Исследования в области использования средств физического воспитания для укрепления систем организма дошкольника
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Исследования в области использования средств физического воспитания для укрепления систем организма дошкольника»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Исследования в области использования средств физического воспитания для укрепления систем организма дошкольника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Физиологические особенности детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Особенности физического воспитания дошкольников
2.2 Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Интенсивность физического развития детей и их здоровья напрямую зависит от объёма двигательной активности. Для реализация потребности в движении в дошкольных учреждениях должны быть созданы определенные условия.
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундаментальные умения и навыки, развиваются нравственные качества личности и формируется характер. От того, что получит ребенок на данном этапе своего развития, во многом зависит его будущее.
Одной из основных задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время, является обеспечение разносторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, которые необходимы человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Укрепление систем организма дошкольников целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период происходит активное развитие ребенка в физиологическом, психическом, нравственном и духовном направлении. В дошкольном возрасте образовательная программа строится на основе формирования культуры здоровья у подрастающего поколения.
Культура здоровья детей дошкольного возраста является составным элементом общечеловеческой культуры. Она включает в себя ценностное и грамотное отношение к своему здоровью и здоровью других граждан, его укреплению, сохранению и поддержанию в оптимальном для жизнедеятельности состоянии.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Физиологические особенности детей дошкольного возраста
Первые шесть лет жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается у детей с 2-3 лет.
В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника, однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки. Мышцы у детей дошкольного возраста развиты относительно слабо и составляют 20-25% массы тела. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы-разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы – голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая [11].
Сердечно-сосудистая система претерпевает на протяжении дошкольного возраста морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3-4-летнего до 92,3 г – у 6-летнего ребенка. Частота сердечных сокращений колеблется в младшем дошкольном возрасте в пределах 85 - 105 уд/мин., в старшем – 78 – 99 уд/мин. У девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, в период бодрствования учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте 3 лет составляет 103 мм.рт.ст., в 4 года – 104, в 5 лет – 105, в 6 лет – 106 мм.рт.ст.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Особенности физического воспитания дошкольников
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается основа для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для укрепления организма, овладения основными жизненными двигательными навыками, гигиеническими навыками и т. д.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованное занятие физкультурой осуществляется в детских садах и семьях, а также в деятельности свободного передвижения, когда ребенок играет, прыгает, бегает, и т.д. [8].
Наиболее распространенные задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста:
Оздоровительные задачи.
1. Повысить устойчивость организма к воздействию окружающей среды, укрепив его. С помощью разумно дозированных оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабая защита детского организма существенно возрастает.
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (то есть, поддержание рациональной позы во всех видах деятельности).
3. Способствовать повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активные движения ребенка способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и терморегуляции, предотвращению застоя и т. д.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Современные исследователи рекомендуют внедрять в практику физического воспитания дошкольников различные направления работы, так как основной задачей, стоящей перед дошкольными учреждениями является направление усилий на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, определяется рядом условий, среди которых основными являются:
- реализация здоровьесберегающих педагогических технологий;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;
- реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;
- реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.
К примеру, Т. С. Борисовой разработана и предлагается к внедрению программа закаливания детей дошкольного возраста.
Цель программы закаливания – способствовать укреплению систем организма дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, первые шесть лет жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых.
С целью гармонического развития всех основных двигательных качеств в условиях дошкольного учреждения необходимо следить за разнообразием двигательной деятельности каждого ребенка, не давать увлекаться одним из видов, поощрять стремление детей овладеть новыми движениями.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Хотя данные задачи и относительно независимы, на самом деле тесно взаимосвязаны, и поэтому должны решаться в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.
Для полноценного физического развития дошкольников необходим не только подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса, а также использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
1. Борисова, Т. С. Гигиенические аспекты закаливания детей и подростков : учеб.-метод. пособие / Т. С. Борисова, Ж. П. Лабодаева. – Минск : БГМУ, 2017. – 44 с.
2. Востриков В.А. Функции физкультурного образования в аспекте формирования культуры личности // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 67-69
3. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010. – 196 с.
4. Ильина Г. В. Реализация принципа преемственности в развитии физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина // Дошкольное воспитание. 2011. - № 8. – С. 107-114.
5. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
6. Карасев А.В Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств: учеб. пособие / А.В. Карасев. - М.: Лептос, 2004. -368 с.
7. Карманова, Л. В. Диагностика физического развития дошкольников: метод, рек./ Л. В.Карманова, В. Н. Шебеко, Т.Ю.Логвина. - Минск: Издательский дом БТФС, 2007. – 184с.
8. Кожухова Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. - М.: Академия, 2008. – 352 с.
9. Коник А.А. Развитие координационных способностей дошкольников с использованием элементов координационной лестницы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 1. С. 17-24.
10. Кособуцкая Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая, Н. В. Алябьева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 97-100.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -- М.: ТЦ «Сфера», 2001.
12. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов. - СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, − 1999. - 374 с.
13. Лямцева И. В., Белинова Н. П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 61-66.
14. Лях В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. – 2006. – № 2. – С. 2 – 6.
15. Меннер, А. Э., Особенности двигательной деятельности детей дошкольного возраста / А.Э. Меннер, С. В. Шишкина //Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – №. 12-2. – С. 116-118.
16. Микляева Н.В. «Физическое развитие дошкольников». Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Под. Ред. Н.В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2015. 144с.
17. Муравьев, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: метод. пособие/ В. А. Муравьев, Н. Н. Назарова. - М.: АйресПресс, 2007. - 112 с.
18. Недомеркова, И. Н. Физическое развитие детей 3-4 лет. Март-май. Планирование НОД. Технологические карты: 32 карты / И.Н. Недомеркова. - Москва: ИЛ, 2016. – 954 c.
19. Рунова, М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М. А. Рунова. - М.: Мозаика- Синтез, 2000 – 256 с.
20. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э. Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
21. Харисов, В.В. Новые технологии в оздоровлении дошкольников / Ф.Ф. Харисов // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – «3 (31). – С.4 – 7.
22. Щуров, А. Г. Динамика показателей физической активности дошкольников / А.Г. Щуров//Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2015. – №. 12 (130).-С.145-148
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты