Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении»
по дисциплине: «Социальная педагогика. Практическая психология»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика. Практическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Проблема социально-педагогического сопровождения в научной литературе
1.2 Дети группы риска: основные характеристики
1.3 Технологии социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, развитие детского неблагополучия, к сожалению, стимулируется, в первую очередь, проблемами в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.
Несостоятельность государственных органов и служб в решении проблем детства, отсутствие возможности у общества воздействовать на семью в деле воспитания, бездейственность механизмов реальной материальной и социально-педагогической поддержки семье противоречат проявлению ответственного воспитания детей родителями, перекладывая бремя ответственности на школу. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей "группы риска".
В настоящий момент, когда словосочетание "дети группы риска", термины "безнадзорность" и "беспризорность" стали общеупотребительными символами времени, научное и практическое обращение к проблеме профилактики правонарушений и их рецидивов в подростковой среде становится актуальной. Исследования причин безнадзорности и правонарушений выявили сложные взаимосвязи в генезисе и разных проявлениях этих социально-психологических феноменов. Если обобщить результаты ряда исследований (Н.М. Байков, Л.В. Каширина, В.В. Ковалёв, А.Б. Фомина, Л.В. Ясман и др.), то можно сделать вывод о том, что эти феномены сегодня являются предметом всестороннего межпредметного анализа, включающего в себя проявление возрастных кризисов, характеристики среды, методы воспитания, последствия пребывания детей на улице, социально-психологические характеристики детей группы риска и их ближайшего окружения, а также последствия системного кризиса Российского общества.
Вместе с тем в работе с ребёнком группы социального риска для педагога-практика актуальным становится не столько знание общих подходов и закономерностей девиантологии как науки, сколько возможность выявления системообразующих факторов риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Проблема социально-педагогического сопровождения в научной литературе
Сопровождение в современной литературе рассматривается в широком и узком смысле. Как отмечает Л.В. Мардахаева, в широком смысле сопровождение представляет собой обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [15, с.69].
Термин «социально-педагогическое сопровождение» принято использовать при рассмотрении проблем детей и подростков, возникающих в процессе социализации. Помощь в оказании этих проблем оказывает педагог социальный и другие специалисты (педагог-психолог, социальный работник) как в учреждении образования, так и в социальном и социально-педагогическом учреждении.
В работе Е.И. Казаковой сопровождение предполагает создание педагогом условий для принятия ребенком развития оптимальных решений в разных ситуациях жизненного выбора, для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. При этом сопровождающий несет личную ответственность за его благополучие, отстаивает его права и гарантии [9, с.87].
Е.А. Козыревой сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности педагога социального, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей в образовательной ситуации [12, с. 64].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является определение условий эффективного психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
Исследование проводилось в ГУО .
Выборка исследования; в исследовании принимали участие подростки в возрасте 16 лет. Из них: 15 человек подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан;
2. Опросник агрессивности Басса-Дарки;
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан. Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-педагогическое сопровождение представляет собой определенную систему профессиональной деятельности специалиста, направленную на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития подростка в ситуациях взаимодействия его с обществом. Целями социально-педагогического сопровождения являются: содействие успешной социализации, индивидуальному развитию личности, предотвращение негативных условий развития, восстановление возможности вступления в активную социальную жизнь.
Основная разница между детьми из группы риска состоит в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они ходят в обычную школу), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они либо не могут их осознать, либо не видят выхода из сложной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают крайне негативные факторы, но очень часто не находят другой помощи и сочувствия, но помощь, оказанная в нужное время, могла поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности и изменить его изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.
Эффективность психолого-педагогической поддержки подростков, находящихся в социально опасном положении, зависит от вовлеченности всех ведомств; наличия региональных планов и программ, направленных на решение проблемы; квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблемы.
Целью данной работы является определение условий эффективного психологического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / под ред. Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 c.
2. Архипова, А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Архипова. – СПб., 2005. – 19 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении // Г.Ф. Бедулина, И.С. Бакун // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. – С. 47-53.
4. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова – М.: Аргус, 1994. – 480 с.
5. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. А Василькова - 2-е изд., стереотип. – М.: Издат. центр "Академия", 2001. – 440 с.
6. Галагузов, А.Н. К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 85-89.
7. Гуров, В.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми. Воспитание школьников / В.Н. Гуров, Н. Шинкаренко. – 1994. – № 2. – С. 45-47.
8. Дубровина, И. В Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина, Э.А. Минкова. – М.: 1995. – С.76
9. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1998. – 364 с.
10. Кибирев, А. А Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. – Хабаровск, 2004. – 170 с.
11. Кибирев, А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. – Новосибирск 2003. – С.38-43.
12. Козырева, Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей / Е.А. Козырева // Школьный психолог. – 2001. – № 33. – С. 64-67.
13. Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. / Л.Н. Куликова. – Хабаровск, 2005. – 83 c.
14. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2007. – 192 с.
15. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
16. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 256 с.
17. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред.Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. – СПб., 1998. –245 с.
18. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. – СПб.: 2004. – №3. – С.32-35.
19. Стибикина, Т.В. В центре внимания семья / Т.В. Стибилкина // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 2. – С. 54-55.
20. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа – М.: 2005. – 254 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты