Развитие художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия в рамках программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия в рамках программы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Сущность и назначение художественных способностей
1.2 Особенности художественных способностей младших школьников
1.3 Основные направления и методические условия по организации художественных способностей младших школьников
Вывод по первой главе
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня художественных способностей на констатирующем этапе
2.2 Программа развития художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Цивилизованное человеческое существование невозможно вне культуры, которая его окружает. Когда человек рождается, он не выбирает, родителей, культурную и историческую среду, в которой он будет жить. Условием нормального функционирования человека и общества является овладение знаниями, навыками, ценностями, накопленными в ходе истории, ведь каждый человек является необходимым звеном в эстафете поколений, живой связью между прошлым и будущим человечества.
Отношения и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не имеет возможности эстетически к ним относиться. Критерием эстетического воспитания является эстетическая культура. Эстетическая культура подразумевает умение отличать красивое от уродливого, благородное от вульгарного не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: работе, повседневной жизни, человеческом поведении.
Процесс гуманизации образования, повышение роли духовного фактора в развитии личности толкает художественно-эстетическое образование на новое место в современном обществе. Художественно-эстетическое развитие личности не ограничивается только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности.
Художественно-эстетическое развитие дает возможность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемой частью эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека заключается в развитии способности творчески преобразовывать мир в соответствии с его целями и желаниями.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и моральных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и поведения. Выражение «художественно-эстетическое воспитание» относится к культивированию чувства красоты и развитию способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие художественно-эстетического образования личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием дальнейшего развития человеческой личности, ее успешного созидания, успешной творческой его деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Сущность и назначение художественных способностей
Вопросы развития художественных способностей находятся в центре внимания художественно-эстетического образования. Эта ситуация требует анализа понятий «способности», «художественные способности», «развитие художественных способностей» и их взаимосвязи.
В отечественной науке существует деятельность и личностный подход к способностям. Представители деятельностного подхода определяют «способности» как индивидуально-психологические особенности личности, возникающие на основе предрасположенности и приводящие к успеху в любой деятельности (Б.М. Теплов), «сложное, синтетическое образование», которое развивается в процессе определенной образом организованной деятельности (С.Л. Рубинштейн); «свойства функциональных систем, реализующих индивидуальные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выражения и являются субъективными условиями успешной реализации определенного вида деятельности». Выготский Л.С. рассматривает способности прежде всего как родовые качества человека [5, с.33].
По мнению Б.М. Теплова и других, способные дети – это те, кто обнаруживает ранние склонности к определенному виду деятельности. Ученый отмечает, что способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Отсюда следует, что способности не являются врожденными. Они развиваются в соответствующей специфической деятельности. Но врожденными являются естественные склонности, которые и влияют на проявление различных способностей ребенка [20, с.136]. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным формированием существующих способов познания человека.
Обратимся к понятию «художественная способность». Художественные способности - это способности к художественному творчеству в определенной области искусства, характеризующие степень овладения этой деятельностью как в мировоззренческом (способность производить идею произведения искусства как «твой мир», которая будет резонировать со зрителем, слушателем, читателем), так и в техническом (способность выбирать средства художественного выражения, адекватные идее и умениям, которые делают эти средства художественного выражения эффективными).
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня художественных способностей на констатирующем этапе
База исследования: ГУО «Средняя школа № 105» г. Минск. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (6-7 лет). Выборка составила 12 девочек и 18 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Исследование проводилось нами в рамках двух экспериментов.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения развития художественных способностей детей дошкольного возраста, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать развитие художественных способностей детей дошкольного возраста в процессе эстетической деятельности.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень развития художественных способностей детей младшего школьного возраста
2. Выявить уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественные способности – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменения мышления, восприятия, опыта жизнедеятельности, мотивационной сферы), возникающих в процессе художественной деятельности, позволяющих человеку выразить себя путем создания нового оригинального произведения - прекрасного произведения (Н.А. Ветлугина).
Развитие художественных способностей - целенаправленная деятельность, направленная на формирование у детей художественного восприятия и понимания, эстетического отношения, навыков визуальной деятельности (Торшилова Е.М.).
Результатом развития художественных способностей будет являться развитие художественного восприятия и понимания, эстетического отношения, умения выражать свое отношение в графической деятельности.
Мы рассмотрели следующие особенности развития художественных способностей младшего школьника:
1. Особенности формирования нравственной стороны личности ребенка;
2. Воображение;
3. Особенности сенсорного развития.
Целесообразно развивать способности учащихся к художественно-творческой деятельности посредством живописи по следующим направлениям: организация художественной деятельности, в которой имеется постоянное обращение к произведениям живописи; практическое освоение языка художественного выражения живописи; развитие ассоциативно-образного восприятия и овладения цветом. Язык художественного выражения живописи, освоенный младшими школьниками через постижение его образности, способствует сознательному использованию в творческой деятельности и служит инструментом для самовыражения, формирования и проявления эстетического отношения детей к окружающему их миру.
С целью определения уровня развития художественных способностей детей младшего школьного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик ««Незаконченный рисунок» (Э.П. Торренс», «Как спасти зайку», В.М. Кудрявцевой.
1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3). – Режим доступа: http://www.egpu.ru.
3. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. /О.А. Бочкарева. – М.: Корифей. 2007. – 96 с.
4. Ветлугина, Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский − М.: Норма, 1991. – 93 с.
6. Дремов, А.К. Лекции по эстетике и эстетическому воспитанию [Текст] А.К. Дремов, Д.Ф. Козлов. – М.: Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 2012. – 247 с.
7. Иванова, О.Л. Изобразительная деятельность и ее роль в период детства / О.Л. Иванова // Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. - Екатеринбург: Уральский ГПУ, 1997. – С.33.
8. Киященко, Н.И. Эстетика жизни / Н.И. Киященко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 245 с.
9. Комарова, Т.С., Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. - М.: Зерцало, 2005. – 223с.
10. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 200 с.
11. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях / Т.А. Копцева. – М. : Альтекс, 2006. – 346 с.
12. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
13. Кулагина, С.Ю. Возрастная психология весь жизненный цикл / С.Ю. Кулагина. – М. : Творческий центр, 2001. – 464 с.
14. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение, 1986. – 256 с.
15. Лихачев, Б.Т. Педагогика : Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М. : Владос, 2010. – 367 с.
16. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. – 183 с.
17. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Феникс, 2009. – 272 с.
18. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 289 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
20. Теплов, Б.М. Избранные труды (тт. 1—2) / Б.М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985. – 278 с.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. ᴨед. учебн. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд. Стереотип. – М. : Академия, 2011 – 336 с.
22. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье / В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2004. – 258 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. − М.: Айрис-пресс, 2005. – 163 с.
24. Энциклопедический словарь юного художника /Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М. : Педагогика, 1983. – 416 с.
25. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьников / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2006. – 274 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия в рамках программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия в рамках программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты