Защита культурных ценностей в международном частном праве
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Защита культурных ценностей в международном частном праве»
по дисциплине: «Международное частное право»
2021
45.00 BYN
Защита культурных ценностей в международном частном праве
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международное частное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и классификация культурных ценностей
1.2 Источники права, регулирующие культурные ценности в международном частном праве
ГЛАВА 2 КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1 Коллизионные вопросы охраны культурных ценностей
2.2 Коллизионные формы регулирования связанных с оборотом культурных ценностей отношений
2.3 Коллизионное регулирование возврата культурных ценностей
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
3.1 Защита прав на культурные ценности
3.2 Споры о защите прав собственности на культурные ценности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Принятие и вступление в силу Кодекса о культуре (это произошло 3 февраля 2017 г.) повлекло в Республике Беларусь изменения и в гражданском законодательстве. Например, впервые определен порядок приобретения права собственности на археологические артефакты. В соответствии со ст. 234-2 Гражданского кодекса Республики Беларусь археологические артефакты, обнаруженные при проведении археологических исследований либо иным образом, подлежат передаче в государственную собственность. Кроме того, в случае обнаружения бесхозяйных антикварного, исторического оружия и боеприпасов, иного вооружения или военной техники при проведении поисковых работ, раскопок либо иным образом указанные вещи также подлежат передаче в государственную собственность.
По-новому определяет Кодекс о культуре права и обязанности собственника материальной историко-культурной ценности (т. е. объекта культурного наследия).
Так, собственник материальной историко-культурной ценности (например, памятника архитектуры или исторического здания) имеет те права, которые в соответствии с гражданским законодательством принадлежат ему как собственнику.
Собственнику предоставляется право передавать движимую материальную историко-культурную ценность (например, старопечатную книгу) на хранение государственным организациям культуры с определением условий ее содержания и использования.
В то же время Кодекс о культуре устанавливает ограничение прав собственника (пользователя) материальной историко-культурной ценности. Эти обременения заключаются в том, что собственнику (пользователю) материальной историко-культурной ценности (например, памятника истории) запрещается: уничтожать эту ценность или допускать причинение ей вреда; выполнять работы без соответствующего разрешения или объект; менять место пребывания (хранения), условия содержания и использования историко-культурной ценности (имеется в виду без соответствующего согласования); вывозить движимую материальную историко-культурную ценность (например, антикварную вещь) из страны на постоянное хранение.
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
1.1 Понятие и классификация культурных ценностей
Культурные ценности являются незаменимыми, зачастую уникальными, произведениями культуры, несущими в себе особую значимость.
Безусловно, что для включения в какую-либо категорию объект дол-жен обладать рядом критериев, культурные ценности здесь не являются исключением.
Так, М. М. Богуславский [2, с.24] выделяет четыре соответствующих критерия: во-первых, вещь, относимая к культурным ценностям, является результатом творческой деятельности человека. При этом, даже такие объекты, как анатомические образцы, редкие экземпляры флоры и фауны, минералогии, не должны рассматриваться в качестве «чистых природных объектов», так как речь обычно идет об объектах, в той или иной степени обработанных человеком.
Вторым критерием является наличие определенной художественной, научной или исторической значимости.
Далее идет временной критерий, согласно которому, ценности должны быть созданы более 100 лет назад. Безусловно, временной критерий устанавливается не ко всем категориям культурных ценностей. Объекты современности, представляющие интерес с точки зрения науки или искусства, могут быть отнесены к культурным ценностям. В литературе можно встретить мнение о том, что «историческую значимость» было бы более правильно использовать наравне с художественной, научной и т.п. [3, с.93].
Последним является стоймостной критерий (его соблюдение имеет значение, в частности, при обороте культурных ценностей со странами, входящими в Европейский союз). Применение данного критерия вызывает наибольшие сомнения, так как стоимость объектов, которые можно отнести к культурным ценностям, подвержена постоянным изменениям. К тому же, зачастую определить стоимость возможно только после продажи на аукционе.
Данные критерии выделены на основе анализа норм международно-го права, иные подходы, содержащиеся в литературе, полностью или в части их дублируют.
ГЛАВА 2 КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1 Коллизионные вопросы охраны культурных ценностей
Культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, истории, и т.п. К ним относятся следующие категории:
а) коллекции и другие предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
б) ценности связанные с жизнью национальных деятелей, и с крупными национальными событиями;
в) археологические находки и археологические открытия;
г) составные части художественных и исторических памятников; д) художественные ценности [1].
В Законе четко определено понятие подпадающих под его действие культурных ценностей и названы категории культурных ценностей, не подлежащие вывозу. Вывоз культурных ценностей, не отнесенных к этим категориям, должен осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым уполномоченным государственным органом. Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе. При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей выдается свидетельство на право их вывоза. Предусмотрены условия временного вывоза и временного ввоза культурных ценностей [3].
Вначале необходимо сказать, какие документы регулируют споры по вопросам возврата культурных ценностей.
Так под действие протокола к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта подпадают ценности, перемещенные в ходе войн.
ГЛАВА 3 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
3.1 Защита прав на культурные ценности
Устав ЮНЕСКО основан на положении о том, что культура, способствуя взаимопониманию и гармонии между народами, может решительно способствовать тому, чтобы подозрительность и недоверие в отношениях между государствами больше не приводили к войне, как это было в прошлом. потому что, - говорится в Уставе, - «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому идея защиты мира должна укореняться в умах людей».
Увы, самой культуре, призванной обеспечить мирное будущее народов планеты, угрожает война, разрушающая ценности, являющиеся ее материальным воплощением. Во все времена война была главной угрозой сохранению культурные ценности, и даже сегодня вооруженные конфликты остаются главной причиной разрушения или разрушения того, что мы называем культурным и духовным наследием народов. Разрушенный памятник, библиотека или произведение искусства - невосполнимая потеря, поскольку каждая из этих ценностей воплощает дух и историю конкретно-го народа.
Тем более невозможно смириться с такими потерями, если уничтожение культурных ценностей будет осуществляться целенаправленно, как во время конфликтов на территории бывшей Югославии в начале 90-х годов. XX век Уничтожение и разграбление культурных ценностей стало тогда неотъемлемой частью печально известной практики «этнической чистки», направленной на полное уничтожение - как физическое, так и моральное - врага.
Уже с конца XIX в. международное право вооруженных конфликтов стало обогащаться конкретными нормами о защите культурных ценностей, среди которых следует упомянуть статьи 27 и 56 Гаагских правил 1899 и 1907 годов, статью 5 Гаагской конвенции IX 1907 года и Конвенцию Рериха. Пакт принят в 1935 году. в рамках Панамериканского союза. Однако наиболее важным сводом правил в этой области является система Гаагской конвенции 1954 г., пятидесятилетие которой отмечается в этом году. Это пакет документов, принятый в Гааге 14 мая 1954 года Межправительственной конференцией по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Он включает в себя Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В гражданском праве надлежащим содержанием вещей, относящихся к культурным ценностям, являются: обеспечение их физической сохранности, недопущение порчи (потери ими своих качеств); осуществление в случае необходимости мероприятий по их ремонту (реставрации) и реконструкции; принятие мер по недопущению их хищения; недопущение передачи культурных ценностей лицу, не способному обеспечить их надлежащее содержание. В Кодексе о культуре не названы конкретные формы бесхозяйственного содержания культурных ценностей: это могут быть как активные действия, причиняющие прямой вред памятнику, так и откровенное бездействие (систематическое невыполнение субъектами своих обязанностей по проведению ремонтно-реставрационных работ). Историко-культурные ценности (памятники) сгорают, разрушаются, расхищаются, длительное время не реставрируются, используются не по функциональному назначению (например, в качестве складских помещений). В результате утрачиваются качества объекта, которые позволяют относить его к историко-культурным ценностям. Такое отношение к культурному достоянию народа стало обычным явлением. Поэтому уполномоченным органам необходимо активизировать исковую деятельность, требуя судебного изъятия бесхозяйственно содержащихся историко-культурных ценностей.
Выводы и предложения. Кодификация законодательства о культуре привела к упорядочению нормативных правовых актов, регулирующих охрану, учет, использование и восстановление объектов культурного наследия. Введенный в действие Кодекс Республики Беларусь о культуре стал источником гражданского права в части: определения содержания используемых в Гражданском кодексе понятий «историко-культурная ценность», «материальная историко-культурная ценность», «культурная ценность», «археологический артефакт»; определения основных начал гражданского законодательства; раскрытия содержания права собственности в том числе, определения правых последствий обнаружения клада; регулировании вопросов приобретения права собственности на археологические артефакты; определения оснований прекращения права собственности, в том числе, регулирования вопросов выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; регулирования порядка обращения взыскания на заложенное имущество в тех случаях, когда предметом залога является имущество, относящееся к историко-культурным ценностям.
1. Рындин С.С. Проблема возврата культурных ценностей в международном праве // Актуальные проблемы российского права. – 2009. – № 3. – С. 497-503.
2. Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года.
3. Парижская Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года.
4. Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям от 24 июня 1995 года.
5. Соглашение СНГ «О возвращении культурных и исторических ценностей государствам их происхождения» от 14 февраля 1992 года.
7. Решение о Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (СГП СНГ, 9 октября 1997 г., Бишкек).
8. Шульговская В. Законодательство Европейского союза в сфере регулирования перемещения культурных ценностей и его применение таможенными органами // Таможенное дело и ВЭД: сборник докладов участников СНИЛ «Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности». – Вып. 1. – Минск: БГУ, 2013. – 261 с.
12. Нешатаева В.О. Культурные ценности цена и право. – М.: ИД ВШЭ, 2013. – 208 с.
13. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: монография / М.М. Богуславский.-2е изд., пере-раб. и дол. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2012. – 416 с.
14. Король Э.Л. Споры о культурных ценностях: проблемы определения применимого права // Журнал международного права и международных отношений. – 2011. – № 1. – С. 19–24.
15. Рисунки Павла Филонова вернулись на родину Независимая газета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ng.ru/events/2000-09-30/2_filonov.html.
16. Бакаева А. Г. Принудительный выкуп культурных ценностей как основание прекращения права собственности на них // Культура: управление, экономика, право. 2017. № 2. С. 30–35.
17. Бутаева Э. С. Прекращение права собственности помимо воли собственника: автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
18. Головизнин А. В. Основания и порядок выкупа культурных ценностей по российскому гражданскому праву // Право и экономика. 2013. № 11. С. 28–31.
19. Мартыненко И. Э. Правовая охрана историко-культурного наследия Республики Беларусь: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования по спец.: «Правоведение», «Экономическое право», «Право-вое обеспечение хоз. деятельности». Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2017.
20. Челышева Н. Ю. Специальные основания приобретения права государственной собственности на культурные ценности // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2010. № 2(11). С. 95–101.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты