Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли сад №522, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика И.О. Иофиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Консультации для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Консультации для родителей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения причин, путей предупреждения и преодоления детских капризов
1.1. Детские капризы: сущность и проявления. Причины возникновения капризов
1.2. Пути предупреждения и преодоления детских капризов
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей капризных детей
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по предупреждению детских капризов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения причин, путей предупреждения и преодоления детских капризов
1.1 Детские капризы: сущность и проявления. Причины возникновения капризов
Проблему детских капризов, возникающих в дошкольном и младшем школьном возрасте, затрагивали в своих работа такие психологи как Е.Р. Баенская, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.И. Захарова, Е.Н. Корнеева, А. Луговская, Ф.А. Сохина, Д.В. Хорсанд,
В толковом словаре Б.Г. Мещеряковой капризы понимаются как стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что-либо вопреки предписаниям взрослых, часто сопровождается плачем или криком [5, с. 34].
В.А. Сухомлинский описывает капризы как действия, которые лишены разумного основания. Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты [21, с. 89].
H.JI. Кряжева определяет упрямство как отрицательную реакцию ребенка на действия взрослых. У самых маленьких детей это может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, полуторагодовалый ребенок упорно хочет завладеть привлекшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» не его не останавливают. Когда же предмет убирают, скажем, в ящик письменного стола, ребенок пытается открыть его, стучит кулачком по крышке стола и упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены обычно заканчиваются слезами. Она считает, что упрямство проявляется в основном с избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам [14, с. 66].
А склонность к капризам, по её мнению, связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. Внешние капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах детей есть своя логика.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей капризных детей
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности детей дошкольного возраста с целью составления рекомендаций по предупреждению детских капризов.
Исследование включало три этапа:
– подбор методик исследования, формирование выборки исследования, выявление капризных детей с помощью экспертного оценивания;
– изучение особенностей капризных детей;
– разработка рекомендаций родителям по предупреждению детских капризов.
База и выборка исследования: исследование проводилось в ГУО «Ясли-сад № 522 г. Минска». Выборку исследования составили 4 ребёнка в возрасте 4-5 лет и их родители, в количестве – 4 человека.
Для диагностики уровня упрямства детей была подобрана методика И.О. Иофиной (Приложение 1).
Приведем краткое описание методики, применяемой в исследовании особенностей капризных детей. Целью этой методики является выявление уровня агрессивности ребенка. Инструкция: «Оцените каждое утверждение с точки зрения того, насколько оно справедливо по отношению к вашему ребенку».
Оценка результатов. Каждый положительный ответ оценивается в один балл.
Менее 6 баллов. Ребенок очень скромен и покладист. Он всегда послушен, беспрекословно выполняет все требования взрослых, предпочитает не ввязываться в драки. Однако при этом ребенок нередко оказывается жертвой более сильных товарищей, поскольку вынужден им подчиняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Детские капризы» — это эмоционально выраженное желание детей (в основном дошкольного или младшего школьного возраста) сделать что-то, что противоречит правилам или предложениям взрослых. Есть много проявлений каприза: одни дети молча отказываются выполнять требования взрослых, другие плачут, бросаются на пол, кричат и бьют руками и ногами по земле. Причин капризности детей несколько: капризность может быть очевидной реакцией на противоречивые или жесткие требования родителей или взрослых; в основе капризного поведения лежат сильные чувства, вызванные недостатком любви, внимания и уважения к ребенку; капризное поведение — это протест, реакция ребенка на эмоциональный шок или даже травму; одной из причин капризности детей могут быть детские страхи, которые имеют свою более яркую картину.
Чтобы преодолеть упрямство и капризность, взрослые сами должны внести сознательные изменения в свое поведение. Основными способами пре-одоления капризности детей являются: правильное воспитание ребенка в семье; развитие дисциплины; организация совместной деятельности; организация самостоятельной работы ребенка; соблюдение распорядка дня и др.
Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности детей дошкольного возраста с целью составления рекомендаций по предупреждению детских капризов.
База и выборка исследования: исследование проводилось в ГУО «Ясли-сад № 522 г. Минска». Выборку исследования составили 4 ребёнка в возрасте 4-5 лет и их родители, в количестве – 4 человека.
Для диагностики уровня упрямства детей была подобрана методика И.О. Иофиной.
Опрос родителей показал, что из 4 детей агрессивны и бывают капризными и упрямыми 3 ребенка (Богдан, Влад, Ярослав) – 75% детей и 1 ребенок имеет средний уровень агрессивности (в пределах нормы) (Андрей – 15%).
1. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е.Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2009. – 109 с.
2. Беринг, Н. Хочу – не хочу! Буду – не буду! Работа с детскими капризами / Н. Беринг. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 218 с.
3. Биддалф, С. Секрет счастливых родителей / С. Биддалф. – М.: Рипол Классик, 2009. – 240 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: 2011. – 352 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
7. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
8. Выготский JI.C. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Смысл»; 2005. - 1136 с.
9. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2008. – 429 с.
10. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2012. – 448 с.
11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захарова. – М.: Смысл, 2006. – 127 с.
12. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Под ред. Б. Ф. Ломова. – М., 2010. – 127 с.
13. Корнеева, Е.Н. Детские капризы / Е.Н. Корнеева. – М.: Изд-во «Оникс», 2012. – 160 с.
14. Кряжев А.Т Психология / А.Т. Кряжев. – М.: - 2001.- 255 с.
15. Луговская, А. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться / А. Луговская, О. Шевнина. – М.: Эксмо, 2006. – 224 с.
16. Монина, Г.Б.. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. – СПб.: Речь, 2015. – 181 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 456 с.
18. Мясищев, В.Н. Социальная психология личности / В.Н. Мясищев. – Л.: Медицина, 2014. – 204 с.
19. Невилл, Э. Характер: работа над врожденными особенностями вашего ребенка / Э. Невилл, Д.К. Джонсон. – М.: Интер, 2009. – 145 с.
20. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.:МГУ, 2008. – 240 с.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1973. - 288 с.
22. Токарев, А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования / А.А. Токарев // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2016. – С. 27–40.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика И.О. Иофиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Консультации для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Консультации для родителей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты