Динамика молодежных субкультур
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Динамика молодежных субкультур»
по дисциплине: «Культурология»
2021
45.00 BYN
Динамика молодежных субкультур
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общие представления о молодежной субкультуре
1.1. Понятие «субкультура», «молодежь», «молодежная субкультура»
1.2. Причины появления и классификация молодежных субкультур
Глава 2. Молодежная субкультура как способ самоидентификации
2.1. Сущностные характеристики молодежной субкультуры
2.2. Феномен популярности молодежный субкультур XX – начала XXI вв.
Глава 3. Динамика и перспективы развития современных молодежных субкультур
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подростковые субкультуры не являются уникальным и новым явлением, но их исследования становятся особенно актуальными в это время, когда в контексте системного кризиса трансформируется система ценностей, меняются роль и иерархия традиционных и альтернативных социализирующих институтов. Подростки призваны познавать те ценности, которые устарели в современных условиях и несут в себе опыт предыдущих поколений. Современные условия жизни, в которых уже сформировались другие социальные регуляторы, требуют от подростков развития и принятия новых ценностей, которые позволят им более эффективно адаптироваться к изменяющейся социокультурной среде. В этих условиях роль семьи как фактора и социализирующей среды естественным образом снижается, функции образования меняются, а значение средств массовой информации, сверстников и друзей в этом процессе возрастает.
Наблюдаемая сегодня мозаика подростковых субкультур социально адаптирована. Подростковые субкультуры, с одной стороны, отражают непростую ситуацию, с другой – те изменения, которые происходят в ближайшем окружении.
Объект исследования: молодежная субкультура – как часть культуры общества.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
1.1. Понятие «субкультура», «молодежь», «молодежная субкультура»
Субкультура – это часть культуры общества, которое отличается своим поведением от подавляющего большинства, а также от социальных групп субъектов этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры своей собственной системой ценностей, языком, поведением, одеждой и другими аспектами. Существуют субкультуры, сформированные по национальным, демографическим, профессиональным, географическим и другим характеристикам. В частности, субкультуры образуют этнические общности, которые отличаются своим диалектом от языковой нормы. Другой известный пример – молодежные субкультуры [15, с. 781].
В 1950 году американский социолог Дэвид Рисман представил понятие субкультуры как группы людей, сознательно выбирающих стиль и ценности, которые предпочитает меньшинство. Более глубокий анализ феномена и концепции субкультуры провел британский социолог и медиа-эксперт Дик Хаббидж в своей книге «Субкультура: важность стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не устраивают общепринятые стандарты и ценности.
В своих работах французский социолог Мишель Мафезоли использует термин «городские расы» для обозначения субкультур молодежи. Русский орнитолог Виктор Дольник использует термин «летучие мыши» в своей книге «Непослушное дитя биосферы».
В СССР термин «неформальные молодежные организации» использовался для обозначения представителей новых культур, отсюда и слово «неформальный». Иногда слово «объединение» использовалось для обозначения субкультурного сообщества [20, с. 209-210].
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
2.1. Сущностные характеристики молодежной субкультуры
Для современной молодежи отдых и досуг – это высшая форма жизни, она заменила работу как важнейшую потребность. Удовлетворенность жизнью теперь в основном зависит от удовлетворенности отдыхом. В молодежной субкультуре нет избирательности в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповое согласие (примирение). Молодежная субкультура имеет свой язык, особую моду, искусство и стиль поведения. Все чаще это становится неформальной культурой, практикуемой неформальными группами подростков. Молодежная субкультура во многом является заменителем природы – она полна искусственных заменителей реальных ценностей. Один из способов уйти от реальности, а также реализовать желание стать взрослым – это употребление наркотиков [3, с. 12].
Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации для молодежи стоит телевидение, на втором - компьютер. И только потом – школа, как среда обитания, а не места общения. Внизу списка находится семья.
Молодежная культура также отличается наличием языка молодежи - сленга, который также играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные молодежные объединения, особая форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы обычно не появляются в классе, не в деловых отношениях, а с ними вне школы.
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Современные субкультуры молодежи впечатляют разнообразием форм и проявлений. Западные исследователи описывают их как преходящие, нестабильные, организованные вокруг индивидуального образа жизни и выбора потребителя. Молодые люди сейчас выбирают свой стиль как товар, сравнимый с «суповыми коробками на полке супермаркета». Следовательно, термин «образ жизни» становится новой базовой идеей для понимания современной культуры молодежи. Более того, в большинстве случаев молодой человек участвует в той или иной субкультуре не потому, что ему близка его идеология, а просто потому, что ему нравятся «символы» или «ритуалы», разделяемые его представителями. Это может быть музыка, обычный досуг, то, как вы одеваетесь и ведете себя в общественных местах. Значение термина «субкультура» (в смысле стабильное, индивидуальное образование, отличное от других, сопротивление доминирующей культуре на идеологическом уровне) постепенно размывается. Ученые называют современное образование молодежи «новыми расами» (нерасами), поскольку они нестабильны, ориентированы в основном на достижение удовольствия, аполитичны и объединены некоторыми общими символами. Мы разделяем эту точку зрения, потому что в западном обществе потребления, провозглашающем культ личности, люди не хотят полностью быть частью единой группы, о чем свидетельствует отношение современной молодежи к субкультуре. В свете происходящего мы видим следующую тенденцию. Количество новых культур будет расти и удивлять своими проявлениями в обществе. Однако это событие не будет представлять собой какую-либо «борьбу» или «сопротивление» доминирующей культуре. Это будут некие образования, субкультурные стили, которые открыто не вступают в противоречие с преобладающими социальными нормами и объединяют молодежь на основе общности интересов. Мы считаем, что при описании этих стилей термин «субкультура» отойдет на второй план или будет полностью реконструирован с учетом тенденций современности [14, с. 92-93].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. Молодёжь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Молодежная субкультура – субкультура, характерная для молодежи. Главными причинами появления субкультур являются отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (реакция эмансипации и негативизма); попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем; поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (реакция группировки). Субкультура подразделяется на следующие типы: по принадлежности (ингруппы, аутогруппы), по взаимоотношениям (первичные, вторичные). Н. Фрадкин выделяет следующие типы субкультур: просоцтальные, асоциальные, антисоциальные; группы принадлежности и референтные; большие и малые; постоянные и случайные; с демократическим и авторитарным подчинением; разновозрастные и одновозрастные; однополые и разнополые и т.д.
1. Башкатов, И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. – М. : МПСИ, 2002. – 416 с.
2. Духова, Л. И. Молодежная субкультура и культура современного общества / Л. И. Духова // Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. – № 3. – С. 34–40.
3. Еремина, А. Г. Молодежная субкультура и сложности социализации / А. Г. Еремина // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 9–13.
4. Ионин, Л. Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. – М. : Логос, 2000. – 432 с.
5. Камынина, Л. В. Классификации и типологии молодёжных субкультур / Л. В. Камынина, М. В. Скороходов, Н. В. Сапронова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых – 2016. – С. 60–63.
6. Колесникова, С. С. Виды молодежной субкультуры, преобладающие в современной молодежной среде / С. С. Колесникова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – № 1. – С. 12–16.
7. Корженко, А. Л. Идеология и современные молодежные субкультуры / А. Л. Корженко // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 88–95.
8. Кудряшов, М. А. Субкультура и после нее: история фундаментального понятия молодежных исследований / М. А. Кудряшов // Этнографическое обозрение. – 2014. – № 1. – С. 23–32.
9. Левикова, С. И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. – М. : Фаир-пресс, 2004. – 608 с.
10. Макушева, М.О. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены / М.О. Макушева. – 2010. – № 6. – С. 23-29.
11. Мосиенко, Л. В. Молодежная субкультура: категория и реальность / Л. В. Мосиенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. –2012. – № 4. – С. 85–89.
12. Омельченко, Е. Л. Молодёжные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко. – М.: РАН, 2000. – 262 с.
13. Орлова, З. Н. Молодежная субкультура: особенности и парадоксы / З. Н. Орлова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2011. – № 2. – С. 102–108.
14. Соколова, С. С. Молодежные субкультуры в трансформирующемся обществе / С. С. Соколова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 88–96.
15. Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн. : Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
16. Сурвилайте, Д. В. Динамические процессы в молодежной субкультуре / Д. В. Сурвилайте // Теория и практика сервиса : экономика, социальная сфера, технологии. – 2010. – № 2. – С. 15–26.
17. Тулегенова, А. Г. Ценностные ориентации молодежных субкультур /А. Г. Тулегенова, О. О. Спильная // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – 2014. – № 3. – С. 18–34.
18. Умнова, Т. Современные молодежные субкультуры / Т. Умнова, Д. Бочкарева, Е. Ермолоева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 12. – С. 1577.
19. Чибисова, О. В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире / О. В. Чибисова // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 3. – С. 198–201.
20. Шабанов, Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л. В. Шабанов. – Томск : Издательство Томского университета, 2005. – 399 с.
21. Щепанская, Т. Б. Система : тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. – М. : ОГИ, 2004. – 286 с.
22. Эррера, Л. М. Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность / Л. М. Эррера // Известия Тульского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 34–38.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты