Взаимосвязь свойств темперамента и трудностей общения у дошкольников
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь свойств темперамента и трудностей общения у дошкольников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь свойств темперамента и трудностей общения у дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика типа темперамента дошкольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Проективная методика «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по опроснику Г. Айзенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по анкете для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Проективная методика «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по опроснику Г. Айзенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по анкете для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Темперамент. Свойства темперамента
1.2Общение дошкольников: трудности и пути их преодоления
1.3 Взаимосвязь темпераментов как средство избегания трудностей в общении
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Жизнь человека в группе и обществе невозможно представить без общения.
Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.
На характер общения, его успешность оказывает влияние темперамент его участников.
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.
В рамках данной проблемы была определена тема нашей курсовой работы: «Взаимосвязь свойств темперамента и трудностей общения у дошкольников».
Цель: изучить свойства темперамента и их взаимосвязь для предотвращения трудностей общения у дошкольников.
Объект: трудности общения у дошкольников.
Предмет: свойства темперамента.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Темперамент. Свойства темперамента
В словаре темперамент определяется как «совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении» [13, с. 106].
Изучению феномен темперамента положили начало древнегреческие врачи Гиппократ и Гален, создав гуморальную теорию темперамента. По мнению Гиппократа, темперамент зависит от преобладания желчи, слизи или крови в теле человека. Гален развил идеи Гиппократа и выделил четыре основных темперамента: «сангвис», «флегма», «холе», «мелайна» [19, с. 137].
Фундаментом для создания научной теории темперамента выступило учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. В работах ученого темперамент рассматривался в качестве общей характеристики нервной системы отдельного индивида, благодаря которой деятельность приобретает определенное очертание. Физиологическая основа темперамента представлена устойчивыми функциональными особенностями нервной системы [9, с. 15].
Большой вклад в изучение темперамента в советской психологии внесли ученые школы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Учеными установлено, что сила нервной системы как индикатор ее работоспособности имеет не только положительное значение, но и отрицательные стороны. В частности, у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность значительно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более детальнее улавливать изменения во внешнем мире [17, с. 8].
В работах Б.М. Теплова темперамент рассматривался как «индивидуальные особенности человека, которые находят свое проявление в таких аспектах как: эмоциональная возбудимость, большая или меньшая тенденция к сильному выражению чувств, а также быстрота движений, общая подвижность человека» [26, с. 174].
В работах В.Д. Небылицина темперамент рассматривается как «сложное образование, состоящее из таких компонентов как: общая психическая активность, моторика и эмоциональность. Психолог включил в психическую активность субъекта склонность личности к самовыражению, успешному освоению и преобразованию окружающей действительности.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – изучить свойства темперамента и их взаимосвязь для предотвращения трудностей общения у дошкольников.
Исследование проводилось в ГУО .
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 25 детей дошкольного возраста.
Для проведения эмпирического исследования, использовались следующие диагностические методики:
Диагностика типа темперамента дошкольника
Ребёнку предлагают ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».
Сначала анализируются ответы на вопросы № 1-6, затем — № 7-12. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребёнка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением (Приложение А).
Анкета для родителей
Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста. Цель: выявить темперамент ребенка дошкольника.
«Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной.
Данная методика направлена на определение уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, а также на определение социальной компетентности данной категории детей. Ребёнку предлагается несколько картинок, на которых изображены ситуации. Ребёнку не только необходимо дать развёрнутый ответ, по направленности ситуации, но также определить свое личностное отношение.
Обработка и интерпретация результатов исследования проводится в соответствии с ключом:
- низкий (8 – 12 баллов);
- средний (13 – 16 баллов);
- высокий (17 – 20 баллов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент представляет собой биологический фундамент личности, специфика которого состоит в закономерном сочетании свойств, образующих определённую психическую организацию. В современной психологии темперамент понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности человека, проявляющихся в различной деятельности.
Темперамент рассматривается как важнейший компонент в структуре индивидуальности, базовая характеристика, служащая фундаментом целостной личности.
Под свойствами темпераментами понимаются индивидуальные признаки человека, позволяющие судить о темпе и ритме функционирования психических процессов, уровне устойчивости эмоциональны образований, напряжённости волевых усилий во всех сторонах психической деятельности. Свойства темперамента обладают устойчивым характером, независимостью от содержания деятельности, формальным аспектом.
Основными свойствами темперамента являются: эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность, экстраверсия, интроверсия, активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Трудности в общении проявляются в неумении ребенка ориентироваться в ситуации общения, правильно понимать эмоциональное состояние партнеров, выбирать адекватные способы взаимодействия.
У детей дошкольного возраста выделяют две группы по характеру трудностей в общении: типы избегания общения и типы неадекватного общения.
Дети избегающие общения: аутичные, замкнутые, стеснительные, застенчивые, необщительные дошкольники как нежелающие общаться с широким кругом людей.
Дети с неадекватными формами общения: эгоцентричные (с неадекватной ситуацией общения); неумеренно общительные (назойливые); конфликтные с проявлениями враждебности и агрессивности.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2008. – 251 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г. Арушанова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
4. Батаршев, А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: Смысл, 2001. – 346 с.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды / А. А Бодалев. – М.: Педагогика, 2011. – 270 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 541 с.
7. Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности / У.Б. Гаджиева // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 2. – С. 109-103.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2012. – 480 с.
9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 563 с.
10. Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников / А. И. Ильина. – Пермь, 1961. – С.67.
11. Ковалев, А.Г. Темперамент и характер / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – Издание 2-е. – Москва : ЧеРо, 2006. – 766 c.
12. Кречмер Э. Теория темпераментов / Э. Кречмер. – М.: Дело, 2000. – 212 с.
13. Кривцова, М.А. Темперамент личности и его свойства [Текст] / М.А. Кривцова, А.В. Авраменко, А.А. Клименко // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 5 (5). – С. 105-111.
14. Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А. И. Крупнов. – Москва : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1993. – 78
15. Манолова, О.Н. Темпераментальные основы характера [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.Н. Манолова. – М., 2005. – 24 с.
16. Михайлова, В.П. Зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит [Текст] / В.П. Михайлов, Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – 2009. – Выпуск 1 (37). – С. 77–86.
17. Небылицин, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. – 688 с.
18. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994. – С.145.
19. Ноздрина, Н.А. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента [Текст] / Н.А. Ноздрина, Р.Р. Дегтярев // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований: сборник статей научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 136-140.
20. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 2010. – 88 с.
21. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Академия, 2004. – 244 с.
22. Робер М. Общие сведения о коммуникации / М. Робер, Ф. Тильман. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 32
23. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2000. – 512 с.
24. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
25. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 160 с.
26. Феоктистова, С.В. Темперамент и механизмы психологической защиты как компоненты системы адаптации личности / С.В. Феоктистова, И.В. Григорьева // Вестник ТвГУ. – 2017. Выпуск 3. – С. 174-178
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика типа темперамента дошкольника.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Проективная методика «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по опроснику Г. Айзенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по анкете для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Проективная методика «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. А. Калягиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по опроснику Г. Айзенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Первичные результаты диагностики типа темперамента испытуемых по анкете для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сводная таблица результатов по методике «Картинки».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты