Детско-родительские взаимоотношения как фактор полоролевой идентичности подростков
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Детско-родительские взаимоотношения как фактор полоролевой идентичности подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Детско-родительские взаимоотношения как фактор полоролевой идентичности подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Школа № 13, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк ответов к опроснику РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты подростков по методике РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк ответов к опроснику РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты подростков по методике РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы исследования родительско-детского взаимодействия, как фактора полоролевой идентичности подростка
1.1. Межличностное взаимодействие, как объект социальной психологии
1.2. Специфика отношений и взаимодействия между родителями и детьми
1.3. Понятие и сущность полоролевой идентичности личности
1.4. Особенности формирования полоролевой идентичности личности в подростковом возрасте
Выводы
2. Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений как фактора полоролевой идентичности подростков
2.1. Методы и процедура исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы детско-родительских отношений как фактора полоролевой идентичности подростков обусловлена тем, что в процессе семейного воспитания ребенок приобретает сведения о том, что социально приемлемо для мальчиков и девочек, мужчин и женщин, готовится выполнять соответствующие гендерные роли, т. е. проходит гендерную социализацию, которая является одним из видов социализации и представляет собой процесс усвоения личностью системы знаний о мужчинах и женщинах и их роли в общественном процессе. В сложившихся условиях важнейшую роль в воспитании подрастающего поколения играет влияние детско-родительских взаимоотношений.
В последнее время формирование полоролевой идентичности подростков осложняется рядом негативных тенденций в детско-родительских отношениях. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи, ее дестабилизации и появлении большего числа неполных семей, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный, фактически неуправляемый процесс. Возникает объективная необходимость в исследованиях процесса полоролевого развития подростков как особой психологической проблемы, решение которой должно учитывать влияние детско-родительских отношений на возникновение и развитие полоролевой идентичности подростка как представителя определенного пола, реализующего свое предназначение. Все окружение ребенка (родители, родственники) служат ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о гендерной роли. В данном случае, безусловно, важной представляется роль родителей в процессе полоролевого развития подростка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КАК ФАКТОРА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Межличностное взаимодействие, как объект социальной психологии
Формирование личности человека происходит путем осуществления взаимодействий с другими людьми посредством межличностных отношений. К настоящему времени накоплено множество определений понятия «межличностное взаимодействие». В наиболее развернутом и общепринятом виде данное понятие в «Словаре практического психолога» трактуется как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения [17, с. 378].
Среди белорусских ученых, которые внесли огромный вклад в анализ проблемы межличностного взаимодействия, необходимо отметить Я.Л. Коломинского, В.А. Янчук, среди российских исследователей – Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Н.Н. Обозов и др.
Основу современных исследований межличностного взаимодействия составляют идеи Б.Г. Ананьева. Понятие «межличностные взаимодействия» Б.Г. Ананьев трактует как социальное и одновременно индивидуальное явление, которые обоюдно проявляется в получении информации. Согласно позиции ученого в межличностном взаимодействии условно выделяются три компонента: взаимное познание людьми, отношение одного человека к другому, которое проявляется путем эмоционального переживания, возникающего в процессе общения [1, с. 8]. При этом Б.Г. Ананьев акцентирует внимание на необходимости установления связи между внешними условиями деятельности и межличностными взаимоотношениями, а также предлагает определять определенное количество общения, которое будет способствовать гармоничному развитию личности [1].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОРА ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Методы и процедура исследования
Цель исследования: установить влияние родительско-детских отношений (взаимодействия) на полоролевую идентичность подростка.
Гипотеза исследования: детско-родительские взаимоотношения оказывают влияние на формирование полоролевой идентичности подростков.
Выборка исследования: учащиеся в возрасте 15-16 лет, 10 «А», 10 «Б» и 10 «В» классов в количестве 60 человек. Выборка уравнена по половому составу: 30 мальчиков и 30 девочек. Часть подростков воспитывается в неполных семьях – 16 человек, часть воспитывается в полных семьях – 44 человек.
База исследования: ГУО «Средняя общеобразовательная школа №13 г. Гродно».
Методологическая основа исследования: концепция полоролевых типов С. Бем, в рамках «новой психологии пола», выделявшей основную роль в формировании психологического пола личности социальным ожиданиям общества, связанным с социально-культурной матрицей и отражающимся в процессе воспитания; концепция особенностей психического развития детей и подростков и представления о значимости родителей в процессе становления полоролевой идентичности (3. Фрейд, Э. Эриксон).
Эмпирические методы исследования: тестирование (методика «Родителей оценивают дети», Опросник полоролевой идентичности С. Бем), методы количественного анализа, методы частотного распределения, методы статистической обработки данных (критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы по проблеме исследования была проанализированы особенности формирования полоролевой идентичности у подростков. Полоролевая идентичность – это осознание индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей маскулинности/фемининности, готовность играть определенную половую роль – является одним из аспектов личностной идентичности и в большой степени основана на подражании родителям. Формирование полоролевой идентичности подростков – это процесс формирования представлений подростка о себе как носителе социальных ролей мужчины или женщины, соотнесения этих социальных ролей с персональной половой идентичностью, осознания себя как представителя конкретного пола и присоединение к определенной группе на основании ее гендерной характеристики.
В ходе эмпирического исследования установлено, что подростки чаще указывают на то, что родители игнорируют их потребности, применяют достаточно жесткие санкции, указывают на повышенную моральную ответственность, также отмечают, что со стороны родителей проявляется эмоциональное отвержение по отношению к ним.
У половины мальчиков и девочек выражены андрогинный тип полоролевой идентичности, для которого характерны сочетание и маскулинных и фемининных характеристик. Среди мальчиков с выраженными маскулинными характеристиками выявлено 40% испытуемых, среди девочек с выраженными фемининными характеристиками выявлено 37% испытуемых. Нарушение полоролевой идентичности выявлено у 7% мальчиков (доминируют фемининные характеристики) и 13% девочек (доминируют маскулинные характеристики). Нарушения полоролевой идентичности выявлен только у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье.
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 159 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
3. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем // Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 336 с.
4. Везетиу, В. В. Гендерная социализация личности: теоретический аспект / В. В. Везетиу, Л. В. Бура // Проблемы соврем. пед. образования. – 2020. – № 67-2. – С. 307–310.
5. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 404 с.
6. Голубев, В.Н. Стили родительского отношения и развитие коммуникативных умений ребенка / В.Н. Голубев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 43. – С. 19-22.
7. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного кон¬сультирования / О. А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2006. – 320 с.
8. Клипинина, В. Н. Гендерное воспитание в подростковом микросоциуме: проекция в будущее. Методика социально-педагогического сопровождения процесса формирования культуры гендерных отношений / В. Н. Клипинина, А. Г. Радкевич // Народная асвета. – 2017. – № 4. – С. 26–30.
9. Коган, И.Л. Гендерная культурология: культура пола и «пол» культуры / И.Л.Коган. – Минск: Ковчег, 2003. – 333 с.
10. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск : Тетра Системс, 2000. – 432 с.
11. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. — М.: Академия, 2003. — 336 с.
12. Кочарян, А.С. Личность и половая роль: симптомакомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии / А.С.Кочарян. — Xарьков: Основа, 2006. — 127с.
13. Леганькова, О.В. Эффективное родительство как важнейшее условие психологического здоровья личности / О.В. Леганькова, А.С. Стежко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. Минск: БГПУ, 2013. – 230 с.
14. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – К.: «Лебедь», 1990. – 192 с.
15. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2015. – 362 с.
16. Психология подростка. Полное руководство / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -432 с.
17. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 800 с.
18. Тимербулатова, Э.С. Противоречия гендерной ассиметрии в семейной организации и андрогиния как возможность ее преодоления / Э.С.Тимербулатова // Семейная психология и семейная терапия. – 2007. - № 2. – С.18-23.
19. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. – Минск: Попурри, 2010. – 608 с.
20. Чеснокова, О. Половая и гендерная социализация: проблемы теории и практики / О.Чеснокова // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 8. – С. 28-35.
21. Щекудова, С. С. Психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности подростков в условиях современной образовательной среды / С. С. Щекудова, Ю. А. Шевцова. – Гомель : Гомел. гос. ун-т, 2016. – 200 с.
22. Шнайдер, К. Клиническая патопсихология / К. Шнайдер. – М.: Сфера, 2009. – 307 с.
23. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Э.Эриксон // Общ.ред. и предисл. A.B. Толстых. – М.: Изд. группа «Прогресс»; 1996. – 340 с.
24. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию : учеб. пособие для вузов / В. А. янчук. – Минск : АСАР, 2005. – 768 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк ответов к опроснику РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты подростков по методике РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бланк ответов к опроснику РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты подростков по методике РОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты