Особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Серии заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры для нормализации мышечного тонуса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры для нормализации голоса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Игры для нормализация речевого дыхания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Игры для нормализации просодической стороны речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Игры для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Игры для развития речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Конспект занятия на тему «И станет доброй Шапокляк».
ПРИЛОЖЕНИЕ М Конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Серии заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры для нормализации мышечного тонуса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры для нормализации голоса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Игры для нормализация речевого дыхания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Игры для нормализации просодической стороны речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Игры для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Игры для развития речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Конспект занятия на тему «И станет доброй Шапокляк».
ПРИЛОЖЕНИЕ М Конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Понимание дизартрии как сложного речевого нарушения, классификация форм дизартрии
1.2. Речевые и неречевые нарушения у детей с дизартрией
1.3. Основные направления и содержание логопедической работы при дизартрии
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по коррекции речевого и неречевого развития детей с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в детстве и рассматривается в современном воспитании как общая основа развития и обучения детей. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. У детей, страдающих дизартрией, это основное средство оказывается нарушенным. В настоящее время дизартрия рассматривается как комбинаторное множественное нарушение процесса моторной реализации речевой деятельности [14, с. 71].
Изучением дизартрии занимались Е.Н. Винарская, Л.Б. Литвак, Е.Н. Винарская, Л.Н. Шендерович, В. Слонимская, М.Б. Эйдинова, К.А Семёнова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко и другие.
Е.М. Максюкова изучала формы дизартрии в зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал. Н.И. Жинкин указал на взаимосвязь речи и движений.
Логопедические, клинические психологические и логопедические исследования показывают, что дети с дизартрией – это неоднородная категория детей с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Нарушение звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, произношение становится невнятными [16]. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Речевые и неречевые нарушения у детей с дизартрией проявляются в развитии речи, а также недостаточное понимание речи, развитие познавательных процессов [14, с. 156].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Понимание дизартрии как сложного речевого нарушения, классификация форм дизартрии
Несмотря на то, что клиническая картинна дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад, единственного определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы (К.А. Семенова, М.Я. Смуглин) относят к дизартрии только те формы речевой патологии, при которых нарушение звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц.
Другие (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова) толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы. В зависимости от локализации поражения клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.
Дизартрия – термин латинский, а в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения («дис» - нарушение признака или функции, «артрон» – сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [16; 18].
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Методика и организация экспериментального исследования
Нами были проанализированы методики для изучения речи детей со стёртой формой дизартрии, согласно цели курсовой работы. В исследовании принимало участие 16 детей (Приложение А).
Цель: изучить особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии.
Методика была разработана на основе тестовой методики Т. А. Фотековой с учетом особенностей развития речи детей дошкольного возраста.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р. И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой [10; 27].
Методика включает четыре серии заданий. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую серию вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.
Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.
Для серии I (кроме звукопроизношения), II, III – это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов, для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 и для серии IV – 5; 2,5; 1; 0.
I серия – Исследование сенсомоторного уровня – включает четыре группы заданий.
Первая группа состоит из 8 проб, представляющих собой звукосочетания и цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием традиционно используется для проверки фонематического восприятия.
Вторая группа заданий направлена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 8 движений и цепочек движений по показу.
Третья группа заданий направлена на исследование звукопроизношения на картинном материале по альбому для логопеда О. Б. Иншаковой.
Окончательная оценка звукопроизношения дается на основе всего обследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития речи является достаточно сложной, та как большинство детей испытывают речевые трудности. Одно из сложных речевых нарушения является «дизартрия», которое является одним из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушение произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. При даже минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата, общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия различных форм, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Анализ литературы и наше экспериментальное исследование показали, что дизартрия имеет стойкий характер и требует организации коррекционной работы. Из полученных результатов мы видим, что высокий уровень 19%, средний 31% и низкий 50% уровень речевого развития имеют дети со стёртой формой дизартрии. У детей есть стойкие нарушения произношения, недостаточно развит словарь, нарушение грамматического строя речи, связной речи, что мешает в овладении грамотой, а затем письмом и чтением.
Организация совместной деятельности воспитателя и логопеда является основным условием преодоления речевого нарушения, так как имеющиеся трудности отрицательно сказывается на личности ребёнка.
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 231 с.
2. Архипова, Е. Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии. //Коррекционная педагогика. – №1. – 2004. - с.36-42.
3. Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи : метод. пособие. – М.: Книголюб, 2005. – 55 с.
4. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятия с детьми. – М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 2008. – 173 с.
5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов – М.: Просвещение, 2012. – 341 с.
7. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж. – М. : Академия, 2003. – 96 с.
8. Елеуова, А. Е. Влияние компонентов просодики на речь при дизартрии / А.Е. Елеусова // Научный журнал. – 2016. – № 3 (4). – 167 с.
9. Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом и коррекционной работе с детьми 5 - 6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб, 2004. – 156 с.
10. Киселева, В. А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии // Школа здоровья. 1996. № 3. – 137 с.
11. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление: учебно-методическое пособие /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Воронеж: МОДЭК, 2003. – 288 с.
12. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей / Л.Р. Лизунова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. – 189 с.
13. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 267 с.
14. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.А. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 533 с.
15. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией // Логопедия №1-3. – 2004. – 326 с.
16. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой формы дизартрии):уч. пособие – СПб: изд –во РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 149 с.
17. Новотворцева, Н. В. Рабочие тетради по развитию речи. (Логопедические тетради). – Ярославль, Академия развития, 2015. – 146 с.
18. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
19. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
20. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 2008. – 272 с.,
21. Приходько О.П. Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2008. –160 с.
22. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 2006. – 211 с.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1950. – 144 с.
24. Рождественская, В. И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – 319 с
25. Трошин, О. В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.
26. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Уч. пособие для студ. высш. и средн. специальных пед. учеб. заведений: В 2 тт. Т.1. / Под ред. Л.С. Волковой , В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 290 с.
27. Чиркина, Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982. – 214 с.
28. Шаховская, С. Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / С.Н. Шаховская. – М.: Владос, 2011. – 290 с.
29. Шаховская, С. Н. Ринолалия. Дизартрия/ авт.- сост.: С.Н. Шаховская и др. – 2003. – 224 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Серии заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры для нормализации мышечного тонуса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры для нормализации голоса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Игры для нормализация речевого дыхания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Игры для нормализации просодической стороны речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Игры для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Игры для развития речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Конспект занятия на тему «И станет доброй Шапокляк».
ПРИЛОЖЕНИЕ М Конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Серии заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры для нормализации мышечного тонуса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры для нормализации голоса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Игры для нормализация речевого дыхания.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Игры для нормализации просодической стороны речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Игры для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.
ПРИЛОЖЕНИЕ И Игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ К Игры для развития речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Конспект занятия на тему «И станет доброй Шапокляк».
ПРИЛОЖЕНИЕ М Конспекты занятий по развитию речи детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты