Организация педагогического взаимодействия учителя и учащихся старших классов в условиях информационной образовательной среды
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация педагогического взаимодействия учителя и учащихся старших классов в условиях информационной образовательной среды»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Организация педагогического взаимодействия учителя и учащихся старших классов в условиях информационной образовательной среды
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс заданий с использованием компьютерной технологии для учащихся старших классов.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы педагогического взаимодействия в современной школе
1.1 Сущность понятия педагогическое взаимодействие
1.2 Информационно-образовательная среда современной школы
Выводы по главе 1
Глава 2 Содержание работы учителя по организации педагогического взаимодействия в условиях цифровой среды
2.1 Изучение опыта применения информационных технологий в педагогике
2.2 Разработка рекомендаций по использованию информационно-образовательных ресурсов в процессе обучения учащихся
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогике на сегодняшний день из основных проблем является процесс взаимодействия между педагогом и учеником. Процесс педагогического воздействия первостепенно перед собой ставит установление контакта между учителем и обучающимся. Постановка правильного педагогического взаимодействия помогает избежать многих проблем и трудностей в процессе образования, тем самым достичь наибольших успехов в образовательном процессе. Педагогическое взаимодействие важный компонент в образовательном процессе, которое оказывает взаимное влияние на участников педагогического процесса. В педагогическом взаимодействии учителя и ученика складывается система взаимоотношений, способствующая эффективному пути в процессе воспитания и обучения.
А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова – изучали педагогическое взаимодействие, то есть личностные свойства и психологические характеристики учителя в процессе взаимодействия с учеником. В.И. Загвизинский, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин под педагогическим взаимодействием понимали проявление в деле личностных качеств, определяющих индивидуальные особенности педагога в образовательном процессе. Каждый автор раскрывал педагогическое взаимодействие с разной стороны, для установления каких-либо стилей педагогического взаимодействия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия педагогическое взаимодействие
Термин «педагогическое взаимодействие» давно вошел в сферу образования. Однако чрезмерное использование различных слов и фраз приводит к тому, что чрезмерное употребление этих слов приводит к сужению их смысла, ограничению сферы применения и научно-теоретического потенциала, в результате чего, по некоторому определению, они становятся «старыми, как холмы».
С этой точки зрения, необходимо обратиться к изучению сущности понятия «педагогическое взаимодействие». Это определение указывает на сферу действия явления, обозначенного существительным «взаимодействие», т.е. прилагательное фокусирует область исследования – педагогическую науку и практику.
Слово «взаимодействие», в свою очередь, состоит из двух корней: «взаимо» и «действие». Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимный означает «обоюдный, затрагивающий обе стороны» [18, с. 176]. Здесь необходимо сделать следующую оговорку: в педагогическом взаимодействии участвуют разные стороны, но это не значит, что их может быть только две. Само педагогическое взаимодействие – явление очень многообразное, поэтому оно включает: контакт в дуале (два участника, прямо или косвенно вовлеченных в процесс обучения), в триаде (и дальнейшее увеличение числа участников: учитель, ученик, родитель или психолог, директор школы и т.д.), в группе соконструкторов (увеличение числа участников и увеличение числа участников), группа в целом, различающаяся по своему составу и характеру осуществляемой деятельности (группы учеников, коллектив учителей, ассоциация родителей и учителей, коллектив в одной школе и т.д.); сложная взаимосвязь между социальными явлениями – системой образования, обществом, социальным заказом и др. Поэтому стоит отметить, что в зависимости от ситуации количество сторон, участвующих в педагогическом взаимодействии, можно интерпретировать по-разному, не обязательно подразумевая двусторонность.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
2.1 Изучение опыта применения информационных технологий в педагогике
В настоящее время профессорско-преподавательским составом школы ведется работа по организации воспитательной работы учащихся с использованием современных коммуникационных технологий, усилению информационно-образовательной деятельности по истории и культурному наследию страны в сети Интернет и в средствах массовой информации. Сегодня миссия системы общего среднего образования – подготовить подрастающее поколение к успешной социализации в информационном обществе: заложить основы информационной грамотности и навыков, научить правильному использованию информационных технологий и Интернета в образовании, повседневной жизни, социальном общении и самообучении.
Активное использование информационных технологий является одним из основных инструментов влияния на то, как люди видят мир в целом, на механизм образования и обучения, на формирование потребностей, интересов, взглядов и ценностей молодежи. Использование информационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы – это не эффект моды, а необходимость, продиктованная современным уровнем развития образования. Использование информационных технологий позволило изменить содержание, методы и формы образования. Преподавательский состав школ все шире использует информационные технологии в учебном процессе. Сегодня невозможно представить себе внеклассную деятельность без использования мультимедиа, цифровых фотоаппаратов, видеокамер и компьютеров. Информационные технологии используются в образовательном процессе в различных сферах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. В педагогической деятельности существуют различные стили педагогического взаимодействия: авторитарный, либеральный, демократический, но в большинстве случаев педагог сочетает несколько стилей. Со стажем работы у педагога формируется индивидуальный стиль взаимодействия, который зависит от темперамента, характера реакций на те или иные педагогические ситуации, методов обучения, подборе средств воспитания, реагирования на действия н поступки детей; манеры поведения, применения средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Информатизация образования является процессом обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, оптимального использования современных средств информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий.
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение. – 2003. – 256 с.
2. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения / С.Н. Батракова. – Ярославль, 2009. – 254 с.
3. Воронов, А.В. Развитие единого информационно-образовательного пространства – залог качества образования / А.В. Воронов // Столичное образование сегодня. – 2008.– № 3.– С.3-8.
4. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до философии / В.В. Гузеев. – М.: Педагогический центр, 2006. – 120 с.
5. Евдокимова, В.Е. Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста / В.Е. Евдокимова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – № 2. – С.25-28.
6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
7. Зеков, М.Г. Информатизация школьного образования / М.Г. Зеков. – Минск, 2006. – 288 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология.: Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное / И.А. Зимняя. – М., 2000. – 277 с.
9. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 268 с.
10. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климова. – Лен.: ЛГУ, 2011. – 66 с.
11. Ковалева, А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе / А.Г. Ковалева. – М.: Академия, 2006. – 75 с.
12. Конюшенко, С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивидуальности человека / С.М. Конюшенко // Информатика и образование. – 2004. – №7. – С. 102-103.
13. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е.В. Коротаева. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 192 с.
14. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 244 с.
15. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – 80 с.
16. Методика «Нарисуй что-нибудь» // Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – С. 69-74.
17. Миславский, И.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / И.А. Миславский. – М., 2001. – 152 с.
18. Митина, Л.М. Психологические аспекты труда учителя / Л.М. Митина. – Тула, 2001. – 289 с.
19. Плотоненко, Ю.А. Моделирование образовательного процесса изучения информационных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения / Ю.А. Плотоненко // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 2. – С.127-138.
20. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. – Ростов н/Д, 2006. – 278 с.
21. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – .: Академия, 2002. – 576 с.
22. Степанов, Р.И. Технологический подход к гуманизации образования / Р.И. Степанов // Наука и образование. – 2003. – № 3. – С. 29-34
23. Урсова, О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ компетентности учителя-предметника / О.В. Урсова // Развитие региональной образовательной информационной среды «РОИС-2006»: материалы межрегиональной научно-практической конференции (– Санкт-Петербург, 2006. – С. 51-53.
24. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс заданий с использованием компьютерной технологии для учащихся старших классов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты