Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Ясли-сад № 13, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Участники общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристика коммуникативных умений детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты наблюдения за общением воспитателя и детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристика коммуникативных умений детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты наблюдения за общением воспитателя и детей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты изучения развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.2 Особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2 Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация современного образования характеризуется переходом к личностно-ориентированным формам и методам образования и воспитания, приоритетом общечеловеческих ценностей, свободным развитием личности. Реализация этих принципов стала особенно важной для формирования личности ребенка, его умственного развития, которое включает в себя как развитие его деятельности, мотивационной и интеллектуальной сфер, так и коммуникативной сферы.
Однако социально-экономические преобразования, происходящие в обществе, привели к появлению таких явлений, как социальная дезадаптация, коммуникативные дефициты и некомпетентность в коммуникативной сфере подрастающего поколения, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям не только в коммуникативном развитии, но и в психическом, личностном развитии в целом. Как следствие, состояние коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста характеризуется значительным снижением их психологической активности (эмоциональной, двигательной, коммуникативной, познавательной), упрощением коммуникативного опыта, что приводит к серьезным трудностям в установлении межличностных отношений, в подготовке к школьному образованию, в реализации потенциальных возможностей.
Основу образовательного процесса в детском саду составляют специфические виды деятельности детей, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребенка.
К развивающим видам деятельности в раннем возрасте относятся: предметные занятия и игры с составными и динамическими игрушками; общение со взрослым и игры со сверстниками под руководством взрослого; эксперименты с материалами и веществами, такими как песок, вода, тесто и т.д.; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, просмотр изображений; самообслуживание и действия с домашними инструментами (ложка, лопата, лопата и т.д.); двигательная активность. Все эти способы деятельности направлены на формирование коммуникативной активности данной категории детей [1, с.33].
Глава 1 Теоретические аспекты изучения развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст нуждается в особом внимании из-за исключительного положения в дошкольном детстве, когда ребенок еще не большой, но уже не маленький. Средний возраст – это переходный возраст дошкольного детства. В этот период нормально развивающийся ребенок претерпевает значительные изменения во всем своем умственном развитии [11, с.88].
Резко возрастает когнитивная активность – появляются восприятие, зрительное мышление, зачатки логического мышления. Средний дошкольный возраст является промежуточным, переходным между младшим и старшим дошкольным возрастом, что влияет на новые формации сознания и личности. К ним относятся:
- создание элементарной целостной картины окружающего мира;
- целенаправленное поведение;
- эмоциональное и интеллектуальное предвидение;
- овладение правилами поведения;
- нравственные чувства;
- самоактивность и простейшие формы творчества [13, с.22].
В игровой деятельности детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст) проявляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дети дошкольного возраста начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игры и реальных взаимодействий детей [4, с.55].
Зрительная деятельность значительно развивается. Рисование становится субъективным и детальным. Графический образ человека характеризуется наличием тела, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и их деталей. Улучшается техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, приклеить изображения на бумаге и т.д.
Глава 2 Эмпирическое исследование развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью специфических видов деятельности
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования – выявить особенности развития коммуникативных навыков детей трех-четырёх лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №13 г. Гродно»
В исследовании принимали участие 8 детей в возрасте трех-четырех лет.
В исследовании мы применили следующие методы:
1. Наблюдение за общением воспитателя и детей
2. Индивидуальные беседы детьми
3. Проведение диагностики изучения уровня диалогической речи детей трёх-четырёх лет.
Наблюдение за общением воспитателя и детей проводилось с целью: изучения особенностей диалогической речи 3-4лет.
Наблюдения за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом проводилось в течение 20 мин. Содержание разговоров фиксировалось по возможности дословно с сохранением особенностей речи участников и их поведения
Вопросы для анализа записей:
- поводы общения воспитателя с детьми, детей с воспитателем и сверстниками;
- инициативность, адресность речи;
- тематика и содержание разговоров;
- анализ особенностей речи детей (лексика, ее богатство и разнообразие; развернутость высказываний, использование речевых клише, форм речевого пикета, культура поведения во время речевого общения);
- особенности речи воспитателя (лексическая, грамматическая, фонетическая оформленность речи; соответствие содержания речи возрасту детей; умение воспитателя организовать содержательное общение с детьми, решать в ходе общения задачи воспитания и обучения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный период – это период формирования внутренней жизни и личности ребенка. Именно в этот период формируются образное мышление и воображение, возникает желание «быть как взрослый» и подражать ему: в действиях, в диалоге между сверстниками. Работа над социальным и коммуникативным развитием детей должна начинаться в дошкольном возрасте, потому что именно в этом возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, различных видов деятельности и социальных функций людей. У него есть сильное желание участвовать в этой взрослой жизни, активно в ней участвовать, стремиться быть самостоятельным.
Анализ литературных источников показал, что для детей среднего дошкольного возраста, в основном, характерными являются такие особенности как формирование высокого уровня познавательной активности, двигательной активности и иных навыков.
Мы определили основные особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста. Дети среднего возраста отличаются определенной эмоциональностью и проявляются в рамках формирования определенной системы межличностных отношений. Межличностные отношения детей отличаются такими особенностями как повышенный уровень эмоциональности и обидчивости.
Мы определили основные специфические виды деятельности, которые способствуют коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста. Основными видами деятельности являются такие как предметные занятия и игры с составными и динамическими игрушками; общение со взрослым и игры со сверстниками под руководством взрослого; эксперименты с материалами и веществами, такими как песок, вода, тесто и т.д. восприятие смысла музыки, сказок, стихов, просмотр изображений; самообслуживание и действия с домашними инструментами (ложка, лопата, лопата и т.д.), двигательная активность.
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2015. – 142 c.
2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития средних дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 1. – С.74–85.
3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у средних дошкольников/ С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2015. – 96 с.
4. Воспитание детей в игре/ Д.В. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др.; сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2014. – 190 с.
5. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: 3–5 лет / А.Н. Давидчук. – Изд. 2–е, испр. и доп. – Москва: Мозаика–Синтез, 2015. – 164 c.
6. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр./ Новосиб. гос. пед. ин–т; Н.П. Аникеева. – Новосибирск: НГПИ, 2016. – 121 c.
7. Игра и развитие ребенка: хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. – Архангельск: Поморский университет, 2015. – 551 с.
8. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2–7 лет/ О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2016. –96 с.
9. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – Москва: Издательство МГУ, 2016. – 142 c.
10. Короткова, Н.А. Сюжетная игра средних дошкольников (5–7 лет)/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2015. – № 4. – С. 84–92.
11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. – М.: Моск. психолого–социальный ин–т, 2015. – 384 с.
12. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2–е изд. – Екатеринбург: Деловая кн., 2014. – 175 c.
13. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и средний дошкольный возраст/ В.А. Недоспасова. – 3–е изд. – Москва: Росмэн, 2016. – 90 c.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Санкт–Петербург: Питер, 2014. – 705 с.
15. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 10. – С. 21–22.
16. Сафонова, О. Активизация речевого общения средних дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 50–56.
17. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: средний дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 6–7.
18. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2014. – 151 с.
19. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р.К. Терещук. – Кишинев: Штиинца, 2015. – 99 с.
20. Тюнников, Ю. «Когда мои друзья со мной...»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 24–29.
21. Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно–ролевая игра детей четырех–пяти лет: особенности организации / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 10. – С. 48–55.
22. Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ А.В. Чернецкая. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2014.– 512 с.
23. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3–5 лет в игре/ Е.И. Щербакова. – Москва: Просвещение, 2016. – 80 c.
24. Эльконин, Д. Психология игры/ Д. Эльконин. – М.: Владос, 2014. – 360 с.
25. Янченко И.В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / Янченко И.В. // Школьный логопед. – 2015. – № 1. – С.17–19.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Участники общения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристика коммуникативных умений детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты наблюдения за общением воспитателя и детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Характеристика коммуникативных умений детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты наблюдения за общением воспитателя и детей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты