Методы проблемного обучения в начальной школе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы проблемного обучения в начальной школе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Методы проблемного обучения в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упражнения.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упражнения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность проблемной технологии в обучении
1.2 Проблемные ситуации. Особенности проведения проблемных ситуаций в начальной школе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Опыт работы учителей по использованию методов проблемного обучения в начальной школе
2.2 Разработка проблемных ситуаций в начальной школе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Отражая основные тенденции социально–экономического развития, современная система образования испытывает острую потребность в новейших методах и подходах, направленных на формирование и развитие активной творческой личности, способной обеспечить инновационный характер как образовательного процесса, так и общественность, а именно инновационное развитие экономики, которая является взаимозависимой и взаимосвязанной. Поэтому важность образования, которое выступает в качестве стратегического ресурса для развития, имеет особое значение в настоящее время, поскольку именно благодаря этому может быть обеспечено (или нет) гармоничное, успешное и динамичное развитие общества.
Проблемное обучение ориентировано на поиск обучающимися новых знаний и способов действия самостоятельно, и подразумевает пошаговое и целеустремленное освещение перед обучающимся проблем, возникающих в результате познания, решение которых, помогает усваивать новые сведения инициативно. Проблемное обучение обеспечивает особенный тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое использование их в практической деятельности. Проблемное обучение также формирует мыслительные способности учащихся и способствует вырабатыванию мотивации к достижению успеха.
Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи, как Е.Л. Мельникова, Ю.К. Бабанский, Е.П. Белкина, О.В. Ишмаева, Т.В. Кудрявцев, А.П. Панфилова.
Объект исследования – проблемное обучение.
Предмет исследования – методы проблемного обучения в начальной школе.
Цель – описать методы проблемного обучения в начальной школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность проблемной технологии в обучении
Современная школа использует многочисленные программы, называемые развивающими. Однако разработка может происходить с любой программой. Определяющим фактором в этом отношении являются методы, приемы и технологии, которые использует учитель.
Значительным потенциалом развития является проблемная технология обучения (проблемы технологического диалога). Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл образовательной творческой деятельности, эффективно развивает творческие навыки учащихся, обеспечивает лучшее усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, то есть реализует социальный заказ – формирование творческой личности.
И поэтому каждый творчески работающий учитель думает о том, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение более эффективным.
Технология проблемного обучения позволяет выстроить урок, чтобы учащиеся не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей проблем образования. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают материал, потому что они не получают знания в готовом виде, а открывают его сами. При проблемном обучении проводится, по словам Е.Л. Мельниковой, творческое усвоение знаний. «Это означает, что ребенок проходит четыре звена в научном творчестве: постановка проблемы и поиск ее решения – на этапе внедрения знаний; выражение решения и реализации продукта находится на стадии воспроизведения (произношения) знаний.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Опыт работы учителей по использованию методов проблемного обучения в начальной школе
По мнению Н.Б. Денисовой, создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует систему знаний и навыков, обеспечиваемых программой, но и наиболее естественным образом развивает активность среди школьников. Сложная ситуация для ученика в решении проблем приводит к пониманию учеником недостаточности его знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к обучению и принятию новых. Нельзя заставить ребенка вслепую изучать предмет в поисках общего эффекта. Ему нужно дать возможность экспериментировать и не бояться ошибок.
Исходя из дидактики, могут быть выдвинуты определенные требования для проблемной ситуации. Она должна содержать некоторые когнитивные трудности, которые вытекают из логики познавательного процесса; отправить учеников для обновления знаний, необходимых для ее решения; побуждать их к активному познавательному поиску, провоцировать эмоциональное отношение к процессу поиска истины; быть осуществимым для учеников.
Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала и уровня подготовки учеников.
В общем, проблемный урок состоит из 6 этапов:
- подготовительный;
- этап создания проблемной ситуации;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью исследования нами решался комплекс задач.
Сначала нами была выявлена сущность проблемной технологии в обучении. Особенность технологии проблемного обучения состоит в том, что она позволяет выстроить урок таким образом, чтобы учащиеся не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей проблем образования. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают материал, потому что они не получают знания в готовом виде, а открывают его сами. При проблемном обучении проводится, ребенок проходит четыре звена в научном творчестве: постановка проблемы и поиск ее решения – на этапе внедрения знаний; выражение решения и реализации продукта находится на стадии воспроизведения (произношения) знаний. В то же время, в отличие от научного творчества, ребенок формулирует образовательную проблему, субъективно открывает новые знания и выражает их в простых формах.
Далее мы описали проблемные ситуации, представить особенности проведения проблемных ситуаций в начальной школе. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальная трудность, с которой обучающийся сталкивается, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс реальности, и не может достичь цели известного метода действия, который заставляет его искать новый способ объяснения или действия. Цель постановки ситуации – побудить учеников активно мыслить.
На следующем этапе мы представили опыт работы учителей по использованию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Коллективная работа учеников при решении любой образовательной проблемы никоим образом не исключает индивидуальной работы каждого из них, потому что групповая работа по сути объединяет индивидуальную работу каждого из членов группы.
1. Амирджанян, Ю. А. Проблемное обучение: Учеб. пособие / Ю. С. Амирджанян. – Ереван: АПИ, 1984. – 67 с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов–на–Дону : Рост. н/Д гос. пед. ин-т., 2010. – 320 с.
3. Белкина, Е.П. К вопросу о проблемном обучении учеников магистратуры / Е.П. Белкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 3–1 (21). – С. 25–26.
4. Ишмаева, О.В. Технология проблемного обучения как способ повышения качества знаний обучающихся в преподавании экономики / О. В. Ишмаева // Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции: в 2–х частях. – 2016. – С. 118–120.
5. Ишмаева, О.В. Технология проблемного обучения как способ повышения качества знаний обучающихся в преподавании экономики / О. В. Ишмаева // Методист. – 2018. – № 1. – С. 24–28.
6. Кабанов-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанов-Меллер. – Москва : Знание, 1985. – 98 с.
7. Ковалева Г. Я. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальных классах / Г. Я. Ковалева // Учительский журнал. – 2009. – № 4. – С. 32-37.
8. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. – М. : 3нание, 2011. – 80 с.
9. Кудрявцева, В.Т. Проблемное обучение / В.Т. Кудрявцева. – Москва : Просвещение, 1991. – 80 с.
10. Куликова Л. Г. Организационно-педагогические условия реализации проблемного обучения в процессе изучения педагогической антропологии / Куликова Л. Г. // Наука и школа. – 2009. – № 1. – С. 18-20.
11. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер, д-р пед. наук. – Москва : Знание, 1974. – 64 с.
12. Матюшкин, А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.Н. Матюшкин. – Москва : Просвещение, 1977. – 392 с.
13. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – Москва : Педагогика, 1975. – 156 с.
14. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. – Казань : Казанский университет, 1972. – 188 с.
15. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе : методический материал / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1977. – 240 с.
16. Мельникова, Е.А. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е.Л. Мельникова. – М. : Просвещение, 2012. – 15 с.
17. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – Москва : Просвещение, 1968. – 208 с.
18. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
19. Подласый, И.П. Как подготовить эффективный урок / И. П. Подласый. – Киев : Педагогика, 1989. – 32 с.
20. Устюжанина, Н. В. Проблемное обучение / Н. В. Устюжанина. – Свердловск: СГИ, 1982. – 22 с.
21. Щербаков А. На занятии – проблемные ситуации / А. Щербаков // Учитель. – 2010. – № 6. – С. 82-83.
22. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л. И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. 2010. – № 1. – С. 36-38.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упражнения.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Упражнения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты