Имидж в работе учителя
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Имидж в работе учителя»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Имидж в работе учителя
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИМИДЖА
1.1 Сущность, виды и функции имиджа
1.2 Основные элементы имиджа учителя
ГЛАВА 2. ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ
2.1 Факторы становления имиджа педагога
2.2 Построение имиджа учителя
2.3 Роль имиджа учителя в процессе обучения учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное образование обеспечивает развитие цельной, высококультурной личности в гармонии с окружающим миром, живет с чувством своевременности, гибко ориентируется на новые условия и пытается максимально реализовать свои способности в обществе.
В настоящее время у людей сильное понимание престижа профессионального и общественного признания. Фактически это проявляется в профессиональном росте человека, в обогащении коммуникационных связей с людьми. Позитивный имидж профессионала теперь является посредником в общении, важной предпосылкой для общества и личности. Имиджевые исследования представляют интерес для многих гуманитарных дисциплин: культурологии, социальной психологии, педагогики и др.
В настоящее время проблема формирования имиджа учителя общеобразовательной школы становится практически и теоретически актуальной в связи с изменениями во всех сферах жизни нашего общества.
Профессиональный имидж учителя с точки зрения массового сознания отражает основные черты личности, профессиональную деятельность и общение, поведение и внешний вид учителя. Существующие типы профессионального имиджа учителя выражают стереотипный образ современного учителя.
Хотя проблема формирования имиджа была предметом некоторых исследований и играет ключевую роль в нескольких промышленных и прикладных науках, задаются вопросы о ее (имиджевой) природе, природе и технологии построения, а также о наборе инструментов имиджелогии и специфике использование положительного имиджа в образовании, остаются недостаточно исследованными и особо актуальными
Методологической основой работы являются работы А.С. Егорова, В. Раздобудько, Н.Ф. Федотовой и других ученых, раскрывающие влияние приобретенной профессии человека на восприятие окружающих. В трудах А.А. Бодалева, В.Н. Куницыной, В.Н. Лозовцевой, В.М. Сенченко определены условия, которые способствуют или замедляют изменение стандартов и возрастных профессиональных стереотипов, влияющих на то, как другие люди воспринимают свою внешность.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что проблема формирования профессионального профиля учителя как фактора эффективной профессиональной деятельности разработана недостаточно. Несмотря на возросший в последнее время интерес к проблемам образовательной имиджелогии, не хватает основательных работ над профессиональным имиджем учителя.
Объект исследования – имидж учителя.
Предмет исследования – роль имиджа в деятельности учителя.
Цель – рассмотреть роль имиджа учителя в его профессиональной деятельности.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИМИДЖА
1.1 Сущность, виды и функции имиджа
Согласно толковому словарю Вебстера, имидж – это имитация или представление внешней формы объекта и особенно человека. Именно ментальная репрезентация человека, продукта или учреждения специально формируется в массовом сознании посредством рекламы или пропаганды [8, с. 38].
Г.Г. Почепцов видит в имидже возможность самообслуживания, акцентируя внимание на лучших качествах, повышающих самооценку и уверенность потенциальных пользователей, а также как залог успеха в правильности концепции развития связей с общественностью [18, с. 14].
Впервые научные определения имиджа даны такими зарубежными исследователями как Н. Вейл, Г. Вудвард, М.Джейм, П. Друкер, Р. Дентон, Ф. Котлер, П. Берд, Д. Мерсер, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, К. Болдинг, Д. Ягер и другие.
В исследовании П. Берда имидж определяется как «общее впечатление, которое один человек производит на других. но складывается из того, как субъект представляет людям свои идеи, как одевается, как говорит, что говорит и делает. Таким образом, личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой».
П. Берд добавляет, что имидж – это ваше восприятие других людей. Имидж – это изображение вашей личности в глазах других. Это то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь и ведете себя, что отражает ваши навыки и моральные качества, осанку и движения тела, аксессуары и окружающую среду, компанию, к которой вы принадлежите, и т.д. [3]
Дж. Ягер, включает в свое определение прежде всего внешние характеристики личности: «имидж складывается из всей совокупности черт вашего облика, речи, манеры поведения и даже умения общаться с людьми» [23, с. 18].
Поскольку многие исследователи связывают имидж с символическими признаками, где расположены форма и содержание, необходимо выделить внешние признаки, определяющие значимые особенности имиджа. Как отмечает в своем исследовании Э. Сэмпсон, наиболее характерными являются визуальные свойства имиджа. В быстро меняющейся и динамично меняющейся культуре у человека нет времени на более подробную информацию о каждом человеке. Визуальный имидж отличается первым. Человеческое тело, поза, одежда и другие внешние качества говорят задолго до того, как произносится первое слово. Таким образом, это не только параллельный процесс передачи информации, но и доминирующий процесс [21, с. 34].
В российской научной литературе отдельные вопросы имиджа более детально стали исследоваться во второй половине XX века, такими научными деятелями как В.М. Шепель, А.П. Жмыриков, О.Л. Феофанов, П.С. Гуревич, Е.В. Егорова-Гантман и другие, которыми имидж рассматривался как способ манипулирования массовым сознанием, заключающийся в контроле над сознанием и поведением людей на основе искаженных представлений об окружающей действительности.
ГЛАВА 2. ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ
2.1 Факторы становления имиджа педагога
Фактор (от латинского factor – делание, производство) – причина процесса, движущая сила, определяющая его характер или его индивидуальные характеристики.
Как и в случае любого действия, действие по созданию имиджа начинается и определяется субъектом, движущей силой имиджа. Действия могут быть основаны на прагматической мотивации, которая связана с желанием использовать образ для более эффективного социального воздействия, с достижением с его помощью определенных внешних целей, а также на психологической мотивации, которая связана с потребностью человека в самосовершенствовании. имидж своей самооценки, что приводит к достижению психологического комфорта [12].
Имидж, который не улучшается постоянно реальной работой, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. Чтобы добиться высоких результатов, педагог должен прежде всего предъявить к себе жесткие требования.
Влияние учителя сильнее, ярче проявляется в его личности. Это относится к точке зрения учителя, его общей культуре. Ведь невозможно дать другому то, чего у тебя нет. Следовательно, чтобы учить и обучать других, нужно сначала быть образованным и воспитанным самому.
Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к обучению. Своим отношением к работе, заботой и интересом, фантазией и творчеством он мотивирует студентов, пробуждает в них такое же отношение к работе [4].
Субъективный аспект профессиональной позиции учителя показывает путь самореализации, самоутверждения и саморазвития специалиста:
1) Запечатление профессионально значимых способов и нормативов профессиональной деятельности, построение на этой основе собственной системы действий;
2) Выработка личностных критериев и норм профессиональной деятельности;
3) Выход за рамки нормативной деятельности;
4) Независимость мышления, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления педагогического процесса [4, c. 73].
Индивидуальный стиль характеризует то, как человек организует и проводит свою профессиональную жизнь характерным для него образом. система устойчивых качеств учителя, основанная на духовных потребностях, способностях и проявляющаяся в процессе его творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой. Факторами, влияющими на процесс построения имиджа, можно назвать умение подать себя, жизненный опыт, сопричастность и отождествление с другими людьми.
Имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные характеристики, коммуникативные характеристики, профессиональную деятельность и поведенческие характеристики.
Среди требований к личности педагога можно выделить следующие: наличие специальных знаний, умений и навыков по предмету (специальности), комплекс этическо-нравственных требований, а также, требования, определяющие специфику профессии учителя, т.е. профессиональную компетентность, профессиональную квалификацию, идейную убежденность, социальную активность, владение профессионально-педагогическим общением, наличие ценностных ориентаций, педагогического призвания, выработанной профессиональной позиции, наличие познавательной направленности, составляющей духовные интересы и потребности.
Учитель, обладающий комплексом профессиональных качеств, и отвечающий профессиональным требованиям, всегда учит так, что сам процесс учебы воспитывает, формирует культурную, организованную и высоконравственную личность.
Таким образом, создание положительного имиджа учителя преследует главную цель – достичь эффекта личного притяжения, для оптимизации обучения, для повышения интереса учеников.
1. Анищук, Е.В. К вопросу о проявлении эмоциональности личности учителя в его профессиональном общении / Е.В. Анищук. // Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза. – М., 1999. – С. 87-92.
2. Афанасьева Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 1988. –286 с.
3. Берд, П. Социально-психологические факторы профессиональной подготовки государственных служащих / П. Берд. – Минск: Амалфея, 2004. – 78 с.
4. Вяткин, Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / Б.А. Вяткин, Т.М. Хрусталева // Вопросы психологии. – № 4. – 1994. – с.73-81.
5. Егорова-Гантман, Е.В. Имидж лидера / Е.В. Егорова-Гантман. – Москва: Знание, 1994. – 256 с.
6. Загвязинский, В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загвязинский // Педагогика. – № 9. – 2002. – с. 14-21.
7. Каболевский, Д.Б. Педагогические размышления / Д.Б. Каболевский. – М., 2001. – 173 с.
8. Калюжный, А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя / А.А. Калюжный. – Ярославль, 2006. – 96 с.
9. Кисельгофф, С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С.И. Кисельгофф. – Л., ЛГУ. –1983. – 152 с.
10. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие / С.Н. Князев. – Мн., 2002. – 123 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. – М., АО ЦИТП, 1994. – 344 с.
12. Красношлыкова, О.Г. Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности / О.Г. Красношлыкова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 168 с.
13. Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. – М., Прометей, 1991. – 112 с.
14. Манякина, Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Е.И. Манякина. – М., 1994. – 228 с.
15. Никонова, А.Я. Психология труда учителя / А.Я. Никонова, А.К. Маркова. – М., 1993. – 420 с.
16. Перелыгина, Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия / Е.Б. Перелыгина. – М., 2003. – 102 с.
17. Попова, Л. Д. Имидж современного педагога /Л. Д. Попова // Учитель. – №6. – 2002. – с. 32-34
18. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Москва: Рефл-бук, 2006. – 576 с.
19. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2000. – 259 с.
20. Ранчина, К. Деловой имидж / К. Ранчина // Дельта-Телеком. – № 11. – 2007. – с. 21-25.
21. Сэмпсон, Э. Имиджелогия / Э. Сэмпсон. – Москва: Кладезь-Букс, 1995. – 40 с.
22. Шепель, В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. – М.,1997. – 215 с.
23. Ягер, Дж. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. – Москва: АОЗТ «Джон Уайли энд санз», 1994. – 288 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты