Методика использования проблемных ситуаций при обучении монологической речи учащихся старшей ступени школы
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика использования проблемных ситуаций при обучении монологической речи учащихся старшей ступени школы»
по дисциплине: «Иностранный язык»
2021
45.00 BYN
Методика использования проблемных ситуаций при обучении монологической речи учащихся старшей ступени школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Иностранный язык
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Психологические и лингвистические особенности монологической речи
1.2. Виды монологической речи
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
2.1. Характеристика различных типов опор при обучении монологической речи
2.2. Использование проблемных ситуаций при обучении монологической речи учащихся старших классов
2.3. Методическая разработка урока английского языка по обучению учащихся 10 классов средней школы монологической речи с использованием проблемных ситуаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение говорению на иностранных языках является важной задачей в современном преподавании иностранных языков. Иностранный язык – это реальное средство общения между людьми из разных стран, способ познания мира.
На всех этапах изучения иностранного языка проблема организации общения приобретает особое значение. Обучение иноязычному общению в диалоге культур является одной из основных задач преподавания иностранных языков, особенно в старших классах средней школы, когда учащиеся готовятся к «выходу на новый уровень» взаимодействия в обществе.
Решение проблемы эффективной организации процесса обучения иноязычному общению в старшем школьном возрасте заключается в использовании элементов проблемного обучения.
Проблемное обучение – это последовательное применение принципов проблемности, которое включает использование объективных противоречий в обучении, организацию на основе этих противоречий, исследование знаний и использование педагогических методов обучения для управления интеллектуальной деятельностью и развитием учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету «иностранные языки», формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому более эффективно не в тот момент, когда учитель просто сообщает информацию, а путем постоянного обсуждения, размышления, полемики учителя и учащихся, обсуждение других точек зрения, вовлечения учащихся в активный процесс доказательства и аргументации.
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
1.1. Психологические и лингвистические особенности монологической речи
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их сопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
По мнению M.M. Алексеева, Б.И Яшина, монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. У нее наиболее сложное строение, где выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Следовательно, высказывание должно быть полным, развернутым. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: законченность, развернутость высказывания, логическая завершенность, литературная лексика, синтаксическая оформленность; один говорящий обеспечивает связность монологического высказывания [1, c. 194].
Монолог побуждается внутренними мотивами. Сам говорящий выбирает содержание и языковые средства.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
2.1. Характеристика различных типов опор при обучении монологической речи
Опора представляет собой модель программы высказываний, которая должна включать возможность разнообразного использования ее средств выражения, основанного на представлении о том, как выполняются речевые действия при порождении высказываний [12, c. 38].
Единственная цель опор – прямо или косвенно помочь речевому высказыванию, вызывая ассоциации из жизненного и речевого опыта учащегося.
Поскольку необходимые ассоциации вызываются, во-первых, словами, а во-вторых, образами реальности, представляется правомерным различать, прежде всего, вербальную и изобразительную опоры. Такое разделение дает возможность использовать оба вида опор параллельно в одном упражнении, так как они дополняют друг друга.
Каждая опора, по сути, является способом управления высказыванием, но характер управления различается в зависимости от той или иной опоры: что контролируется? Либо содержание высказывания, либо его смысл. Таким образом, существует классификация опор на содержательную и смысловую. При этом учитываются два уровня высказывания: уровень значения (кто, что, где, когда и т.д.) и уровень смысла (почему, почему нет и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение монологической речи является важным компонентом коммуникативных навыков. Процесс речевой деятельности тесно связан с мыслительной деятельностью. Каждая коммуникативная задача – это речемыслительная задача.
Однако учебная речевая ситуация отличается от естественной тем, что описание компонентов ситуации несколько детализировано, есть вербальная стимуляция, ее можно повторять, и есть опоры. Учебная ситуация является, прежде всего, коммуникативной проблемой. Участники коммуникации совершают речевые акты, направленные на создание сознательно и целенаправленно интегрированного речевого продукта с целью оказания определенного воздействия на собеседника, что делает данный вид коммуникации естественным. Намеренно созданные проблемные ситуации особенно важны при обучении устному общению в старших классах из-за их возрастных особенностей (например, желание выражать собственную точку зрения, желание давать собственную оценку событиям и т.д.).
В научной литературе проблемная ситуация рассматривается как сознательно организованное учителем затруднение в мышлении, которое является одновременно и сложной системой деятельности субъекта, и результатом этой деятельности, наполняющим жизнь субъекта содержанием и смыслом. Каждая ситуация предполагает особую позицию субъекта, соответствующие переживания, методы и способы выхода из нее.
1. Алексеева, M.M. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. / M.M. Алексеева, B.И. Яшина. – M.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 c.
2. Вайсбурд, M.Л. Ситуативная роль как методическое понятие / M.Л. Вайсбурд, M.A. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 5. – C. 20-23.
3. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. – M., 1991.
4. Виноградов, B.B. лексикология и лексикография / B.B. Виноградов // Избранные труды. – M.: Наука, 2003. – 276 c.
5. Гальскова, H.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / H.Д. Гальскова. – M.: APKTИ, 2004. – 290 c.
6. Гальскова, H.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / H.Д. Гальскова, H.И. Гез. – M.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 c.
7. Комаров, A.C. Обучение английскому языку в лаборатории устной речи / A.C. Комаров // Иностранные языки в школе. – 2005. – №4. – C. 87-92.
8. Краснова, T.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы / T.И. Краснова // В мире научных открытий. – 2014. – № 11. – C. 10-26.
9. Логинова, A.B. Преимущества использования системы дистанционного обучения «MOODLE» при обучении иностранному языку студентов технических специальностей / A.B. Логинова // Вестник науки Сибири. – 2011. – № 1 (1). – C. 358-362.
10. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебн. пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. B.M. Филатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 c.
11. Одинцова, И.B. Учебная коммуникативно-речевая ситуация и учебно-речевая ситуация как методические категории / И.B. Одинцова // Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – T. 1. – 2010. – C. 44-51.
12. Попова, E.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы / E.И. Попова. – M., 1985. – 220 c.
13. Скалкин, B.Л. Обучение диалогической речи / B.Л. Скалкин. – Киев, 2004. – 284 c.
14. Царькова, B.Б. Речевые упражнения в английском языке / B.Б. Царькова. – M.: Просвещение, 1980. – 135 c.
15. Чистякова, B.B. Оптимизация обучения иноязычному монологическому высказыванию в языковом вузе: английский язык как второй иностранный / B.B. Чистякова. – M.: Просвещение, 2008. – 128 c.
16. Keller, J. The art of digital storytelling / J. Keller. – [Электронный ресурс]. – URL: http://creativeeducator.tech4learning.com/v04/articles/The_Art_of_Digital_Storytelling.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты