Понятие государственного управления и исполнительной власти, их соотношение
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятие государственного управления и исполнительной власти, их соотношение»
по дисциплине: «Административное право»
2021
45.00 BYN
Понятие государственного управления и исполнительной власти, их соотношение
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления
Глава 2. Понятие и признаки исполнительной власти
Глава 3. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Существование нашего общества в значительной мере зависит от эффективности государственного управления. Роль в понимании природы этого явления играет понимание сущности соотношения категорий государственного управления и исполнительной власти. Вопрос о соотношении этих категорий в настоящее время является в достаточной мере дискуссионным и исследуется с различных точек зрения в рамках различных концептуальных схем. Суть проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления характеризуется рядом факторов, свидетельствующих о том, что в некоторых случаях им присущи как общие черты, так и отличия по некоторым важным характеристикам.
Объектом исследования являются государственное управление на современном этапе и теория исполнительной власти, механизм ее осуществления.
Предмет исследования – теоретические подходы к определению понятий «государственное управление» и «исполнительная власть».
Целью курсовой работы является определение соотношения между государственным управлением и исполнительной властью. Для достижения поставленной цели в процессе написания статьи автор ставил следующие задачи:
- проанализировать взгляды ученых на термины «государственное управление» и «исполнительная власть»;
- дать понятия и определить сущность исследуемых категорий;
- определить признаки исполнительной власти;
- выявить соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть».
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Одним из важнейших проявлений принципа верховенства права является подчинение государства закону. Так, согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) государство, все его органы и должностные лица обязаны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Таким образом, право, являясь уникальным феноменом современной действительности, обеспечивает функционирование практически всех сфер общественной жизни, в том числе и области государственного управления. Более того, государственное управление – одна из немногих сфер, где допустимо (и приветствуется) практически беспредельное вмешательство права, где максимальное присутствие его – залог эффективного функционирования системы государственного управления и действенный ограничитель произвола со стороны представителей данной системы и государства в целом, поскольку важнейшей особенностью данной сферы является то, что в ней преобладают отношения долженствования. Государственное управление «имманентно связано с осуществлением государственной власти, а это предопределяет специфику его правового опосредования и организации» [13, с. 81].
Достижения современных ученых-юристов и практиков в области административного права позволяют лишь констатировать, что в настоящее время не выработан единообразный подход к феномену государственного управления, нет единого определения, нет однозначной позиции в отношении функций государственного управления, поскольку, как представляется, каждое современное государство имеет уникальные, отличные от других, пределы своей деятельности, более того, на разных этапах его развития они изменяются, а следовательно, функции государства в связи с осуществлением государственной власти и управления динамичны, часто с подвижностью их содержательного наполнения. Это и обуславливает объективные трудности в выработке единообразного понимания государственного управления.
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Исполнительная власть является относительно самостоятельной ветвью государственной власти и особенности ее положения в конкретном государстве могут зависеть от гаммы национальных факторов – формы правления, формы государственного устройства, исторических и политических традиций и т.д. Из всех государственно-правовых проявлений публичной власти именно исполнительная власть наиболее приближена к механизму реальной власти, ее истоки восходят к наиболее развитым видам властной деятельности государства. Являясь объективной необходимостью, именно она «все чаше выступает как организующая деятельность государства» [33, с. 14; 34, с. 6]. Эти обстоятельства предопределили ведущее место проблемы исполнительной власти в уяснении природы и строения публичной власти, что является предметом исследований в юридической литературе на всем постсоветском пространстве и в странах дальнего зарубежья.
Термин «исполнительная власть» появился в законодательстве в 90-е гг. XX в. Единый подход к данному определению в науке до сих пор не сложился. Понятие «исполнительная власть» толковалось учеными по-разному.
В работах А.А. Алексеева, С.П. Покровского под исполнительной властью понималась «министерская власть», под которой подразумевалась правительственная власть. А.А. Алексеев в своем труде о министерской власти называет ее также исполнительной, или административной [3, с. 120]. Подобной точки зрения придерживается и Д.Н. Бахрах, считая, что исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества. В свою очередь, «административную власть можно трактовать в двух аспектах: в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; и в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию, компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность» [6, с. 8].
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
Настоящее курсовое исследование будет не полным, если не затронуть в ней вопрос соотношения категорий государственного управления и исполнительной власти. На наш взгляд, это важно, поскольку теоретические дискуссии по поводу соотношения понятий «исполнительная власть» и «государственное управление» отразились и на терминологии, которой оперирует законодательство. В действующей Конституции Совет Министров Республики Беларусь назван центральным органом государственного управления. Термин же «исполнительная власть» используется как традиционное родовое понятие, призванное определить место Правительства Республики Беларусь в системе разделения властей, соотношение его с другими высшими государственными органами.
Понятие государственного управления как одной из форм государственной деятельности начало формироваться в юридической науке в XVII веке. После принятия Конституции термин «исполнительная власть» стал законодательно закрепленным. В результате все органы государственного управления (разных уровней) стали именоваться органами исполнительной власти.
Право на жизнь, однако, имеют обе эти государственно-правовые категории. Тем не менее государственное управление – это реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Однако Конституция и действующее законодательство не предложили синонима государственному управлению. В них ничего не говорится, например, об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности представлены, а характер ее не определен. Между тем система разделения власти исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное теоретическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
4) Современной теорией государственного управления объем понятия «государственное управление» определяется по-разному. В широком смысле это сфера как организующей, так и распорядительной деятельности государственных органов, то есть деятельность всех органов государства, всех ветвей власти. В узком смысле государственное управление – это деятельность органов исполнительной власти, собственно аппарата управления. Основываясь на определении государственного управления как практического, организующего и регулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающегося на его властную силу, закономерно включать в систему органов, осуществляющих государственное управление в Республике Беларусь, и другие государственные органы, например Президента Республики Беларусь, Парламент Республики Беларусь, органы местного управления и самоуправления.
5) Термин «государственное управление» закреплен в отечественном законодательстве обоснованно, отражает широкое понимание государственного управления как функции современного государства и содержания деятельности государственных органов и не является синонимом термина «исполнительная власть».
6) Постоянное совершенствование правового обеспечения государственного управления – признак поступательного эволюционного развития государства, целью функционирования которого является не только упорядочение жизнедеятельности общества и подчинение граждан выработанным им определенным правилам поведения, но и его (государства) самоограничение и самоподчинение создаваемым им же нормам права.
1. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С.А. Авакъян. – М.: Норма: ИНФРА-М., 2014. – Т. 1. – 864 с.
2. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М., 2003. – 608 с.
3. Алексеев, А.А. Министерская власть в конституционном государстве / А.А. Алексеев. – Харьков, 1910. – 305 с.
4. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: Зерцало, 2003. – 608 с.
5. Арановский, К.В. Разделение властей как условие конституционной демократии / К.В. Арановский // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 6. – С. 16-22.
6. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М., 2000. – 368 с.
7. Бельский, К.С. К вопросу о предмете административного права / К.С. Бельский // Государство и право. – 1997. – № 1. – С. 14-21.
8. Бельский, К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении / К.С. Бельский. – М., 1990. – 169 с.
9. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г., № 149-З : принят Палатой представителей 2 апр. 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апр. 2014 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.06.2019 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Габричидзе, Б.Н. Административное право России / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М. : ТК «Велби», 2006. – 320 с.
11. Габричидзе, Б.Н. Органы государственной власти современной России: учеб. пособие / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М., 2003. – 367 с.
12. Дмитриев, Ю.А. Административное право : учебник / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. – М. : Эксмо, 2005. – 290 с.
13. Козбаненко, В.А. Правовые основы государственного управления. Общая часть: учеб. и научно-практ. пособие / В.А. Козбаненко. – М.: ИНФ «ЭКМОС», 2003. – 320 с.
14. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.10.2016 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
16. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 24 дек. 2015 г., № 332-З : принят Палатой представителей 3 дек. 2015 г. : одобр. Советом Респ. 9 дек. 2015 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2018 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Манохин, В.М. Российское административное право: учебник / В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев. – М., 1996. – 472 с.
18. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.06.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Об утверждении Положения о Министре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 нояб. 2001 г., № 692 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 10.07.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. О магистральном трубопроводном транспорте [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 87-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. О почтовой связи [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 дек. 2003 г., № 258-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.06.2019 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. О сокращении расходов на содержание государственных органов [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 7 марта 2000 г., № 9 : // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. О структуре Правительства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 5 мая 2006 г., № 289 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 03.10.2017 г. // КонсультантПлюс, Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Подгруша, В.В. Некоторые аспекты реализации конституционного принципа верховенства права / В.В. Подгруша // Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30-31 марта 2000 г. / Бел. гос. ун-т.; редкол.: А.А.Головко (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2000. – С. 40-41.
26. Полянский, И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ / И.А. Полянский. – Хабаровск, 1999. – 170 с.
27. Решетников, С.В. Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.В. Решетников, Н.А. Анатонович. – Минск: РИВШ, 2013. – 180 с.
28. Рыжов, В.С. К судьбе государственного управления / В.С. Рыжов // Государство и право. – 1999. – № 2. – С. 14-22.
29. Солдатов, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. – Волгоград, 2006. – 540 с.
30. Танчев, Е. Разделение властей по Конституции Болгарии 1991 г. / Е. Танчев // Журнал конституционного правосудия. – 2012. – № 1 (25). – С. 28-39.
31. Тихомиров, Ю.А. Государственное управление: модели и реальность / Ю.А. Тихомиров // Право и экономика. – М. : Юстицинформ, 2006. – № 4. – С. 3-8.
32. Тихомиров, Ю.А. Управление на основе права / Ю.А. Тихомиров. – М. : Формула права, 2007. – 485 с.
33. Хаманева, Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации / Н.Ю. Хаманева // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М.: Новая правовая культура, 2003. – С. 13-17.
34. Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М., 2000. – 382 с.
35. Чиркин, В.Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин. – М.: Норма: Инфра-М, 2013. – 688 с.
36. Henry, N. Public Policy and Public Administration / N. Henry. – N.Y., 1999. – 402 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты