Феноменология как философская рефлексия над основаниями культуры и человеческого существования
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Феноменология как философская рефлексия над основаниями культуры и человеческого существования»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Феноменология как философская рефлексия над основаниями культуры и человеческого существования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
Раздел 1 Феноменология как философская традиция: история и проблемы
Раздел 2 Э. Гуссерль: анализ оснований и динамики культуры
Раздел 3 Фундаментальная онтология М. Хайдеггера об основаниях бытия человека
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Начало феноменологии можно найти в философии Дж. Локка, но только в XX веке феноменология начала изучаться в трудах известных немецких классиков, а именно представителей известных школ Геттингена и Мюнхена. Классическая феноменология предназначена для рассмотрения проблем самосознания и рефлексии, проблем описания различных форм и уровней сознательной деятельности, проблемы очевидности и собственного сознания.
В каждом философском учении есть представители, которых можно охарактеризовать как «творцов тенденций». Феноменология, одна из самых популярных систем познания мира, не исключение. В ее груди тоже есть ее светила, произведения, которые называют классикой. Речь идет о таких великих философах, как Франц Брентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других.
В век современных радикальных перемен в социально–политической и духовной жизни общества человеческий фактор требует более пристального философского осмысления. Именно феноменология дает возможность найти точку соприкосновения с миром и воспринять его сущностную структуру.
РАЗДЕЛ 1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Феноменология как дисциплина отлична от других главных философских дисциплин, таких как онтология, эпистемология, логика и этика, но соотнесена с ними [4, с. 23]. Ее обычно понимают одним из двух способов: как одну из философских дисциплин или как одно из направлений в истории философии.
Феноменологию как дисциплину можно изначально определить как изучение структур опыта или сознания. В буквальном смысле феноменология – это изучение «феноменов», явлений вещей или вещей, которые появляются в нашем опыте, или способов, которыми мы переживаем вещи, и, следовательно, значений, которые вещи имеют в нашем опыте. Феноменология изучает сознательный опыт с субъективной точки зрения или от первого лица. Следовательно, эту область философии следует отличать от других ее основных областей: онтологии (изучение бытия или того, что оно есть), эпистемологии (изучение знания), логики (изучение формально правильных рассуждений), этики (изучение права и неправильные действия) и так далее и соотносится с ними [9, с. 42].
Феноменология как историческое движение – это философская традиция, начатая в первой половине XX века Эдмундом Гуссерлем, Мартином Хайдеггером, Морисом Мерло–Понти, Жан–Полем Сартром. Это движение превозносило феноменологию как дисциплину в качестве подлинного основания всей философии – в противоположность, к примеру, этике, метафизике или эпистемологии. Методы и характеристика этой дисциплины широко обсуждались Гуссерлем и его последователями; эти дискуссии продолжаются и поныне. Данное выше определение феноменологии будет, таким образом, оспариваться, к примеру, хайдеггерианцами, но оно остается отправной точкой при описании этой дисциплины [7, с. 38].
РАЗДЕЛ 2 Э. ГУССЕРЛЬ: АНАЛИЗ ОСНОВАНИЙ И ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
По общему признанию, основателем феноменологии является Эдмунд Гуссерль. Именно ему принадлежит систематическое и разностороннее описание феноменологического метода, сделавшее возможным его применение в психологическом исследовании.
Э. Гуссерль был учеником немецкого философа Франца Брентано (1838–1917), который разработал метод прямого описания ментальных явлений и выделения их структур. Ф. Брентано также представил идею интенциональности (сосредоточенности на чем–то другом) как отличительную черту ментальных феноменов. Эта идея стала стержнем феноменологического подхода. Феноменология с самого начала формировалась не как закрытая философская школа, а как широкое философское движение, в котором в ранний период проявились тенденции, не сводимые к философии Э. Гуссерля. Тем не менее ведущую роль в ее формировании сыграли труды Э. Гуссерля и особенно его двухтомная книга «Логические исследования» (1900–1901), а также очерк «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). Феноменология получила широкое распространение в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Э.Гуссерля находятся в Лувене (Бельгия, главный архив), Кельне, Фрайбурге, Париже; исследовательские центры и феноменологические общества существуют во многих странах мира [1, с. 38].
РАЗДЕЛ 3 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ М. ХАЙДЕГГЕРА ОБ ОСНОВАНИЯХ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Влияние М. Хайдеггера на европейскую, а затем и на мировую философию было и остается сегодня серьезным. Имя М. Хайдеггера часто ассоциируется в литературе с экзистенциализмом, что верно лишь отчасти и в определенных пределах, а сам М. Хайдеггер не считал себя экзистенциалистом, несмотря на то, что он постоянно говорил о «существовании». М. Хайдеггер – основоположник фундаментальной онтологии и создатель целого направления в герменевтике. Своей философией он разрушает границы отдельных течений и направлений, создавая более широкое проблемное поле культурной и философской мысли. М. Хайдеггер принадлежит к тому классу мыслителей, которые сформировали философский и этико–политический горизонт нашего века своим желанием понять общую трагедию культуры ХХ века, пережитую как кризис принципов. М. Хайдеггер не предлагает новой философской программы, он скорее ставит вопрос о мотивах философствования [3, с. 104].
Самым значительным произведением раннего периода является его трактат «Бытие и время». Во введении к книге «Бытие и время» М. Хайдеггер поднимает вопрос о предмете, методе и основных понятиях философии, разъясняя вопрос о бытии. Согласно М. Хайдеггеру, фундаментальная онтология должна начинаться с вопроса о бытии, т. е. о значении бытия, которое отодвигается на задний план классической европейской философии в области абстракций и логических разработок. Согласно М. Хайдеггеру, бытие было и остается главным делом философской мысли, потому что вопрос бытия является самым важным для человека. Содержание концепции бытия, говорит М. Хайдеггер, кажется самоочевидным и принимается как бессмысленное [6, с. 52].
М. Хайдеггер рассматривает три «заблуждения» по вопросу о существовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Феноменология представляет собой идеалистическое направление в философии ХХ века, которое определяет свою задачу как описание опыта познания сознания и выявление в нем существенных характеристик. Современный смысл феноменологии связан с методологией Э. Гуссерля. Дальнейшее развитие феноменологии наблюдается во второй половине XIX – начале XX века и связано с проблемами разделения предметов и методов психологии и естествознания, психологии и философии, психологии и логики. Идеи феноменологии получают свое дальнейшее развитие в экзистенциализме, персонализме, философии жизни, герменевтике.
2. Феноменология, согласно Э. Гуссерлю, является учением о существовании сознания, которое не сводится к «практическим следствиям» (прагматизм), к иррациональному течению бытия или пути культуры (философия жизни), практической деятельности (марксизм), индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия). В то же время феноменология имеет определенные точки соприкосновения почти со всеми течениями мысли, сформировавшимися или широко распространенными в ХХ веке. Существенная близость обнаруживается там, где проблема значения выходит на первый план. Феноменологическое учение о сознании раскрывает ограничивающие возможности различных способов мышления: от простейшей фиксации пространственно–временного положения объекта до восприятия идеальных объектов, от первичного восприятия объекта до размышлений о семантических основах культуры.
1. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск: Сагуна, 1994. – 357 с.
2. Докучаев, И.И. Эдмунд Гуссерль / И.И. Докучаев. – СПб: Наука, 2017. – 288 с.
3. Дугин, А.Г. Мартин Хайдеггер. Последний бог / А.Г. Дугин. – М.: Академический проект, 2014. – 846 c.
4. Ивин, А.А. Философия / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
5. Ищенко, Н.И. Мартин Хайдеггер: от феноменологии сознания к феноменологии бытия / Н.И. Ищенко // Антиномии. – 2016. – № 2. – С. 39–62.
6. Корнеев, М.Я. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / М.Я. Корнеев и др. – СПб.: Издательство Санкт–Петербургского философского общества, 2000. – 324 с.
7. Лойко, Л.Е. Современная западная философия / Л.Е. Лойко. – Мн.: Академия МВД, 2004. – 72 с.
8. Лукашевич, В.К. Философия / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 431 с.
9. Мерло–Понти, М. Око и дух / М. Мерло–Понти. – М.: Искусство, 1992. – 63 с.
10. Моторина, Л.Е. Фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера / Л.Е. Моторина // Вестник ВятГУ. – 2007. – № 18. – С. 19–26.
11. Ойген, Ф. Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля / Ф. Ойген // Философско–литературный журнал «Логос». – 2016. – № 1. – С. 5–46.
12. Свасьян, К. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика / К. Свасьян. – М.: Академический проект, 2010. – 206 с.
13. Слинин, Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование / Я. А. Слинин. – СПб.: Наука, 2001. – 526 с.
14. Слинин, Я.А. Феноменология интерсубъективности / Я. А. Слинин. – СПб.: Наука, 2004. – 360 с.
15. Философия Мартина Хайдеггера и современность: сборник / АН СССР, Ин–т философии; редкол.: Мотрошилова Н. В. (отв. ред.) и др. – М.: Наука, 1991. – 249 с.
16. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. – СПб.: Высшая религиозно–философская школа, 2001. – 446 с.
17. Херрман, Ф.В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля / Ф.В. Херрман. – Томск: Водолей, 1997. – 96 с.
18. Хюбнер, Б. Мартин Хайдеггер – одержимый бытием / Б. Хюбнер. – СПб.: Академия исследования культуры, 2011. – 172 с.
19. Черняков, А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А.Г. Черняков. – СПб.:Высшая религиозно–философская школа, 2001. – 460 с.
20. Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение. Историческое введение / Г. Шпигельберг. – М.: Логос, 2002. – 680 с.
21. Яскевич, Я.С. Методология и этика в современной науке: поиск открытой рациональности / Я.С. Яскевич. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 186 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты