Порядок ведения судебного разбирательства в экономическом суде первой инстанции
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Порядок ведения судебного разбирательства в экономическом суде первой инстанции»
по дисциплине: «Хозяйственный процесс»
2021
45.00 BYN
Порядок ведения судебного разбирательства в экономическом суде первой инстанции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хозяйственный процесс
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Принципы представляют собой основные идеи и правовые закономерности, которые воплощены в отраслях права и свойственны большинству ее институтов. Система принципов хозяйственного судопроизводства образует определенную систему, сущность которой состоит в том, что принципы дополняют и вытекают друг из друга; некоторые принципы являются гарантией реализации других принципов, например, принцип языка судопроизводства обеспечивает реализацию принципов равенства сторон, состязательности.
В общей классификации принципов можно назвать принципы конституционные и отраслевые. Принцип состязательности сторон относится к конституционному принципу. Он нашел свое закрепление в хозяйственном процессе в ст. 19 ХПК, а также, в ч. 1 ст. 115 Конституции Республики Беларусь, где указано, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Ранее ХПК 1991 г. не содержал закрепление принципа состязательности. Однако косвенное указание на состязательность имелась, т.к. в ст. 31 указывалось, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими участниками процесса. Следует отметить, что названный ХПК содержал также нормы, направленные против состязательности, что выражалось в праве суда воз-будить дело по своей инициативе, привлечь к участию в деле другого истца или ответчика, выйти за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Цель правосудия является общественно-полезным результатом комплекса судебных действий по обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц [4, с. 16]. Цель как философско-правовая категория определяет создание норм хозяйственного процессуального права, а их применение лежит в основе научного анализа этой отрасли права и законов ее функционирования. Неправильное определение и понимание целей в правовом регулировании процессуальных отношений и отправлении правосудия в экономических спорах в определенной степени снижает эффективность судебной деятельности по защите прав и законных защищаемых интересов хозяйствующих субъектов.
Понятие целей хозяйственного судопроизводства связано с самой сущностью хозяйственного процессуального права как регулятора отношений между участниками хозяйственного процесса. Будучи сводом правил принудительного поведения, в силу объективных потребностей общества в равной процедуре рассмотрения и урегулирования экономических споров, которые могут обеспечить эффективную судебную защиту, создается в результате сознательно решительных действий людей, представляющих соответствующие государственные органы.
Задачи и цели судопроизводства тесно взаимосвязаны и часто определяются, в частности, из-за языковой связи понятий, поскольку под языком задача понимается как то, что требует выполнения, а цель - это то, что она хочет, чего она хочет достичь. Цель - это идеальное, умственное ожидание результата деятельности, которая направляет и регулирует эту деятельность как прямой мотив. Однако, то, что требует выполнения, является в то же время тем, к чему оно стремится, что должно быть выполнено, и выполнению задач всегда предшествует мысленное ожидание результата действия.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Безусловно, судебное разбирательство - это центральная стадия хозяйственного процесса, целью которой является рассмотрение и разрешение спора по существу.
Срок рассмотрения дела установлен законом. В соответствии со ст. 1 75 ХПК дело должно быть рассмотрено по первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, не более семи месяцев (если иное не установлено международным договором Республики Беларусь).
Однако в исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем экономического суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до двух месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, до одного года.
Судебное разбирательство осуществляется в судебном заседании су-да с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания и совершается в определенной логической последовательности, позволяющей суду вынести законное и обоснованное решение, которое включает:
1) открытие судебного заседания и краткий доклад судьи (объявление того, какое дело подлежит рассмотрению; называются истец и ответ-чик, излагается сущность заявленных требований; проверяется явка сторон; удаляются свидетели и др.)...
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-ГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СУДЕ ПЕР-ВОЙ ИНСТАНЦИИ
Одно из основных направлений развития процессуального законодательства, которое закреплено в подпункте 49.2. Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 года № 205 [1], являются унификацией норм Гражданского процессуального и Хозяйственного процессуального кодексов Республики Беларусь, регулирующих аналогичные процессуальные отношения.
Следует отметить, что вопросы унификации норм процессуальных отраслей права практически не рассматриваются в отечественной правовой литературе и фрагментированы в научных трудах ученых-процессуалистов только в рамках исследований по другим темам. Все вышесказанное определяет актуальность и важность исследования.
В этой связи целью научной статьи является изучение вопросов объединения принципов гражданского и хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь.
Принцип равенства перед законом и судом (ст. 12 «равенство граждан перед законом и судом» гражданского процессуального кодекса республики Беларусь (далее – ГПК [2]); ст. 15 «равенство перед законом и судом» хозяйственного процессуального кодекса республики Беларусь (далее – ХПК [3])).
В ст. 12 ГПК подробно перечисляются основания «равенства» граждан Республики Беларусь (а именно: независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка и т. д.). При этом перечень оснований является открытым. В ХПК понятие равенства не раскрывается, что может приводить к смешению терминов «равенство» (ст. 15 ХПК) и «равноправие» (ст. 18 ХПК). В связи с этим формулировка статьи 12 ГПК нам представляется более полной и содержательной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 января 2014 г. общие и экономические суды Республики Беларусь были объединены в одну систему – систему судов общей юрисдикции с сохранением в ней специализированных органов для рассмотрения экономических дел. Проведенная судоустройственная реформа поставила на повестку дня (по крайней мере, такая идея была озвучена некоторыми государственными органами и должностными лицами) вопрос о целесообразности разработки единого процессуального кодекса для разбирательства гражданских и экономических дел вместо действующих в настоящее время соответственно ГПК и ХПК. Чтобы объективно ответить на поставленный вопрос, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» существования единого процессуального кодекса. В пользу разработки такого кода говорят следующие обстоятельства:
Необходимость укрепления единства вновь созданной судебной системы;
необходимость обеспечения равенства всех в суде. Принимая во внимание существенные различия между ХПК и ГПК, участники конфликтов в экономических судах и судах неэкономической юрисдикции (хотя оба суда являются частью единой судебной системы) подвергаются различным процессуальным режимам. Иными словами, хозяйствующие субъекты (как участники экономических дел) и простые граждане (как участники гражданских дел) не равны перед судами общей юрисдикции...
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. О вступлении в силу Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 5 марта 1999 г., № 9 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 нояб. 2006 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 окт. 2011 г., № 454 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О некоторых вопросах нотариальной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 366 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 530 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2003 г., № 407 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 нояб. 2013 г., № 523 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан: постановление Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, 30 июня 2005 г., № 7 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Гражданский процесс. Общая часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 576 с.
15. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 592 с.
16. Белова, Т. А. Нотариальное право: курс лекций для студентов юрид. фак. спец. 1 24 01 02 «Правоведение» / Т. А. Белова. – Минск: БГУ, 2013. – 66 с.
17. Здрок, О. Н. Гражданский процесс зарубежных стран: учеб. пособие / О. Н. Здрок. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. – 176 с.
18. Романова, О. Н. Международный гражданский процесс: пособие для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-24 01 01 «Международное право» / О. Н. Романова. – Минск: БГУ, 2011. – 74 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты