Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в играх
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в играх»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в играх
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
1.2. Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста
1.3. Игровая деятельность как средство формирования дружеских взаимоотношений
ГЛАВА 2. Исследование формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение сформированности дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста
2.3. Комплекс игр по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время активизация гуманистических тенденций в воспитании детей является характерной особенностью. Для дошкольной педагогики становятся актуальным поиск эффективных путей и средств формирования отношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Проблема воспитания гуманных отношений, к которым относятся дружеские, привлекала многих исследователей. Изучены возможности старших дошкольников в развитии справедливых отношений, доброжелательных отношений, дружеских отношений, отзывчивости, гуманистической направленности поведения.
Авторы, изучавшие отношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Несмотря на очевидную важность задачи развития дружеских отношений в группе дошкольников, методы ее реализации сегодня представляют серьезную педагогическую проблему. Кроме того, как в детском саду, так и за его пределами, отношения детей не всегда складываются благополучно. В ряде исследований стоит задача поиска резервов воспитания отношений нравственной направленности в разных видах совместной деятельности.
Решение данной важной проблемы заставляет обратить внимание на воспитательный потенциал игровой деятельности детей, и прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, который является важным этапом интенсивного развития личности, чувств, отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
По периодизации Д. Б. Эльконина, принятой в отечественной психологии, дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет, а возраст от 5 до 7 лет называется старшим дошкольным. По словам Г. А. Урунтаевой, в качестве характеристик каждой стадии психического развития могут выступать социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.
В старшем возрасте дети всецело поглощены предметами, т.е. социальная ситуация развития – это совместная деятельность ребенка со взрослым, содержание которой заключается в освоении ребенком способов действий с предметами. Предпосылками создания новой социальной ситуации в старшем дошкольном возрасте, как отмечает Л. Ф. Обухова, представляются «отделение ребенка от взрослого», выход его за пределы семейного мира и установление отношений с миром социальных отношений взрослых [8].
Д. Б. Эльконин объясняет противоречие создавшейся социальной ситуации развития тем, что ребенок не может жить вне общества, у него появляется потребностью быть как взрослый, войти в мир взрослых, однако реальные его возможности ограничены. Данная потребность удовлетворяется в новом виде деятельности, где моделируются взаимоотношения людей – сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность начинает активно развиваться в старшем дошкольном возрасте и влияет на формирование всех психических процессов и произвольности поведения. Е. О. Смирнова замечает, что игра способствует переходу ребенка к мышлению образами и представлениями, развитию воображения, общения; в ней складываются другие виды деятельности. Это дало основание психологам назвать игру ведущей деятельностью дошкольников. В ней зарождаются и развиваются все важнейшие новообразования возраста.
ГЛАВА 2. Исследование формирования дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек.
Вся экспериментальная работа проходила в два этапа:
1. Констатирующий этап, целью которого было выявление первоначального уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использовался диагностический комплекс методов и методик.
2. Формирующий этап, направленный на разработку и реализацию педагогических условий по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
Для выявления уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, были подобраны методы и методики следующих авторов: «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Настроение», «Мы вместе», ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаевой, С.А. Козловой); индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
Компоненты и показатели дружеских отношений старших дошкольников представлены в таблице 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение работ по проблеме развития дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста позволяет утверждать, что дружба, доброжелательные отношения дошкольников к сверстникам рассматривается как необходимая первооснова воспитания в детском коллективе сложных нравственных отношений; дружеские отношения определяются одним из обязательных компонентов внутренней структуры нравственных отношений дошкольников в коллективе, доброжелательность создает эмоционально-положительный правильный тон общения, что обеспечивает ценность совместной деятельности.
В настоящее время проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста в образовательном пространстве обсуждается в рамках социальной компетенции ребенка дошкольного возраста.
Под дружескими отношениями мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. Потребность детей в общении со сверстниками.
Для выявления уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста, были подобраны методы и методики следующих авторов: «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Настроение», «Мы вместе», ситуация выбора «Дежурные» (Т.И. Бабаевой, С.А. Козловой); индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
Из данных представленных на констатирующем этапе эксперимента мы можем сказать, что у 16% дошкольников проявляется высокий уровень развития дружеских отношений, у 48% средний уровень, у 36% старших дошкольников наблюдается низкий уровень развития дружеских отношений.
Таким образом, дружеские отношения у большинства дошкольников находятся на среднем и низком уровне. Результаты теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента позволил нам определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития дружеских отношений у старших дошкольников с применением дидактических игр.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М., 2007, С. 237.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М., 2007, С. 286.
3. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2008. – 384 с.
4. Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – М.: Мозырь: Содействие, 2011. – 108 с.
5. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов педвузов; под ред. В. А.Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
6. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 4-е изд.– М., «Когито-Центр», 2010. – 351с.
7. Борытко, Н. М. Этическое воспитание. Волгоград: И зд–во ВГИ ПК Р О, 2013, С. 32.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, – 2016. – 365 с.
9. Горянина, В. А. Психология общения: учеб.пособие для студентов фак. социал. работы – 4-е изд., стер. [Текст] / В. А. Горянина – М.: Академия, 2007. – 416 с.
10. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2010, С. 521.
11. Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2013, С. 256.
12. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы: А. Ф. Лазурский. –СПб.: Алетейя, 2011. – 192 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2016. – 144 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. – 4–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013, С. 456.
15. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка: сборник статей международной научно-практической конференции / Н. Абдиева, З. Мурадагаева. - 2016. - 71-173 с.
16. Прудникова, М. Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений обучения: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. Э Прудникова. – Сочи, 2002. – 182 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
18. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
19. Тиханова, И. Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции: дис. ... канд. психол. Наук / И. Г. Тиханова. – М., 2002. – 152 с.
20. Щуркова, Н.Е., Павлова, Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М.: Пед. поиск, 2014, С. 160.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Разложи картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Индивидуальные беседы с детьми о дружбе (на основе методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Умеешь ли ты дружить»).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты