Преемственность дошкольной математической подготовки и обучения математике в начальных классах
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Преемственность дошкольной математической подготовки и обучения математике в начальных классах»
по дисциплине: «Математика»
2021
45.00 BYN
Преемственность дошкольной математической подготовки и обучения математике в начальных классах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Математика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Блоки для тестирования детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровни выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендации для родителей «Математика в игре».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровни выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендации для родителей «Математика в игре».
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы преемственности математической подготовки детей дошкольного возраста и обучения математике в начальных классах
1.1 Сущность и значение преемственности математической подготовки детей дошкольного возраста и обучения математике в начальных классах
1.2 Пути реализации преемственности в работе учреждения дошкольного образования и школы по математической подготовке воспитанников
1.3 Готовность обучения ребенка в школе как научная проблема
Глава 2 Исследовательская работа по выявлению готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в школе
2.1 Выявление уровней сформированности готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальных классах
2.2 Содержание работы по формированию готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальных классах
2.3 Анализ эффективности опытно–экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Зачисление детей в школу – важное событие в жизни всей семьи. Статус «школьник» получает девочка или мальчик. Школа привносит в жизнь ребенка новый смысл. У ученика есть новые обязанности, которые он должен добросовестно выполнять. Должна быть сформирована социальная позиция учащихся: они должны хорошо учиться, соблюдать школьные правила, традиции и пожелания школьного коллектива, контролировать свое поведение. Когда ребенок готовится к школе, ему намного легче адаптироваться к новым условиям. Прежде всего, у ребенка должно быть желание ходить в школу, т.е. мотивация учиться.
Чтобы подготовить ребенка к школе, недостаточно научить его считать, распознавать буквы и читать. Подготовка к школе имеет гораздо более широкое значение. Мотивационная и психическая готовность ребенка к школе, эмоционально–произвольное развитие и физическое закаливание ребенка обеспечивается совместными усилиями как дошкольных учреждений, так и родителей. Учеба — это огромное бремя в жизни ребенка, и к нему нужно хорошо подготовиться, прежде всего физически.
Прием ребенка в школу – радостный, долгожданный момент, но в то же время стрессовый, беспокойный период как для родителей, так и для детей. Все родители хотят видеть в своих детях отличников, которые преуспевают во всех своих усилиях, поэтому они начинают заранее учить детей читать, писать, считать, забывая, что и чтение, и письмо основаны на развитии таких процессов, как: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. И если у ребенка не формируется хотя бы один из вышеперечисленных процессов, то школьное обучение создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.
Основная задача, стоящая перед системой дошкольного образования, – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Ведь если рассматривать учебную деятельность с точки зрения ее возникновения и развития, следует иметь в виду, что ее источником является только одно целостное психологическое образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике и взаимосвязанности.
Актуальность и специфика данной проблемы в современном дошкольном образовании обусловили выбор темы исследования.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы преемственности математической подготовки детей дошкольного возраста и обучения математике в начальных классах
1.1 Сущность и значение преемственности математической подготовки детей дошкольного возраста и обучения математике в начальных классах
Два смежных звена в системе образования–это школа и детский сад. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно–технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно–воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Данную проблему изучали такие ученые, как Л.П. Баданина, М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.В. Воронина, Е.Р. Гурбатова, И.Ю. Кулагина, Н. Я. Кушнир, Т.А. Нежнова, М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалёва.
Современные требования к математическому развитию детей — это развитие:
- познавательных интересов;
- интеллектуального развития;
- развитие исследовательской деятельности ребенка;
- развитие умения анализировать;
- развитие умения устанавливать ассоциативные связи;
- развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности; формирование предпосылок учебной деятельности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Глава 2 Исследовательская работа по выявлению готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в школе
2.1 Выявление уровней сформированности готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальных классах
Цели опытно–экспериментальной работы:
1. Констатирующий этап исследования – диагностическое обеспечение процесса готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальных классах.
2. Формирующие этап исследования – апробировать содержание работы по формированию готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальных классах.
3. Контрольный этап исследования – оценка эффективности работы по формированию готовности воспитанников старшего дошкольного возраста к обучению математике в начальных классах.
В нашем исследовании были определены возрастные границы контингента: дети от 5 до 7 лет. Воспитанники старшей группы, которым не исполнилось 6 лет, составили экспериментальную группу; воспитанники, возраст которых на момент начала исследования не превышал 7 лет, составили контрольную группу. В каждую группу было включено по 14 детей. Обследование детей проводилось индивидуально. Все задания дети выполняли заинтересованно, с удовольствием демонстрируя свои математические знания и умения.
Мы выделили следующий набор знаний и умений как необходимых для овладения математической деятельностью:
– возможность обозначения ряда объектов условным числом (числовая карточка, номер);
– возможность сравнивать количество элементов двух наборов объектов, различающихся пространственными характеристиками;
– знание ряда натуральных чисел в пределах 10;
– знание чисел (0–9);
– возможность выполнять дифференциальное сравнение чисел;
– знание состава первого десятка;
– возможность формировать предыдущее и следующее число из указанного (счетно–счетная единица);
– умение отсчитывать / присчитывать число 2.
Заключение
Одним из основных требований начального образования к математической подготовке является дальнейшее развитие логического мышления дошкольников. Математика – глубоко логическая наука. Приобщить ребенка даже к основам базовой математики совершенно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления. Обучение детей основам математики строится таким образом, что, прежде всего, на основе действий с определенными наборами и формирования у детей знаний об общих характеристиках формы, размера и количества, затем учат их считать, измерять, складывать и вычитать.
Освоение программы дает выпускникам дошкольных учреждений уверенность в изучении математики в школе. В первом классе происходит дальнейшее углубление знаний по математике. Преемственность в работе детских садов и школ по математике дает положительный результат в усвоении знаний детьми.
В детском саду или в первых классах четырехлетней школы математике уделяется четыре часа в неделю, также продолжительностью 35 минут, что уравновешивает их общую подготовку.
Программа математики школы построена таким образом, что за один год дети приобретают весь объем знаний и умений по формированию элементарных математических понятий, предусмотренный «Программой детского сада». Перед школой детские сады в любом случае должны иметь примерно одинаковый уровень подготовки по математике.
В детском саду программу разучивают быстрее, всего за год, поэтому вопрос методики чрезвычайно важен. Здесь активно внедряется игра как форма, прием и метод обучения, практическая деятельность детей с определенными наборами и пр.
1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов / Л.П. Баданина. – М.: Флинта, МПСИ, 2012. – 270 с.
2. Безруких М. Подготовка к школе: Истоки школьных проблем / М. Безруких // Начальная школа. – 2007. – №13. – С.16
3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
4. Венгер Л.А. Воспитание и обучение: Дошкольный возраст / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.
5. Воронина, Л.В. Математическое образование в период дошкольного детства: методология проектирования: автореф. дис. д–ра пед. наук / Л.В. Воронина. – Екатеринбург, 2011. – 47 с.
6. Величко, Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования / Ю.В. Величко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 2. – 235 с.
7. Гурбатова, Е.Р. Методика формирования готовности старших дошкольников к обучению математике в школе на основе онтогенетического подхода : дис. канд. пед. наук / Е.Р. Гурбатова. – Ярославль, 2008. – 203 с.
8. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин–тов / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2007. – 288 с.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе: Науч. ис–след. ин–т дошкольного воспитания. – М.: Педагогика, 2001. – 152 с.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд–во РОУ, 2005. – 144 с.
11. Кушнер, Н.А. Проблемы преемственности: детский сад, семья, начальная школа / Н. Я. Кушнир // Пралеска. – 2000. – № 2. – С. 19–22.
12. Морика Н. Готов ли ваш ребенок пойти в первый класс: Советы психолога / Н. Морика // Учительская газета. – 2008. – 3 ноября. – С.17.
13. Мухина B.C. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М., 2005. –239 с.
14. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вестник МГУ. – Психология. – 2008. – №1. – С. 34.
15. Немов Р.С. Психология. В 3–х книга / Р.С. Немов. – Кн.З. – М., 1995. – 509 с.
16. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6–7 летнего возраста / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 29.
17. Смолякова, И.Н. Картотека дидактических игр и упражнений по предматематическому развитию дошкольников / И.Н. Смолякова. – Мозырь: Содействие, 2011. – 116 с.
18. Леушина А. М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и начальной школе// «Личность, образование и общество в России в начале 21 века С–Пб: ЛОИРО. – 2001.–45с.
19. Сударенко, Е.С. Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников / Е.С. Сударенко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – №10 (40). – С. 112–119.
20. Стожарова, М.Ю., Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности : монография / М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалёва. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 128 с.
21. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Блоки для тестирования детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровни выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендации для родителей «Математика в игре».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Уровни выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендации для родителей «Математика в игре».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты