Возможности дидактических игр в учебном процессе для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Возможности дидактических игр в учебном процессе для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
2021
45.00 BYN
Возможности дидактических игр в учебном процессе для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка
Организация: Школа № 6, МБОУ (г. Новокузнецк)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс игр.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 Игра как активная форма организации деятельности младших школьников с ТНР
1.2 Понятие дидактической игры, её специфика, значение и структура
1.3 Использование дидактических игр в процессе обучения русскому языку младших школьников с ТНР
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1 Анализ педагогического опыта в аспекте использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников с ТНР на уроках русского языка
2.2 Комплекс дидактических игр, которые можно использовать с детьми с ТНР на уроках русского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Важным вопросом сегодня является поиск эффективных форм, методов и приемов обучения родному языку школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с целью удовлетворения особых образовательных потребностей детей с тяжелыми языковыми трудностями (TНР) и т.д.
По словам Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой, число таких учеников увеличивается с каждым годом. Изучению процесса овладения русским языком школьниками с нарушениями речи посвящены труды А. А. Алмазовой, Т. П. Бессоновой, К. В. Комарова, Н. Д. Кривовязовой, В. И. Селиверстова, Л. Ф. Спировой, О. А. Токаревой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Шуйфера, И. Н. Шуть и др.
Один из ведущих исследователей в области преподавания русского языка школьникам с ТНР А.А. Алмазова [3, c. 4] отметила, что эти дети испытывают большие трудности в освоении программного материала, что связано с различными отклонениями в развитии их языка. Эти трудности могут возникать на разных этапах изучения языка: в процессе обучения грамоте, овладения грамматикой и орфографией, при обработке текстов. Поэтому важно формировать интерес к изучению русского языка для школьников с ТНР, так как интерес является первым начальным звеном, обеспечивающим успех дальнейшей деятельности.
Одним из наиболее эффективных средств стимулирования интереса к урокам русского языка являются дидактические игры. Цель игр - пробудить интерес к обучению, к науке, к книгам, к учебе. В младшем школьном возрасте игры наряду с обучением занимают важное место в развитии ребенка. Когда происходит включение детей в ситуации дидактической игры, интерес к учебной деятельности быстро возрастает, материал становится для них более доступным, а успеваемость значительно повышается [5, c. 42].
В настоящее время существует целое направление в педагогике – игровая педагогика, которая рассматривает игру как доминирующий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехера, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко была установлена связь между обучением и игрой, определена структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 Игра как активная форма организации деятельности младших школьников с ТНР
Одним из средств активизации учебного процесса являются игровые средства обучения. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников [12, с.63]. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития» [12, с.64].
По сравнению с другими видами деятельности детей, игра имеет определенные преимущества и занимает особое место в учебном процессе, так как дает возможность детям выражать свою активность и самостоятельность, воображение, реализацию своих представлений об окружающей среде. Такие ученые как Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, О.А.Дьячкова, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др. подчеркнули роль игры в их ценность для развития в своих исследованиях.
В лингвистике, педагогике и психологии термин «игра» интерпретировался по-разному. Наиболее подробное определение «игры», дано В. Далем - русским писателем, лексикографом, этнографом в «Толковом словаре живого русского языка». «Игра – это то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие» [15, с. 7].
«Малый толковый словарь русского языка» объясняет игры следующим образом: «игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревновани» [24, с. 172].
«Психологический словарь» раскрывает понятие «игра» следующим образом: «Игра - одно из занятий человека и животного». «Детская игра - исторически сложившийся вид деятельности, который заключается в том, чтобы дети воспроизводили поведение взрослых и их взаимоотношения друг с другом с целью познания окружающей действительности» [8, с.117].
Наконец, обратимся к Советскому энциклопедическому словарю, где концепция игры выражена следующим образом: «игра - это непродуктивная деятельность, мотивированная не ее результатами, а самим процессом. Она имеет большое значение в образовании, воспитании и обучении детей и является средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [3, с. 475].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1 Анализ педагогического опыта в аспекте использования дидактических игр в процессе обучения младших школьников с ТНР на уроках русского языка
Так, мы проанализировали опыт учителя начальной школы МБОУ «Школа № 6» г. Новокузнецка Кемеровской области Натальи Александровны Носковой в использовании дидактических игр в процессе обучения русского языка детей школьного возраста с особыми потребностями (ТНР).
Так, по словам учителя, в преподавании игр на уроках русского языка всегда есть две задачи - дидактическая и игровая, которые отражают связь между обучением и игрой. Дидактическая задача на уроках русского языка, в дидактической игре осуществляется через игровую задачу, активизирует игровые действия. Роль учителя остается важной на протяжении всей игры, потому что не все ученики ТНР изучают правила игры одновременно, и для учителя важно помогать во время игры, но так чтобы ученики не заметили, путем упрощения задания или сужения рамок мыслительных операций [20].
Поэтому на уроках русского языка важно тщательно дозировать языковые знания, вводить их сначала в элементарной форме и помогать детям с ТНР анализировать языковой материал. Для детей необходимо постепенное увеличение доли самостоятельного создания различных высказываний; используется большое количество тренировочных упражнений.
Педагог утверждает, что необходимо обращать особое внимание на ошибки в речи детей, понимая, что их возникновение естественно и логично. Привлечение внимания детей к этим ошибкам и их совместное исправление развивает в учениках сознательное отношение к собственной речи [18].
Поэтому использование игр и различных заданий в процессе обучения и создание игровых ситуаций на уроках русского языка приводят к приобретению детьми определенных знаний, умений и навыков без лишнего давления.
Проработав в начальных классах много лет, Наталья Носкова заметила, что уроки русского языка не всегда вызывают интерес у школьников. Нежелание изучать русский язык создает неграмотность. Учитель начала думать о том, как пробудить интерес учеников к урокам и повысить их грамотность. Проанализировав собственные уроки, она пришла к выводу, что интерес школьников к русскому языку можно пробудить, систематически подбирая увлекательные материалы, которые привлекут внимание каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра - это непродуктивная деятельность, цель которой отражается не в результате, а в самом процессе. Для детей игра, которую в педагогических пособиях часто называют «спутником детства», является основным элементом жизнедеятельности и играет роль ведущей деятельности, тесно связанной с практикой и осознанием окружающей среды. Мотивация этой деятельности не в результате, а в процессе. В играх задействованы все стороны психические процессы ребенка: мышление, воображение, память, усиливаются проявления воли и эмоций. Именно эта форма деятельности облегчает ребенку вхождение в социальную среду; играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактические игры являются эффективным средством обучения русскому языку младших школьников с ТНР. Игры распределены по разделам лингвистики, и в то же время есть игры, которые помогают решить проблемы коммуникативных аспектов. Дидактические игры различаются по содержанию обучения, познавательной деятельности младших школьников с ТНР, игровой деятельности и правилам, организации и взаимоотношениям младших школьников с ТНР, роли учителя. Эти характеристики являются общими для всех игр, но некоторые из них более выражены, а другие отличаются. Современная педагогика все чаще превращает лингвистические игры в основной инструмент обучения русскому языку.
Мы проанализировали опыт учителя начальной школы МБОУ «Школа № 6» г. Новокузнецка Кемеровской области Натальи Александровны Носковой в использовании дидактических игр в процессе обучения русского языка детей школьного возраста с особыми потребностями (ТНР). Она считает, что дидактическая игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку и урокам развития речи. Дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости, обогащение словарного запаса младшего школьника.
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А.Амонашвили. – Минск: Университетское, 2013. – 560 с.
2. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка / П.М.Баев.- М.: Русский язык, 2014. – 169 с.
3. Бухатов, В.М. Педагогическое таинство дидактических игр /В.М.Бухатов. - М.: Флинта,2012. – 227 с.
4. Вергелес, Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу /Г.И.Вергелес. — Л.: Педагогика, 2013 г. – 128 с.
5. Волина, В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : чайнворды, кроссворды, словокаты / В. В. Волина. - М. : АСТ-пресс, 2015. - 63 с. : цв.ил. - (Занимательный русский язык).
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка /Л.С.Выготский //Вопросы психологии. - 2011. - №6. – С.44-47.
7. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности /В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман //Вопросы психологии. - 2013.- № 3-4. - С. 14-19.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. В. И. Даль. Т.4 : Р-Я. - М. : Русский язык, 2014. - 683 с.
9. Дубровина, И.В. Психология : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; ред. И. В. Дубровина. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2012. - 464 с. - (Педагогическое образование).
10. Ермолаев, О. Ю. / О. Ю. Ермолаев. - М. : Знание, 1987 ; М. : Знание, 1987. - 80 с., 80 с. : ил. - (Новое в жизни, науке, технике ; 9. «Педагогика и психология»).
11. Журжина, Ш.В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл. : Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. 2-е изд. /Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.: ил.
12. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения : популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова ; илл. М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль : Академия развития, 2015. - 240 с.
13. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. – М., 2014. - С. 172.
14. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов,В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – М.:Академия, 2016. – 472 с.
15. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника /А.А.Люблинская. – М.:Просвещение, 1977. – 224 с.
16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /А.К.Маркова. – М.: Просвещение,2012 – С.56-61.
17. Методика преподавания русского языка в школе /М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. – М.:Академия, 2014. -368 с.
18. Муртазин Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся / Г.М.Муртазин // Активизация познавательной деятельности учащихся. – Уфа, 1972. – 96 с.
19. Нефёдова, Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка /Е.А.Нефедова, О.В.Узорова. – М.: «Аквариум», 2015. – 272 с.
20. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб.пособие для студ.спец.вузов / Р.В.Овчарова. - М. : Сфера, 2013. - 442с. - (Учебное пособие).
21. Панов, М.В. Занимательная орфография / М. В. Панов ; худ. В. С. Коноплянский. - М. : Просвещение, 2017. - 160 с. : ил. ; 160 с. : ил. - (Твой кругозор).
22. Педагогическая энциклопедия. – М., 2014. –С.158-159.
23. Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: РУССКИЙ ЯЗЫК : популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. - Ярославль : Академия развития, 2016. - 203 с. : ил. - (Мои первые уроки).
24. Ушаков, Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 2014.-177 с.
25. Федин, С.Н. Лучшие игры со словами / С. Н. Федин. - М. : Рольф : Айрис-пресс, 2012. - 248 с. : ил. - (Внимание: дети!).
26. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников /И.Ф.Харламов. – Минск: Народная Асвета, 1970.- 158 с.
27. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников /Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.
28. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И.Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника /Д.Б.Эльконин. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. - М.: Владос, 1999. – 360 с.
31. Степаненко А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru.
32. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями / Л.А. Эргашева // Начальная школа: до и после. – №2. – 2002 . – 50 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс игр.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты