Использование подвижных игр для развития координационных способностей учащихся I-IV классов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование подвижных игр для развития координационных способностей учащихся I-IV классов»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Использование подвижных игр для развития координационных способностей учащихся I-IV классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Координационные способности как физического качество
1.2 Подвижные игры как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Комплекс подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
3.2 Анализ полученных результатов
Выводы
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В процессе физического воспитания происходит передача знаний о движениях, осуществляется знакомство детей с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем, которые позволяют решать двигательные задачи с меньшими затратами сил.
Младший школьный возраст важен с точки зрения результативности педагогического воздействия, которое должно обеспечить полноценность и своевременность физического и двигательного развития детей, содействовать правильному формированию структуры естественных движений, анализаторной функции двигательного аппарата
У детей младшего школьного возраста необходимо совершенствовать крупную и мелкую моторику, зрительно-двигательную и слухо-зрительно-двигательную координацию, то есть создать «запас» двигательных возможностей как для двигательного развития в целом, так и для успешного обучения в школе, в частности.
Эффективность развития координационных способностей определяется выбором оптимальных средств, методов, форм физического воспитания младших школьников. Одним из таких средств являются подвижные игры. Методика проведения подвижной игры с младшими школьниками включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование физического развития, личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Координационные способности как физического качество
Большое внимание в новой комплексной программе физического воспитания школьников уделено развитию ловкости и координации. Это не случайно.
В условиях научно-технической революции такие качества как, например, способность к быстрому ориентированию в пространстве, тонкая дифференциация мышц и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы окружающей среды, стабильность вестибулярного аппарата очень важны.
Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях [11].
Именно эти способности имел ввиду профессор Л.П. Матвеев. По его мнению, в эпоху технической революции, грубая сила все больше и больше предоставляет универсальные возможности, в то время как возможности инерции были заменены динамическими условиями и скоординированным динамическим богатством. Уже современные профессии в производственной и транспортной отраслях требуют, по мнению Л.П. Матвеева, некую двигательную интеллигентность, устойчивость и лабильность функций анализаторов. И эти требования проявляют явную тенденцию к росту.
Сатиров Г.Н. - один из величайших ученых в области спорта школьников, отметил, что без этого сложного качества и умения невозможно научиться контролировать себя, свое тело и свои движения. Другими словами, невозможно сформировать общую способность (или умение) контролировать свои движения. Формирование интегральной способности является главной задачей и конечной целью общего среднего образования, что было четко отражено в высказываниях П.Ф. Лесгафта.
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент.
3. Наблюдение.
4. Тестирование
5. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение литературных данных проводились с целью изучения состояния вопроса, ознакомление со сведениями, которые прямо или косвенно касались избранной темы исследования. Сведения, полученные в результате анализа литературных источников, позволили разработать комплекс подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста.
Для определения уровня координации в начале и конце педагогического эксперимента были проведены следующие тесты:
1) тест на статическую координацию – проба Ромберга.
2) Кувырки вперед и назад (с)
3) Челночный бег (с).
Методы математической статистики
Статистическая обработка результатов исследования производилась с вычислением среднего арифметического, среднее квадратического отклонения и ошибки среднего арифметического.
Среднее значение результатов (М), показанных учащимися вычислялись по формуле: М = ∑ Мi /n, где Мi – значение отдельных измерений, а n – количество вариантов.
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Комплекс подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего школьного возраста является физическое развитие. В младшем школьном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать основы всесторонней двигательной подготовленности. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому необходимо придерживаться мнению, что организовывать работу по физическому развитию необходимо как можно раньше.
Наряду с основными задачами физического воспитания детей младшего школьного возраста одной из главных выделяют – развитие координационных способностей.
Эффективнее всего координационные способности развиваются у детей в подвижных играх, так как потребность в игре заложена в ребенке самой природой. С точки зрения П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, В.В. Гориневского, развитие двигательных навыков детей младшего школьного возраста интенсивнее происходит в подвижных играх. Подвижные игры можно определить, как сложную эмоциональную деятельность младших школьников, способствующую решению двигательных задач, основанных на наличии правил.
Выводы
Проведенный теоретический анализ и педагогический эксперимент позволил сделать следующие выводы:
1. Развитие координации у младших школьников должна быть основной задачей школы, так как координация является основным для человека. Но как же развивать координацию у детей, и чтобы в дальнейшей жизни они сами могли уделять этому внимание.
2. Младший школьный возраст является одним из самых сенситивных для развития координационных способностей. Развитие координации является важным физическим качествам для дальнейшего гармоничного и всестороннего развития личности.
3. На начальном этапе экспериментальная и контрольная группы статистически не отличаются (p> 0,05) по всем показателям координационных способностей.
Полученные результаты в ходе проведения педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанных комплекс подвижных игр в развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста. В экспериментальной группе произошли положительные изменения по всем проведенным тестам.
1. Агаджанян, H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А. Агаджанян. - М.: Физическая культура и спорт, 2014. – 402 с.
2. Бадалян, Л. Воспитание двигательных способностей / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 18– 26.
3. Беляева, Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева. - Екатеринбург: УГЛИ, 2013. - 125 с.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2016. – 146 с.
5. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии: Учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 288 с.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 224 c.
7. Больсевич, В.К. Физиологическая активность человека / В.К. Бальсевич. - М.: Владос, 2016. - 235 с.
8. Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: учебное пособие / В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 2014. -74с.
9. Бюннинг, Э.О. Ритмы физиологических процессов / Э.О. Бюннинг. - М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
10. Войтешенко, И.Н. Физкультура в жизни человека / И.Н. Войтешенко. - М.: Новая литература, 2017. – 97 с.
11. Волков, И.П. Основы теории и методики спортивной тренировки: пособие для высших и средних учебных заведений физической культуры / И.П. Волков. - Минск: Тесей, 2011. - 168с.
12. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 381 с.
13. Годлиник, О. Б. Основные вопросы и концепции педагогики: учеб. пособие / О. Б. Годлиник, Е. А. Соловьёва. - Санкт-Петербург: СГАСУ, 2011. - 84 с.
14. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физ. культуры. – 2010 г. - № 7. -С. 34-37.
15. Горская, И.Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков // Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. С. 220-221.
16. Григорьев, О.А. Для развития координационных способностей / О.А. Григорьев. Физическая культура в школе. – 2001. – № 6. – С. 46 – 48.
17. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р.Э. Зимницкая. - Минск, 2003. - 114 с.
18. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека: [с основами динамической и спортивной морфологии]: учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва: Спорт, 2016. - 624 с.
19. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин // Сборник научных трудов. – Спб., Питер, 2009. - С. 62-68.
20. Кабанов, Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста / Ю.М. Кабанов. - Минск, 2002. - 68 с.
21. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2001. - 42 с.
22. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. -М.: ТВТ Дивизион, -2006. -290 с.
23. Лях, В. И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С. 28–30.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л.П. Матвеев - СПб.: Лань, 2017. - 160 с.
25. Муравьев, В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста [Текст]: Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М.: Академия, 2013. – 268 с.
26. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. -М.: Физкультура и спорт. 2004. - 144 с.
27. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - Москва: Мир, 2013. - 384 c.
28. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: Логос, 2014. – 189 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты