.Ю. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей / М.Ю. Рау // Дефектология. – 1991. – № 1. – С. 36-42.
22. Розанова, Т.В. Клинико-психологическое изучение глу¬хих детей со сложным дефектом / Т.В. Розанова // Дефектология. – 1993. – № 1. – 15-25.
23. Розанова, Т.В. Развитие мышления у де¬тей с нарушениями слуха / Т.В. Розанова. – М.: Просвещение, 1983. – 267 с.
24. Сараев, С.Я. Исследование интеллектуальных функций у глухих школь¬ников при помощи школы Векслера / С.Я. Сараев // Дефектология. – 1988. – № 6. – С. 23-34.
25. Симонова, Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников / Л.В. Симонова // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 20-27.
26. Симонова, Л.П. Задания по экологии для младших школьников / Л.В. Симонова // Начальная школа. – 1998. – №2. – С. 45-52.
27. Соловьев, И.М. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева. – М., 1971. – 457 с.
28. Тарасова, Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования / Т.И. Тарасова. – Борисоглебск, 2003. – 215с.
29. Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатка¬ми слуха / Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1991. – 213 с.
30. Торохова, Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е.П. Торохова // Начальная школа. – 2004. – №12. – С. 36-43.
31. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М.: Наука, 1993. – 354 с.
32. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. – М.: Академия, 1968. – 214 с.
33. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – М.: Наука, 1988. – 419 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета Л.В. Моисеевой «Диагностика уровня сформированности экологической грамотности».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты