Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Понятие и сущность разделения властей
1.2 История принципа разделения властей
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Становление принципа разделения властей
2.2 Законодательная власть
2.3 Исполнительная власть
2.4 Судебная власть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс политических и социальных преобразований, направленных на построение демократического, правового государства ставит перед исследователями вопрос о поиске институционального механизма, способного гарантировать права и свободы человека, легитимную передачу власти, устойчивость институтов государства.
Политическая правовая мысль пришла к выводу, что достижения этих целей возможно при закреплении их в конституциях и реализации на практике принципа разделения властей.
Этот вопрос актуален и для Республики Беларусь, особенно после принятия в 1994 году Конституции Республики Беларусь, где впервые в статье 6 было закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную [2].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время принцип разделения властей практически полностью определяет строение всей государственной власти белорусского государства.
Именно посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти. Парламент Республики Беларусь является сильным инструментом управления государством.
От того, насколько правильно организована работа Парламента, зависит эффективное функционирование всего государства. Правительство Республики Беларусь как непосредственный руководитель системой органов исполнительной власти, является сильным инструментом управления государством.
От того, насколько правильно построена система исполнительной власти, зависит эффективное функционирование всего государства.
Объект исследования курсовой работы – это общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной, законодательной и судебной власти в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Понятие и сущность разделения властей
Власть - это способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение и сознание людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия.
Она представляет собой ядро и средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание является одним из главных аспектов политической жизни общества. Проблема власти – это центральная в истории политической мысли и современной политической теории.
Принцип разделения властей - принцип, лежащий в основе организации и деятельности правового государства и предполагающий разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей является неоднозначным понятием.
Данный принцип означает:
1) распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали;
2) определение границ ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, которые предоставляются другой власти;
3) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей;
4) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
Одной из центральной и важнейших политических категорий, которая неразрывно связана с политикой, выступает власть.
Она представляет собой ядро и средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание является одним из главных аспектов политической жизни общества.
Проблема власти – это центральная в истории политической мысли и современной политической теории
Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали [5, c. 88].
Вертикальное разделение - это разделение власти между различными уровнями управления в обществе.
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Становление принципа разделения властей
Конституция Республики Беларусь является правовой основой государственного строительства, основным источником национальной правовой системы.
Она рассказывает конституционному строю об основных основах государства и его нормах, об условиях их стабильности и надежной безопасности, о создании политического и идеологического плюрализма, а также о правовом статусе человека и гражданина.
Как основа национальной правовой системы, Конституция юридически закрепляет суверенитет, независимость, территориальную целостность страны, высшую и самостоятельную государственную власть.
Кроме того, Конституция, как Основной закон государства, определяет начало правового регулирования экономического и духовного процесса.
Конституция-это главная составная часть закона, государства и общества, качество правовых рангов.
В виде уникального документа, имеющего наибольшую юридическую силу Конституции, опирается на основные ценности конституционализма, выработанные вкусами различных эпох, на лучшие практики мира, на конституционно-правовой опыт, а вместе с ним и опыт государства, незаконного строительства [21, c. 154].
На момент принятия Основной закон государства, является результатом консенсуса различных политических сил по пути социально-политического развития и методам решения важных проблем.
Находясь в рамках государственно-правовой модели общества, Конституция определяет правила политического процесса в государстве и обществе, как демократический человек, работающий на дому, выступает гарантом и важным фактором обеспечения политической и экономической стабильности функционирования государственного механизма, стабильной власти, правопорядка.
Поэтому сфера конституционного регулирования носит всеобъемлющий, имущественный и характер, что отсутствует в нормативном правовом акте государства.
Принятие в 1994 г. Конституции Республики Беларусь создало новую общественно-политическую ситуацию в конституционно-правовом поле страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Под принципом разделения властей следует понимать целесообразную организацию государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти.
Принцип разделения властей - принцип, лежащий в основе организации и деятельности правового государства и предполагающий разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип разделения властей является неоднозначным понятием. Данный принцип означает:
1) распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали;
2) определение границ ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, которые предоставляются другой власти;
3) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей;
4) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
Одной из центральной и важнейших политических категорий, которая неразрывно связана с политикой, выступает власть.
Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется законодательным органом.
Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется органами исполнительной власти.
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-3 (ред. 15.12.2020, 2/2782)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0600139//.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) на белорусском языке)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus//.
3. Абрамович, А.М. Суды Республики Беларусь на современном этапе/А. М. Абрамович // Юстыцыя Беларусi. - 2012. - № 1. – С. 14.
4. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2014. – 832 с.
5. Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
6. Василевич, Г. А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2014. – 84 с.
7. Демичев, Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2014. – 351 с.
8. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь / В. Н. Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2016 г. – 141 с.
9. Корельский, В.М. Теория государства и права: Учебник / В. М. Корельский, В.Д.Перевалов. – М.: Издательская группа ИНФРА* М-Норма, 2009. – 570 с.
10. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2005. – 80 с.
11. Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебное пособие / В. Я. Любашиц, А. Ю. Мордавцев, И. В. Тимошенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : МарТ, 2014. – 714 с.
12. Майсейшин, Н. И. Исполнительная власть в Республике Беларусь: проблемы государственного управления и пути их решения/ Н. И. Майсейшин // Проблемы управления. – 2013. – № 2. – С. 87-89.
13. Марченко, М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной власти / М. Н. Марченко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 2011. – № 6. – С. 3-13.
14. Монтескьё, Ш. О духе законов/ Ш. О. Монтескьё. – М.: Зерцало, 2013. – 672 с.
15. Никеров, Г. И. Судебная власть в правовом государстве (Опыт сравнительного исследования)/Г.И. Никеров // Государство и право. – 2011. - № 3. – C. 13.
16. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2014. – 140 с.
17. Соколовский, А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь/А.А Соколовский. – Мн.: БГУ, 2012. – 266 с.
18. Тиковенко, А. Г. Принцип разделения властей: теория и практика/ А. Г. Тиковенко // Веснік Канстытуцыйнага Суда РБ. – 2008. - №1. – С. 44.
19. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Советское государство и право. – 2009. – № 2. – С. 55.
20. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Советское государство и право. – 2016. – № 8. – С. 9.
21. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций/ М. Ф. Чудакова// Часть 1 – Мн.: АУпПРБ, 2015. – 331 с.
22. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств/ Л.М. Энтиню – М. Издательская группа ИНФРА, М-Норма, 2005. – 175 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты