Культурно-исторические парадигмы природопользования
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Культурно-исторические парадигмы природопользования»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Культурно-исторические парадигмы природопользования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПРИРОДА: ФИЛОСОФСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АСПЕКТЫ
РАЗДЕЛ 2 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ 3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В ст. 5 Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» [1] (далее – Закон № 345-З) предусматривается неисчерпывающий перечень сфер осуществления такого партнерства, но в их числе отношения по охране окружающей среды и использованию при-родных ресурсов не называются. Еще на стадии подготовки проекта данного Закона Т.И. Макарова обращала внимание на эту проблему и отмечала, что публично-частное партнерство следует рассматривать в качестве самостоятельного направления экологической политики государства, а для признания его преимуществ требуется надлежащее правовое закрепление и определение специфических правовых форм такого партнерства [2]. Возможность и целесообразность развития государственно-частного партнерства в сфере природо-ресурсных отношений подтверждается указанием в ст. 2 Закона № 345-З на такие задачи, как создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития (неотъемлемой частью которого, исходя из доктринальных и международно-правовых подходов, является обеспечение рационального использования природных ресурсов, их охрана и сохранение для настоящего и будущих поколений); повышение эффективности использования имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности.
РАЗДЕЛ 1 ПРИРОДА: ФИЛОСОФСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АСПЕКТЫ
Город в современном мире, обладающий значительным промышленным потенциалом, как правило, представляет собой довольно сложную многоуровневую и многофункциональную систему. Городская среда объединяет комплекс природных, природно-антропогенных и социально-экономических факторов, оказывающих большое и разнообразное воздействие на жителей, исходя из чего имеет смысл рассматривать город как социально-экологическую систему.
В таком контексте городская среда жизни человека – это совокупность внутриквартирной жилой среды, искусственной среды вне квартир (предприятия, учреждения, улицы, дороги, транспорт и др.), среды культурных ландшафтов (парки, сады и др.), естественной природной среды, а также социально-психологической и социально-экономической.
С учетом современной политики Республики Беларусь, в частности достижения целей устойчивого развития, одной из важнейших функций городской среды по праву можно считать сохранение и развитие здоровья населения. Для того чтобы она могла эффективно выполнять вышеупомянутую функцию, необходима разработка механизма управления городской средой, что невозможно без разработки понятийного аппарата в данной области.
Одним из важнейших элементов городской среды, необходимых для поддержания здоровья населения, а также сохранения благоприятных условий жизни является природный комплекс. Однако на данный момент отсутствует закрепленное на республиканском уровне правовым актом определение природного комплекса города.
РАЗДЕЛ 2 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
По оценкам экспертов, стабильное функционирование сельскохозяйственного производства и улучшение благосостояния жителей аграрных регионов выступает необходимым элементом достижения глобальных целей человечества в области устойчивого развития [1–3, 12, 13]. В этой связи опыт функционирования интегрированных систем земледелия всесторонне применяется в процессе реализации программ ФАО по достижению продовольственной безопасности и борьбе с голодом. Такие системы находятся под негативным воздействием ряда факторов: социальных, культурных, экологических, экономических (модернизация, глобализация, рыночная экономика), ускоренного процесса урбанизации, пренебрежения диверсифицированными системами и локальными знаниями, низкого участия сельских со-обществ в выработке и принятии решений, ненадлежащей политики, правовых и стимулирующих рамок.
В ответ на эти глобальные негативные тенденции в 2002 г. во время Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию (г. Йоханнесбург, Южная Африка) ФАО выступила с Глобальной партнерской инициативой [12], приведшей к формированию Программы агрокультурного наследия мирового значения, цель которой – сохранить агрокультурно-природное многообразие.
Объекты GIAHS – это принципиально новый тип наследия, передаваемого новым поколениям, который представляет собой живую, развивающуюся систему человеческих сообществ, находящихся в комплексных отношениях с территорией, культурным и сельскохозяйственным ландшафтом. Он объединяет материальные и социальные объекты аграрной и технической культуры, созданные прежде всего для производства. К ним относятся и специальные сельскохозяйственные продукты, ландшафты (в том числе морские), традиционные культурные явления, ремесла, специальная еда и местная кухня, экологические услуги, которые образуют систему.
РАЗДЕЛ 3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На основе зарубежного опыта в научных публикациях к перспективным направлениям развития государственно-частного партнерства относят освоение новых лесных территорий (строительство лесохозяйственной инфраструктуры); вовлечение в оборот техногенных месторождений полезных ископаемых [7, с. 62–63]; использование и охрану водных ресурсов [4, с. 128]; создание, развитие и благоустройство особо охраняемых природных территорий и объектов, городских и загородных парков, а также использование расположенных в их границах природных ресурсов в туристических, спортивных, рекреационных целях (экологический туризм) [7, с. 62–63; 8, с. 167; 4, с. 128].
Чаще всего при рассмотрении форм государственно-частного партнерства в сфере природоресурсных отношений ученые уделяют внимание концессии, которая является способом привлечения инвестиций и обеспечения эффективного управления объектами концессии [9, с. 384], в силу чего распространена в зарубежных государствах [10–14]. В Республике Беларусь предусматривается возможность заключения концессионных договоров в отношении участков недр, водных объектов, участков лесного фонда, земельных участков [15, ст. 3; 16; 17, ст. 2; 18, ст. 16; 19, ст. 51], однако практического распространения природоресурсные концессии не получили. Причины такой ситуации связаны с недостаточной регламентацией на уровне природоресурсного законодательства, несогласованностью норм природоресурсного и инвестиционного законодательства, отсутствием заинтересованности со стороны инвесторов и государства [20, с. 133].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших актов в исследуемой сфере является разработанная Министерствам природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 – 2020 годы [3], а также План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, разработанный в развитие Указа Президента Республики Беларусь от 20 сентября 2016 г. № 345. Основная цель Государственной программы – обеспечение охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности страны и перехода к «зеленой» экономике, а также выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды. Полагаем, что для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
- обеспечить потребности экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, повысить уровни геологической изученности территории Республики Беларусь для выявления месторождений полезных ископаемых, геологического обеспечения проектов в области строительства, мелиорации, обороны, экологии, оценки и прогноза состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям;
- повысить уровни гидрометеорологической безопасности государства и снизить угрозы жизнедеятельности населения и ущерба экономике страны от опасных гидрометеорологических явлений, повысить оперативность в обеспечении государственных органов, иных организаций и физических лиц гидрометеорологической информацией, совершенствовать метеорологическое обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
1. О государственно-частном партнерстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2015 г., № 345-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Макарова, Т.И. Публично-частное партнерство в системе правового механизма охраны окружающей среды / Т.И. Макарова // Правовые проблемы публично-частного партнерства в сфере аграрных, земельных, экологических и космических отношений : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Киев, 22 нояб. 2013 г. / Ин-т государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины. – Киев, 2013. – С. 30–34.
3. Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / Т.И. Макарова [и др.] ; под науч. ред. Т.И. Макаровой ; Бел. го с. ун-т. – Минск : БГУ, 2016. – 190 с.
4. Олещенко, И.В. Совершенствование правового регулирования осуществления проектов публично-частного партнерства в сфере охраны окружающей среды при участии субъектов хозяйствования. / И.В. Олещенко // Восточно Европейский Научный Журнал (East European Scientific Journal). – 2016. – № 11(15). – С. 124–129.
5. Макарова, Т.И. Об инновационном подходе к управлению в области охраны окружающей среды / Т.И. Макарова // Традиции и инновации в праве : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию юрид. фак. и 50-летию Полоц. го с. ун-та, Новополоцк, 6–7 окт. 2017 г. : в 3 т. / Полоц. го с. ун-т, Регион. учеб.-науч.-практ. Юрид. центр ; редкол.: И.В. Вегера (отв. ред.) [и др.]. – Новополоцк : Полоц. гос. ун-т, 2017. – Т. 2. – C. 223–226.
6. Шахрай, И.С. Содержание и проблемы административно-правового принуждения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / И.С. Шахрай // Административно-правовое принуждение в государственном управлении Республики Беларусь / О.И. Чуприс [и др.]. – Минск : Четыре четверти, 2018. – С. 112–126.
7. Маслова, Е.М. Перспективы развития государственно-частного партнерства в области правовой охраны окружающей среды и рационального природопользования [Электронный ресурс] / Е.М. Маслова // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». – 2015. – № 5. – С. 59–66.
8. Яшева, Г.А. Государственно-частное партнерство: институциональные предпосылки и направления развития в Республике Беларусь / Г.А. Яшева // Вестник Витеб. го с. технол. ун-та. – 2015. – Вып. 29. – С. 164–180.
9. Шахрай, И.С. Концессия как правовая форма природопользования / И.С. Шахрай // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исследований Респ. Беларусь ; ред-кол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Бизнесофсет, 2011. – Вып. 6. – С. 383–390.
10. Попондопуло, В.Ф. Концессионное соглашение – правовая форма государственно-частного партнерства / В.Ф. Попондопуло // Правоведение. – 2008. – № 4 – С. 255–268.
11. Синяк, Н.Г. Лесные концессии – современный механизм предоставления прав и схем хозяйственного управления государственными лесными землями / Н.Г. Синяк // Земля Беларуси. – 2008. – № 2. – С. 24–29.
12. Матаев, Т.М. Концессии в Республике Казахстан / Т.М. Матаев // Вестник финансового ун-та. – 2014. – № 3. – С. 105–113.
13. Попов, М.С. Концессия как правовая форма государственно-частного партнерства: история развития в зарубежных странах / М.С. Попов // Труды Института государства и права РАН. – 2016. – № 6. – С. 70–82.
14. Эратов, И.Т. Концессионные соглашения в сфере недропользования и особенности их реализации в Кыргызской Республике / И.Т. Эратов // Вестник КРСУ. – 2017. – Т. 17. – № 2. – С. 138–143.
15. О концессиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 63–З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
16. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. № 406-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
17. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г., № 149-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 24 дек. 2015 г. № 332-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Шахрай, И.С. Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в отношении природных ресурсов в странах ЕАЭС / И.С. Шахрай // Журн. Белорусского государственного университета. Право. – 2019. – № 1. – С. 129–136.
21. Шингель, Н.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в отношении природных ресурсов / Н.А. Шингель // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: сб. науч. ст. : в 4 ч. ; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики НАН Беларуси ; редкол.: В.И. Бельский [и др.]. – Минск : Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017. – Ч. 4. – С. 316–320.
22. Багдасарова, А.В. Соотношение институтов концессии и аренды / А.В. Багдасарова // Аграрное и земельное право. – 2009. – № 1. – С. 144–146.
23. О растительном мире [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
24. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 21 марта 2018 г., № 112 (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. О животном мире [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
26. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII : в ред. Закона от 17 июля 2002 г., № 126-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск,2020.
27. Шахрай, И.С. Проблемы правового регулирования лесных правоотношений в антикоррупционном контексте / И.С. Шахрай // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции : сб. науч. тр. , спец. темат. изд. / Науч.-практ. центр проблем укрепления законности и правопорядка Генер. прокуратуры Респ. Беларусь ; редкол.: В.В. Марчук (гл. ред.) [и др.] ; науч. ред. А.В. Солтанович. – Минск : Изд. ц-р БГУ, 2019. – Вып. 12. – С. 290–299.
28. Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения : материалы семинара, Москва, 25 февр. 2003 г. – М. : «Алекс», 2003. – 178 с.
29. Поддержка реформ в лесном секторе России и стран Юго-Восточной Европы опытом стран – новых членов Евросоюза : материалы Международной конференции, Пушкино, 21-22 марта 2007 г. – Joensuu, Finland, 2008. – 263 c.
30. Анализ нормативной правовой базы в сфере лесоуправления и лесопользования, структуры и динамики нарушений лесного и природоохранного законодательства, разработка проектов дополнений и изменений в нормативные правовые акты в целях их совершенствования в контексте ФЛЕГ / Е.В. Лаевская, С.А. Балашенко, О.А. Бакиновская, И. С. Шахрай: Отчет группы экспертов по мероприятию 1.1. Странового плана ФЛЕГ Республики Беларусь за 2010 г. Программа, реализуемая Всемирным Банком совместно с Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом дикой природы (Многосторонний донорский трастфонд TF 070964). – Минск, 2010. – 145 с.
31. Государственная программа «Белорусский лес» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 марта 2016 г., № 215 (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
32. О мелиорации земель [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 423-З (с изм. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. ц-р правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2021.
33. Шахрай, И.С. Концептуальные проблемы формирования и развития природо-ресурсного законодательства Республики Беларусь / И.С. Шахрай, Н.А. Шингель // Юридическая наука: история и современность. – 2017. – № 7. – С. 88–97.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты