Социально-педагогическая деятельность по формированию культуры информационной безопасности подростков
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая деятельность по формированию культуры информационной безопасности подростков»
по дисциплине: «Педагогические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая деятельность по формированию культуры информационной безопасности подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогические основы социальной работы
Организация: Средняя школа № 26, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики с использованием «Тест на интернет зависимое поведение для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики с использованием «Тест на интернет зависимое поведение для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ В План организации процесса формирования культуры информационной безопасности подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс занятий к коррекционной программе.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по формированию культуры информационной безопасности подростков
1.1 Понятие и сущность культуры информационной безопасности подростков
1.2 Индивидуальные и личностные характеристики подростков в цифровом обществе
2. Содержание социально-педагогической деятельности по формированию культуры информационной безопасности подростков
2.1 Организация и анализ результатов исследования уровня компьютерной зависимости у подростков
2.2 Программа формирования культуры информационной безопасности подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Зависимость подростков от интернета стала особой социальной и педагогической проблемой в новом столетии. Эта социальная значимость обусловливается фактом, что Интернет играет все большую роль в нашей жизни. Компоненты микро и макросреды не могут существовать в XXI веке без разносторонней Интернет – информации. Мировым сообществом на базе компьютерных технологий была образована глобальная информационная сеть, которая дает толчок развитию экономики, стимулирует непрерывное общение между людьми из разных уголков мира. По словам Е. Торина, «Мировая сеть на сегодняшний день не просто система хранения и передачи информации, а новая неотъемлемая часть нашей повседневной реальности, сфера жизнедеятельности огромного числа людей». Всемирная информационная сеть – огромная справочная система, он позволяет быстро обсуждать новые достижения во всех областях знаний, позволяет оперативно общаться по любым интересующим вопросам с представителями всех стран.
На формирование поведения подростков влияют различные факторы: семья, школа, друзья, социальные институты, средства массовой информации. Одним из факторов, существенно влияющим на процесс формирования поведения подростков, является Интернет-сеть как новая сфера жизнедеятельности подростков. Стремительное развитие и использование в повседневной жизни источник информации дает возможность подросткам искать необходимую информацию, общаться с друзьями. Но, несмотря на положительные стороны использования мировой сети, она таит в себе опасения и риски для подрастающего поколения. Используя сеть в повседневной жизни, подростки знакомятся со стереотипами и моделями поведения, нормами деятельности, формируют свою социальную идентичность, собственную самооценку, которая не всегда является адекватной и соответствующей реальной действительности, что характерно для поведенческого компонента деятельности подростков в интернете.
Компьютерная зависимость является сложным явлением, поэтому требует детального изучения с различных точек зрения и в различных научных сферах. Анализ научных работ показывает, что проблемы поведения, зависимого от компьютера у подростков, изучаются в рамках психологии, социальной педагогики (Е. А. Войскунский, М. Гриффинс, А.Е. Жичкина, М. С. Иванов, Е. И. Изотова), медицины (Т. Ю. Бальбот, М. Н. Степанова, Л. Н. Юрьева, К. Янг).
Не достаточно изученным является проблема, какую именно может получить социально-педагогическую помощь подросток, страдающий компьютерной зависимостью.
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по формированию культуры информационной безопасности подростков
1.1 Понятие и сущность культуры информационной безопасности подростков
Интернет – это глобальная сеть, которая объединяет компьютерные сети меньшего размера, принадлежащие компаниям, правительствам, университетам и другим организациям, и позволяет им общаться друг с другом. На формирование поведения влияют различные факторы: семья, школа, друзья, социальные институты, средства массовой информации. Одним из факторов, существенно влияющим на процесс формирования поведения является Интернет как новая сфера жизнедеятельности.
Информационная безопасность детей – это ситуация защиты детей, при которой отсутствует риск, связанный с распространением информации, включая информацию, распространяемую в Интернете, причинения вреда их здоровью, физическому, умственному, духовному и нравственному развитию [7, с. 157].
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду.
Интернет-зависимость – это непреодолимое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность своевременно отключиться от Интернета. Согласно различным исследованиям, сегодня около 10% пользователей во всем мире имеют зависимость от Интернета. В частности, некоторые студенты настолько заинтересованы в виртуальном пространстве, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Типы интернет-зависимости – это обязательный просмотр Интернета, зависимость от виртуального общения и виртуальных знакомств (большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, онлайн-форумах, увольнение знакомых и друзей в сети), зависимость от азартных игр – навязчивая страсть к компьютерным играм в сети [13, с. 134].
Стремительное развитие и использование в повседневной жизни информационной сети дает возможность искать необходимую информацию, общаться с друзьями. Но, несмотря на положительные стороны использования Интернет-сети, она таит в себе опасения и риски для обучающихся. С точки зрения педагогики, поведение рассматривается как совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности человека. Формирование навыков поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил.
2. Содержание социально-педагогической деятельности по формированию культуры информационной безопасности подростков
2.1 Организация и анализ результатов исследования уровня компьютерной зависимости у подростков
За последнее десятилетие информационно-компьютерные технологии стали неотъемлемой частью современной подростковой субкультуры, оказав на нее существенное влияние. Стремительное развитие компьютерной техники и интенсивность процесса информатизации обуславливают необходимость рассмотрения возрастных и социально-психологических аспектов данной проблематики в более широком социокультурном контексте. В этой связи особый интерес представляет изучение взаимосвязи интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить степень интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Этапы исследования:
– разработка программы и инструментария исследования;
– сбор эмпирического материала о степени проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте;
– обработка и анализ собранного эмпирического материала в соответствии с целью исследования;
– провести анализ социально-педагогической деятельности по формированию культуры информационной безопасности подростков.
Выборка исследования: 30 подростков, учащихся 8-9 классов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №26 г. Могилева».
Методики исследования:
1. Для выявления степени интернет-зависимости применялся «Тест на интернет-аддикцию» (зависимое поведение) для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
По данным методики выявляются следующие психологические особенности интернет-зависимости:
– общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность и зависимость от сети «Интернет»;
– жанровые предпочтения подростков в области компьютерных игр и целевое использование сети «Интернет»;
Заключение
Культура информационной безопасности – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации. На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать культура информационной безопасности: целостность данных – защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных; конфиденциальность информации; доступность информации для всех авторизованных пользователей. Интернет в его различных формах обеспечивает удовлетворение самых разных мотивов подростков: познавательных, социальных, коммуникативных и т.д. Анонимность ведет к кризису рационализма, утрате защищенности социальной реальности и стабильности, снижает способность к социальной самокатегоризации. Происходит расширение опыта, повышение социальной компетентности, осознание потребностей принадлежности к группе и самораскрытия. Среди негативных последствий этого процесса – распространение идентичности, чрезмерная одержимость Интернетом, которую называют интернет-зависимостью. Среди негативных последствий использования Интернета можно выделить несколько групп онлайн-рисков, т.е. проблемы, с которыми подросток сталкивается в Интернете: риски контента, риски коммуникации, риски потребителя, технические риски.
В ходе работы было организовано исследования уровня интернет-зависимости подростков. В исследовании приняли участие 30 подростков, учащихся 8-9 классов. В качестве методик использовались «Тест на интернет-аддикцию» для подростков (в модификации И.А. Коныгиной), Шкала Интернет-зависимого поведения Чена. Результаты исследования показали, что наибольшее число подростков входят в группу риска по развитию интернет-зависимости. Также была обнаружено группа подростков со сформированной интернет-зависимостью (30%). Это позволяет сделать вывод о том, что на протяжении подросткового возраста Интернет и компьютерная игра занимает важное место в жизни школьника.
В связи с этим была разработана программа по повышению уровня культуры информационной безопасности подростков Программа рассчитана на учебный год и включает следующие направления: туристско-краеведческое; спортивно-техническое; физкультурно-спортивное; социально-педагогическое; художественно-эстетическое; культурологическое; научно-техническое; эколого-биологическое. Программа направлена на повышение уровня культуры информационной безопасности подростков. в рамках внеурочной деятельности.
1. Бабаева, Ю. Д. Взаимодействие человека с компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 89-100.
2. Белобородов, А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. Психология. Педагогика. – 2013. – № 9 (21). – С. 6-20.
3. Войскунский, А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернет / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1999. – №1. – С. 22-26.
4. Выгонский, С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С. И. Выгонский.– М.: Феникс, 2010.– 320 с.
5. Дроздикова-Зарипова, А. Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: Теория, Практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова. – Казань: Издательство «Отечество», 2012. – 280 с.
6. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. Кузнецова, Е. Петрова / // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5. – № 2. – С. 20-27
7. Захаров, Д. С. Психологические особенности Интернета / Д. С. Захаров // Акмеология. – 2006. – № 4. – С. 154-158.
8. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / cост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 180 с.
9. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом / Е. Корнеева // Мир семьи. – 2004. – № 13. – С. 17-28.
10. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С. В. Краснова. – Москва: Бис-прант, 2005. – 45 с.
11. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: индивидуал. консультирование и психотерапия в профилактике наркомании у подростков: учеб. - метод. пособие / С. А. Кулаков. – Москва; Санкт-Петербург: Фолиум, 1998. – 70 с.
12. Лаврович, А. П. Интернет-аддикция в подростковом возрасте / А. П. Лаврович, Т.А. Попкова // Социально-педагогическая работа. – 2003. – № 6. – С. 3-19.
13. Менделевия, В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В. Д. Менделевия. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
14. Мулик, Е. О. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Е. О. Мулик, А. А. Коломиец, Ю. В. Мулик // Материалы научного симпозиума. – Л. –2003. – С. 73-74.
15. Омельченко, H. B. Человек играющий: проблемы рационального использования личного времени: сб. науч. ст. / Личность как субъект организации времени своей жизни; редкол.: Н. В. Омельченко (гл. ред.) [и др.]. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т. – 2008. – С. 151-153.
16. Омельченко, Н.В. Диспозиционные особенности (черты личности и ценностные ориентации) играющих в компьютерные игры с разным игровым опытом / Н.В. Омельченко // Человек. Сообщество. Управление. – 2010. № 4. – С.124-132.
17. Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 514 с.
18. Сидорова, А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков / А. Сидорова // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – С. 61-63.
19. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Зотова, А.И. Чекалина. – М., 2011. – 176 с.
20. Федорцова, Т. Тренинг в работе социального педагога / Т. Федорцова // Социально-педагогическая работа. – 2006. – № 7. – С. 39-43.
21. Чудова, Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета / Н. В. Чудова // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 70-75.
22. Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии / А. Г. Шмелев // Компьютеры и познание. – М.: Наука, 1990. – 212 с.
23. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики с использованием «Тест на интернет зависимое поведение для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные результаты диагностики с использованием «Тест на интернет зависимое поведение для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
ПРИЛОЖЕНИЕ В План организации процесса формирования культуры информационной безопасности подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Комплекс занятий к коррекционной программе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты