Проблема педагогического общения в образовательном процессе школы
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблема педагогического общения в образовательном процессе школы»
по дисциплине: «История и обществоведческие дисциплины»
2021
45.00 BYN
Проблема педагогического общения в образовательном процессе школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История и обществоведческие дисциплины
Организация: Средняя школа № 69, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк для ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Конфликты» (А. Е. Алмазов).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Конфликты» (А. Е. Алмазов).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
1. Педагогическое общение как феномен
1.2 Предпосылки формирования конфликтов между педагогами и учениками в подростковом возрасте
1.3 Проблемы в педагогическом общении в системе «учитель-ученик»
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Рекомендации по оптимизации педагогического общения в системе «учитель-ученик»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях комплексного преобразования системы общего образования, ориентации на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем, реализации их субъектной позиции в процессе личностно ориентированного обучения проблема оптимизации процесса решения учебно-воспитательных задач сопряжена со спецификой организации взаимодействия в системе «учитель-ученик»
Учитель и ученик – две главные фигуры в школе. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.
Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни подростков очень важное место, и школьники очень переживают, если они не складываются. В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание.
Наиболее эффективно взаимодействие педагога и учащихся происходит при сотрудничестве в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, даже при наличии общих целей возникают различные трудности при организации деятельности и ее осуществлении. Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт.
Изучением особенностей взаимодействия в системе «ученик - учитель» занимались такие психологи и педагоги, как Г. М. Андреева, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, М.М, Рыбакова, Д. В. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, П. П. Блонский и др.
При написании курсовой работы мы опирались на труды таких исследователей, как: О.Н. Артюгина, Д. И. Попенкова, Н. Ф. Радионова, Е. И, Рогов, М. Ю. Санникова, А. С. Фомиченко, С. В. Яковлев и др.
Цель исследования: изучить особенности педагогического общения в системе «учитель – ученик».
Задачи:
– рассмотреть педагогическое общение как феномен;
– охарактеризовать предпосылки формирования конфликтов между педагогами и учениками в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
1.1 Педагогическое общение как феномен
Общение – это процесс установления контактов между людьми и достижения ими взаимопонимания в целях успешного выполнения совместной деятельности [3].
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся [4, с.56].
Процесс педагогического общения условно можно представить формулой: деятельность – взаимодействие – общение – контакт.
Педагогическое общение разделяется на следующие виды:
–Резонансное общение – возникает, когда партнёры понимают друг друга и обмениваются личностно- смысловой информацией на основании возникших от восприятия чувств .Интерес учеников к уроку педагога можно проследить, наблюдая за их реакцией: поддакивающие кивки головой, одобрительные возгласы активного слушателя.
– Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира партнёров, происходит использование особых знаков. Например, у части учащихся есть своя система общения на уроке, понятная только им, а со стороны воспринимается как знак неуважения к педагогу. – Этикетное общение оформляется за счёт наблюдения определённых ритуалов: приветствие педагога стоя, этикетные формулировки прощания по окончании занятия и т.д.
– Раппортное общение возникает между родителями и детьми, связано с незрелостью личности или отсутствием у них свободы выбора. Примером такого общения являются ситуации, когда педагог делает нравоучительные замечания нерадивому ученику, заведомо зная, что ответа не последует
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
2.1 Организация и методики исследования
В эксперименте приняли участие 20 учащихся 9 «А» класса ГУО «Средняя школа № 69 г. Гомеля» (8 девочек и 12 мальчиков).
Этапы эксперимента:
1. Изучения уровня взаимоотношений в системе «учитель-ученик» между классным руководителем 9 «А» класса и учащимися.
2. Диагностика склонности учащихся 9 «А» к конфликтам.
3. Анализ и интерпретация результатов.
Нами были использованы следующие методики:
1. Методика Е.И. Рогова «Учитель – ученик»:
В анкету включено 24 вопроса, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 8 вопросов) – гностическому, эмоциональному, поведенческому (см. Приложение А).
Инструкция:
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то – «нет».
Обработка результатов:
Каждый вопрос, совпадающий с «ключом», оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы:
ответ «да» – 1, 4, 7, 10, 19, 22;
ответ «нет» – 13, 16.
Эмоциональный компонент включает вопросы:
ответ «да» – 8, 11, 14, 23;
ответ «нет» – 2, 5, 17, 20.
Поведенческий компонент включает вопросы:
ответ «да» – 3, 6, 12, 18;
ответ «нет» – 9, 15, 21, 24 [21].
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика, эмоциональный — определяет степень симпатии ученика к учителю, а поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества.
В результате исследования нами решены следующие задачи:
– рассмотрено педагогическое общение как феномен;
– охарактеризованы предпосылки формирования конфликтов между педагогами и учениками в подростковом возрасте;
– выявлены проблемы в педагогическом общении в системе «учитель-ученик»;
– изучены особенности педагогического общения между педагогом и учащимися;
– проанализированы полученные в ходе исследования результаты;
- подготовлены рекомендации по оптимизации взаимоотношений в системе «учитель – ученик».
В опытно-экспериментальной части работы нами было проведено исследование с использованием методик «Учитель-ученик» Е. И. Рогова и «Конфликты» А. Е. Алмазова.
По результатам углубленного изучения проблемы педагогического общения в системе «учитель – ученик» мы можем сделать следующие выводы:
1. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
2. Все значимые возрастные и индивидуальные особенности подросткового возраста (перестройка психических процессов, развитие самосознания, стремление освободиться из-под опеки взрослых, потребность в доверительном общении и принятии сверстников, склонность к риску, инфантильность и др.) следует учитывать при организации педагогического общения в системе «учитель – ученик».
1. Артюгина, О. Н. Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик» / О. Н. Артюгина, И. Р. Кофлер // Молодой ученый. – 2015. – № 22. –С. – 1 – 4.
2. Бордовская, Н. В. Реан, А. А. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2000. – 304 с.
3. Волков, Б. С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 277 с.
4. Габай, Т. В. Педагогическая психология : учебное пособие для студентов высш. учеб.завед./ Т. В. Габай. – М. : Академия, 2005. –240 с.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 1999. – 384 с.
6. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер. 2009. – 576 с.
7. Ложникова, Н. А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе : учебное пособие / Н. А. Ложникова. – Кемерово : Кемеровский госуниверситет, 1994. – 173 с.
8. Максимова, М. М. Особенности профессионально значимых качеств личности педагога / М. М. Максимова // Вопросы педагогики. – 2016. – № 11. – С. 103 – 108.
9. Пономаренко, В. В. Управление конфликтами / В. В. Пономаренко. – М. : АСТ : Олимп, 2008. – 379 с.
10. Попенкова, Д. И., Николаева, А. А. Исследование конфликта «ученик – учитель» в школе / Д. И. Попенкова, А. А. Николаева // Вестник университета. – 2020. – № 8. – С. – 194 – 199.
11. Радионова, Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников : Технология и творчество / Н. Ф. Радионова. – Л. : Наука, 1999. – 84 с.
12. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
13. Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 1998. – 226 с.
14. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. – М. : Экмос, 1998. – 264 с.
15. Санникова, М. Ю., Антропова, Т. С. Повышение эффективности взаимодействия в системе «учитель – ученик» / М. Ю. Санникова, Т. С. Антропова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 4. – С. 57 – 61.
16. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластеина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
17. Собкин, В. С., Адамчук, Д. В. Современный российский педагог : эскиз к социологическому портрету / В. С. Собчик, Д. В. Адамчук. – М. : Некоммерческое партнерство Авторский Клуб, 2015. – 60 с.
18. Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе «преподаватель-студент» / В. В. Спивакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 76 – 2. – С. 247 – 250.
19. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов / В. А. Толочек // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – № 3. – С 49 – 55.
20. Торхова, А. В. Индивидуальный стиль деятельности учителя / А. В. Торхова // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 10 –19.
21. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления /Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ: Флинта, 1999. – 169 с.
22. Фомиченко, А. С. Взаимоотношения в системе «учитель – ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников / А. С. Фомиченко // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 5. – C. 39 – 47.
23. Чернобровкина, С.В. Представления о подростках как фактор их взросления/ С.В. Чернобровкина// Вестник Омского университета. Серия Психология. – 2016. – № 3. – С. 56 – 64.
24. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое Общество России, 2000. – 177 с.
25. Яковлев, С. В. Ценностные контенты педагогического общения / С.В. Яковлев // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 12. – С.8 – 24.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк для ответов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Конфликты» (А. Е. Алмазов).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Конфликты» (А. Е. Алмазов).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты