ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста
1.3. Игровая деятельность как средство формирования дружеских взаимоотношений
ГЛАВА 2. Исследование формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение сформированности дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.3. Комплекс игр по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является характерной особенностью. Для дошкольной педагогики становятся актуальным поиск эффективных путей и средств формирования отношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Проблема воспитания гуманных отношений, к которым относятся дружеские, привлекала многих исследователей. Изучены возможности старших дошкольников в развитии справедливых отношений, доброжелательных отношений, дружеских отношений, отзывчивости, гуманистической направленности поведения.
Авторы, изучавшие отношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Несмотря на очевидную важность задачи развития дружеских отношений в группе дошкольников, методы ее реализации сегодня представляют серьезную педагогическую проблему. Кроме того, как в детском саду, так и за его пределами, отношения детей не всегда складываются благополучно. В ряде исследований стоит задача поиска резервов воспитания отношений нравственной направленности в разных видах совместной деятельности.
Решение данной важной проблемы заставляет обратить внимание на воспитательный потенциал игровой деятельности детей, и прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, который является важным этапом интенсивного развития личности, чувств, отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
По периодизации Д. Б. Эльконина, принятой в отечественной психологии, дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет, а возраст от 5 до 7 лет называется старшим дошкольным. По словам Г. А. Урунтаевой, в качестве характеристик каждой стадии психического развития могут выступать социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.
В старшем возрасте дети всецело поглощены предметами, т.е. социальная ситуация развития – это совместная деятельность ребенка со взрослым, содержание которой заключается в освоении ребенком способов действий с предметами. Предпосылками создания новой социальной ситуации в старшем дошкольном возрасте, как отмечает Л. Ф. Обухова, представляются «отделение ребенка от взрослого», выход его за пределы семейного мира и установление отношений с миром социальных отношений взрослых [8].
Д. Б. Эльконин объясняет противоречие создавшейся социальной ситуации развития тем, что ребенок не может жить вне общества, у него появляется потребностью быть как взрослый, войти в мир взрослых, однако реальные его возможности ограничены. Данная потребность удовлетворяется в новом виде деятельности, где моделируются взаимоотношения людей – сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность начинает активно развиваться в старшем дошкольном возрасте и влияет на формирование всех психических процессов и произвольности поведения. Е. О. Смирнова замечает, что игра способствует переходу ребенка к мышлению образами и представлениями, развитию воображения, общения; в ней складываются другие виды деятельности. Это дало основание психологам назвать игру ведущей деятельностью дошкольников. В ней зарождаются и развиваются все важнейшие новообразования возраста.
ГЛАВА 2. Исследование формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек.
Вся экспериментальная работа проходила в два этапа:
1. Констатирующий этап, целью которого было выявление первоначального уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовался диагностический комплекс методов и методик.
2. Формирующий этап, направленный на разработку и реализацию педагогических условий по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
Для выявления уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, были подобраны методы и методики следующих авторов: «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Настроение», «Мы вместе», ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаевой, С.А. Козловой); индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
Компоненты и показатели дружеских отношений старших дошкольников представлены в таблице 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение работ по проблеме развития дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста позволяет утверждать, что дружба, доброжелательные отношения дошкольников к сверстникам рассматривается как необходимая первооснова воспитания в детском коллективе сложных нравственных отношений; дружеские отношения определяются одним из обязательных компонентов внутренней структуры нравственных отношений дошкольников в коллективе, доброжелательность создает эмоционально-положительный правильный тон общения, что обеспечивает ценность совместной деятельности.
В настоящее время проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста в образовательном пространстве обсуждается в рамках социальной компетенции ребенка дошкольного возраста.
Под дружескими отношениями мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. Потребность детей в общении со сверстниками.
Для выявления уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, были подобраны методы и методики следующих авторов: «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Настроение», «Мы вместе», ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаевой, С.А. Козловой); индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
Из данных представленных на констатирующем этапе эксперимента мы можем сказать, что у 16% дошкольников проявляется высокий уровень развития дружеских отношений, у 48% средний уровень, у 36% старших дошкольников наблюдается низкий уровень развития дружеских отношений.
Таким образом, дружеские отношения у большинства дошкольников находятся на среднем и низком уровне. Результаты теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента позволил нам определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития дружеских отношений у старших дошкольников с применением дидактических игр.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М., 2007, С. 237.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М., 2007, С. 286.
3. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2008. – 384 с.
4. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – М.: Мозырь: Содействие, 2011. – 108 с.
5. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов педвузов; под ред. В. А.Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
6. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 4-е изд.– М., «Когито-Центр», 2010. – 351с.
7. Борытко, Н. М. Этическое воспитание. Волгоград: И зд–во ВГИ ПК Р О, 2013, С. 32.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, – 2016. – 365 с.
9. Горянина, В. А. Психология общения: учеб.пособие для студентов фак. социал. работы – 4-е изд., стер. [Текст] / В. А. Горянина – М.: Академия, 2007. – 416 с.
10. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2010, С. 521.
11. Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2013, С. 256.
12. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы: А. Ф. Лазурский. –СПб.: Алетейя, 2011. – 192 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. – 4–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013, С. 456.
15. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка: сборник статей международной научно-практической конференции / Н. Абдиева, З. Мурадагаева. - 2016. - 71-173 с.
16. Прудникова, М. Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений обучения: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. Э Прудникова. – Сочи, 2002. – 182 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
18. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
19. Тиханова, И. Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: дис. ... канд. психол. Наук / И. Г. Тиханова. – М., 2002. – 152 с.
20. Щуркова, Н.Е., Павлова, Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М.: Пед. поиск, 2014, С. 160.