Особенности изображения исторических событий в произведении Речные заводи Ши Найаня
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности изображения исторических событий в произведении Речные заводи Ши Найаня»
по дисциплине: «Литература Китая»
2021
45.00 BYN
Особенности изображения исторических событий в произведении Речные заводи Ши Найаня
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Литература Китая
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «РЕЧНЫЕ ЗАВОДИ»
ГЛАВА 2. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РОМАНЕ «РЕЧНЫЕ ЗАВОДИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых древних в мире по праву считается культурная и литературная в том числе традиция Китая. До нашего времени дошли неоценимые древнейшие письменные источники, которые доподлинно подтверждают, что зарождение китайской литературы произошло около 3 тысяч лет назад.
В истории любого народа появление письменности и письменной культуры считается важным периодом в становлении цивилизации. В свою очередь китайский этнос характеризуется особо признательным и уважительным отношением к литературному искусству, которое издавна почиталось всеми слоями общества. Независимо от их происхождения, социального и материального статуса, китайцам было почетно разбираться в литературе, уметь сочинять стихи или прозаические произведения. Такое умение указывало на высокую степень образованности человека. Даже неграмотные слои населения могли приобщиться к национальной словесной культуре благодаря уличным театральным постановкам.
Развитие китайской литературы происходило не всегда в соответствии с европейским литературным процессом. Дело в том, что Китай долгое время развивался обособлено от других стран, что отразилось и на художественном искусстве, которое характеризуется консерватизмом по отношению к остальным национальным культурам. Так, великая китайская литература сохранила свою самоценность, самобытность и индивидуальность, которая по сей день поражает оригинальностью и неповторимым колоритом.
Отметим также, что собственно художественная литература не была столь популярна среди китайского населения, как, например, в западной литературной традиции. Наибольшим спросом у них пользовались историографические и этико-философские жанры. Это также связано в первую очередь с китайским консерватизмом и большим уважением китайского народа к традициям предков.
ГЛАВА 1. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «РЕЧНЫЕ ЗАВОДИ»
Помимо разрушений, хаоса, бесчисленных смертей, военные кампании рождают в народе множество легенд и преданий, песен, былин о славных воинах, героях, которые ценой своей жизни защищают свой народ и свои земли от зла, несправедливости и натиска. Такие произведения относят к фольклорным жанрам, поскольку бытуют они первоначально в устном обращении народных масс, подвергаются постоянному видоизменению, т.к. каждый рассказчик привносит в текст что-то своё, поэтому и существуют такие произведения в нескольких вариантах. Однако, в большинстве случаев, нельзя отрицать тот факт, что первоосновой художественного текста является историческое событие, которое отразилось в народном сознании и приобрело вид устного народного творчества.
В свою очередь, фольклорный текст или целый цикл произведений, объединенных общим проблемно-тематическим содержанием, может стать основой для художественного произведения. Конкретный автор подвергает произведения народного творчества художественной, стилистической обработке, вводит определенные детали и публикует получившийся текст под своим авторством. Как, например, классический роман Ши Найань «Речные заводи», в основу которого легли народные песни, рассказы, былины о «благородных разбойниках», участниках крестьянского восстания. «“Речные заводи” – самое мятежное произведение во всей китайской литературе, может быть определено как авантюрно-исторический роман. В нём отразились сложные явления жизни китайского общества, важные социальные и исторические процессы в его развитии» [6, с. 79].
Отметим, что считать такое произведения историческим источником невозможно, потому что перед автором не стояло задачи передать хронологию описываемых событий или фактов действительности. Автор-творец интерпретирует общее отношение к описываемому событию, пропускает его через призму собственного мироощущения и сознания, получая на выходе художественно обработанный текст, хоть и основанный на определенном реальном происшествии, которое имело место в истории Китайской Империи.
Таким образом, художник имеет полное право приукрашивать, видоизменять историю по своему усмотрению, поскольку его основная задача не информировать читателя, а воздействовать на него эмоционально.
ГЛАВА 2. РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В РОМАНЕ «РЕЧНЫЕ ЗАВОДИ»
Имена многих героев романа стали в Китае символом мужества, доблести, верности долгу, силы и непобедимости. Автор воспел высокие человеческие качества народных воителей – волю к жизни, самоотверженность, непреклонность в достижении цели, бескорыстие и преданность в дружбе.
Помимо исторических событий в классическом китайском романе «Речные заводи» интерпретированы и знаменательные персоны, которые имели влияние на ход истории. Следует отметить, что роман «Речные заводи» имеет очень распространенный, объемный, витиеватый сюжет и, соответственно, масштабную систему персонажей, которые являются центральными в своих главах. Однако большинство из этих героев являются собирательными образами, которые Ши Найань почерпнул из народных песен и былин о смелых повстанцах. Так, среди исторических лиц, отраженных Ши Найань в повествовании, рассмотрим императорскую династию Северной Сун, некоторых придворных, а также предводителей крестьянских восстаний Сун Цзян и Фан Ла.
Чжао Куанъинь – первый император Северной Сун – вступил на престол и объявил о создании нового государства Сун, провозгласив собственный девиз правления (Цзянь-лун (кит. 乾隆, «непоколебимое и славное»)). Он вошел в историю Китая под своим храмовым титулом Тай-цзу (кит. 赵匡胤 «Великий предок»; прав. 960 – 976). Название «Сун» Тай-цзу выбрал в память о древнем (I тыс. до н.э.) царстве Сун, находившемся на месте Гуйдэ-цзеду (в южной части Хэнани), пост генерал-губернатора которого был его последней официальной должностью.
В романе «Речные заводи», как мы уже отмечали, правление династии Сун противопоставляется власти Тан как время мудрого и справедливого благоденствия и хаос. Так, например, описывает Ши Найань реакцию мудреца Чэнь Таунь в ответ на известие о том, что Чжао Куанъинь отвоевал престол у императора Чай Ши-цзун: «…когда верхом на осле Чэнь Туань спускался с гор, направляясь в город Хуаинь, он услышал разговор путников, беседовавших о том, что император Чай Ши-цзун уступил свой трон в Восточной столице полководцу Чжао Куанъиню. Эти слова очень обрадовали Чэнь Туаня, и, обхватив голову руками, он так расхохотался, что даже свалился с осла. Когда видевшие это люди спросили его, отчего он так смеется, монах ответил: – Отныне в Поднебесной воцарится мир! Поистине, это соответствовало воле неба, законам земли и желаниям людей» [7, с. 4-5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было раскрытие особенностей интерпретации исторических событий в китайском классическом романе «Речные заводи», в соответствии с которой нами были исследованы основные исторические события, а также реальные личности, отраженные в художественном тексте. В результате проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:
1. В романе «Речные заводи» Ши Найаня действительно в художественной форме интерпретированы события крестьянского восстания 1130 г. под руководством Сун Цзяна. Однако в основу классического романа легло не само историческое действо, а фольклорные песни и былины, возникшие в народном обиходе после многочисленных крестьянских восстаний, которые захлестнули раздробленную страну во время правления династии Сун.
Тяжелое в экономическом, политическом и социальном плане время, обусловленное мощным аграрным кризисом и атмосферой общего гнета на крестьянское сословие крупными землевладельцами и духовенством, повлекло за собой волну недовольства, подкрепленную религиозно-мистическими идеями даосских сект и братств. Ши Найань правдоподобно изобразил беззаконие и произвол местных чиновников и приближенных к императорскому двору слуг, а также народное восстание за идеи всеобщего равенства в традициях средневекового героического эпоса. Однако, следует отметить, что эмоциональный аспект исторического события интересовал Ши Найань больше, чем хронологический, поэтому временные рамки восстания в романе размыты художественной условностью. Так, например, стерты границы между восстанием под руководством Сун Цзяна и предшествующим конфликтом с Фан Ла, который к моменту начала военных действий при Ляншаньбо уже был казнен.
2. В романе «Речные заводи» представлена широкая галерея художественных образов, среди которых нами были выделены и исторические личности. Так, роман начинает Предисловие, в котором Ши Найань возносит хвалу династии Сун, которая принесла раздробленному Китаю былое величие и мощь. Представители правящей династии были лишены отрицательных качеств и почитались автором романа как истинные избавители и освободители простого народонаселения от натиска иноземных и внутригосударственных захватчиков.
1. Малышев, Г.И., Буров, Д.П. Роль «Четырех классических романов» в литературе Китая / Г.И. Малышев, Д.П. Буров // ЯЗЫК И КУЛЬТУРА: сборник статей XXVII Международной научной конференции. 2017 – С. 343-345
2. Соловьева, А. Жемчужины китайской литературы / А. Соловьева // Редкие земли. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://rareearth.ru/ru/pub/20140414/00558.html.
3. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. – М.: 2000 – С. 404-412
4. Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. III. Литература, язык, письменность. – М.: 2008 – С. 95-106
5. Алексеев, В.М. Труды по китайской литературе / В.М. Алексеев. – М.: Восточная литература, 2003 – 387 с.
6. Аникина, Г.П. Китайская классическая литература: методическое пособие / И.Ю. Воробьѐва, Г.П. Аникина. – Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2008 – 153 с.
7. Ши Най-Ань. Речные заводи: Роман в 2-х томах. Т. 1 / Пер. А.П. Рогачева; предисл. Пан Ин, Т. А. Пан. – СПб.: Наука, 2014. – 607 с.
8. Ши Най-Ань. Речные заводи: Роман в 2-х томах. Т. 2 / Пер. А.П. Рогачева; предисл. Пан Ин, Т. А. Пан. – СПб.: Наука, 2014. – 607 с.
9. Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн / Р.Ф. Итс, Г.Я. Смолин // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://royallib.com/read/smolin_georgiy/ocherki_istorii_kitaya_s_drevneyshih_vremen_do_seredini_xvii_veka.html#0.
10. История стран зарубежной Азии в средние века / отв. ред. М. Голдобин, Д. Гольдберг, И. Петрушевский. – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1970. – 640 с. и 25 карт.
11. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. В 9 т. Т. 4 Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся (907-1279) / гл.ред. С.Л. Тихвиннский. – М.: Наука, Восточная литература, 2016. – 942 с.
12. Советская историческая энциклопедия // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/history_encyclopedia/ФАН_ЛА.
13. Смолин, Г.Я. Крестьянское восстание в провинциях Хунань и Хубэй в 1130-1135 гг. / Г.Я. Смолин. – М.: Наука, 1961. – 150 с.
14. Палат, А. Исторический фон рoмана «Речные заводи» и возникновение текста романа / А. Палат // Историко-филологические исследования. Сборник статей к семидесятипятилетию академика Н.И.Конрада. М.: Наука, ГРВЛ, 1967, с. 315-320.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты